Понятие стилистической окраски

Если исходить из предмета стилистики, стилистически значимыми в языке и речи являются те языковые средства и способы их употребления, которые способствуют достижению выразительности речи и эффективной реализации коммуникативных задач в той или иной сфере. То есть либо эмоционально-экспресивный характер языковой единицы, либо функциональная ограниченность. С этими аспектам стилистики связано категория стилистической коннотации — дополнительного значения, приращения. =стилистическое значение, стилистическая окраска, маркированность, маркировка. Дополнительные значения, которые ограничивают возможность употребления этих единиц определёнными сферами общения. Ш. Балли: стилистика — наука об аффективных средствах языка. Природная и косвенная (социальная ограниченность) аффектация.

Коннотация вбирает в себя четыре аспекта: эмоциональный, экспрессивный (повышенная, усиленная и т.п.), стилистический, оценочный. В одном слове можгут реализоваться все четыре аспекта, а может и один. По происхождению и функционированию выыделяют три разновидности стилистической коннотации: собственно эмоционально-экспрессивная (губошлёп, забулдыга, мешанина. Есть или нет), традиционно-экспрессивные слова/средства (грядущий, стяг, стезя. Градуация), собственно функционально-стилистические (исходящий, истец, редуцированный, коммюнике).

В последние 15-20 лет возникло сомнение в том, что оценка и эмоции могут характеризоваться как стилистические понятия. Отсюда — другой вопрос: как соотносятся понятия стилистическое, экспрессивное, эмоциональное и оценочное. В последние годы эти вопросы решены. Во-первых, понятия стилистическое, оценочное и эмоциональное переплетаются: чем ярче эмоциональная окраска, тем у же сфера применения языкового средства (Д.Н. Шмелёв). Во-вторых, и тот, и другой вид окраски несёт информацию о содержании, целях, условиях общения при явной их нетожденственности.

Выводы:

ДП стилистически окрашенной единицы — это внеконтекстное восприятие этой окраски;

Имеет смысл говорить о разной степени окрашенности (М.Н. Кожина);

Стилистическую окраску могут иметь средства не только лексического уровня;

Окраска некоторых единиц усложняется за счёт того, что они ассимилируются в до поры до времени чуждом для себя контексте (например, книжные слова в СМИ используются для создания иронического смысла; это приводит к тому, что ирония начинает восприниматься на внеконтекстном уровне);

Роль стилистически окрашенных единиц в формировании и дифференциации стилей следующая:

основная часть языковых средств лишена стилистической окраски;

тексты в принципе не могут состоять из одинаково окрашенных средств;

стилистически окрашенные средства не принадлежат стилю, они лишь более частотны в данном стиле;

неверно думать, что стили отличаются друг от друга лишь с помощью стилистически окрашенных единиц. Стиль узнают с помощью сигналов, которыми являются языковые единицы, а определённая комбинация сигналов — это наиболее яркая примета стиля для носителя языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: