за 2009-2012 гг. [34]
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | ||||
млрд.руб. | % | млрдруб. | % | млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | |
Доходы КБ РТ, из них: | 140,6 | 176,2 | 200,9 | 210,7 | ||||
Налоговые доходы бюджета РТ - всего, в том числе: | 85,1 | 60,5 | 104,1 | 59,1 | 122,4 | 60,9 | 149,4 | 70,9 |
Налоги на прибыль, доходы | 56,4 | 40,1 | 73,3 | 41,6 | 88,1 | 43,9 | 105,9 | 50,3 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 7,1 | 5,0 | 10,3 | 5,8 | 11,2 | 5,6 | 13,7 | 6,5 |
Налоги на совокупный доход | 3,6 | 2,6 | 2,3 | 4,7 | 2,3 | 2,8 | ||
Налоги на имущество | 14,4 | 10,2 | 15,4 | 8,7 | 16,9 | 8,4 | 23,2 | 11,0 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 3,2 | 2,3 | 0,04 | - | 0,06 | - | 0,08 | - |
Государственная пошлина | 0,4 | 0,3 | 1,1 | 0,6 | 1,4 | 0,7 | 0,5 | 0,2 |
Неналоговые доходы | 6,4 | 4,6 | 7,3 | 4,1 | 18,8 | 9,4 | 13,3 | 6,3 |
Безвозмездные поступления | 49,1 | 34,9 | 64,8 | 36,8 | 59,7 | 29,7 | 22,8 |
Прогноз поступления доходов в бюджет Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан.
|
|
Виды доходов и нормативы зачисления доходов в бюджет Республики Татарстан соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Республики Татарстан.
Информация о структуре и динамике доходов бюджета Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов представлена в Приложении 2 к Заключению.
Доходы бюджета Республики Татарстан на 2013 год прогнозируются в объеме 128 328 252,5 тыс. рублей или 83,3% от прогнозного показателя, утвержденного на 2012 год Законом Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» с учетом изменений, принятых в трех чтениях в октябре 2012 года (далее – Закон Республики Татарстан о бюджете на 2012-2014 годы).
Информация о прогнозе поступления доходов в бюджет Республики Татарстан на 2013-2015 годы приведена в таблице 4
Таблица 4
Информация о прогнозе поступления доходов в бюджет Республики Татарстан на 2013-2015 годы[34]
№ п/п | Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
1. | Законопроект (2013-2015 гг.), тыс. рублей | 128 328 252,5 | 128 596 435,6 | 134 006 682,7 |
1.1. | к предыдущему году, тыс. рублей | -25 750 688,0 | 268 183,1 | 5 410 247,1 |
1.2. | к предыдущему году, в % | 83,3 | 100,2 | 104,2 |
2. | Закон Республики Татарстан о бюджете на 2012-2014 годы, тыс. рублей | 115 156 340,2 | 120 933 609,1 | - |
3. | Отклонение показателей Законопроекта от Закона Республики Татарстан о бюджете на 2012-2014 годы | |||
3.1. | тыс. рублей (строка 1 - строка 2) | 13 171 912,3 | 7 662 826,5 | - |
3.2. | в % (строка 1/строка 2) | 111,4 | 106,3 | - |
По сравнению с показателями, утвержденными в Законе Республики Татарстан на 2012-2014 годы, прогноз поступления доходов в бюджет Республики Татарстан на 2013 год увеличен на 13 171 912,3 тыс. рублей или на 11,4%, на 2014 год – на 7 662 826,5 тыс. рублей или на 6,3%.
|
|
Дотации из федерального бюджета. Законопроектом предусматривается поступление из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в 2013 году в объеме 1 498 742,3 тыс. рублей, что в 1,9 раза выше утвержденного показателя на 2012 год. Согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» основной объем дотаций предоставляется субъектам Российской Федерации на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года, предусматривающих в том числе повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
В 2014 и 2015 годах поступление дотаций не предусматривается.
Субсидии из федерального бюджета. Согласно Законопроекту на софинансирование расходов бюджета Республики Татарстан в 2013 году предусматривается поступление субсидий из федерального бюджета в объеме 2 046 692,9 тыс. рублей, что составляет 7,9% от утвержденного показателя на 2012 год.
Динамика поступления субсидий из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан в 2013-2015 годах представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Динамика поступления субсидий из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан в 2013-2015 годах (млн. руб.)
В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не распределены отдельные виды субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и в этой связи показатели поступления субсидий из федерального бюджета не окончательные и будут корректироваться.
Снижение объема субсидий также обусловлено завершение софинансирования по основным мероприятиям по подготовке и проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, изменением механизма финансирования расходов на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским работникам скорой медицинской помощи и на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики - с 2013 года финансируются за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На реализацию переданных Республике Татарстан государственных полномочий Российской Федерации в 2013 году из федерального бюджета предусматривается поступление субвенций в объеме 7 433 601 тыс. рублей, что составляет 79,4% от утвержденного показателя 2012 года.
Динамика поступления субвенций из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан в 2013-2015 годах представлена на рисунке 2
Рис. 2 Динамика поступления субвенций из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан в 2013-2015 годах (млн. руб.) [34]
Прогноз на 2014 и 2015 годы составляет 6 688 155,5 тыс. рублей и 7 017 490,7 тыс. рублей или 90% и 104,9% к показателю предыдущего года.
Поступления межбюджетных субсидий из местных бюджетов в бюджет республики в 2013 году планируются в объеме 1 313 492,2 тыс. рублей, что на 13,9% выше утвержденного показателя на 2012 года.
Динамика межбюджетных субсидий из местных бюджетов в бюджет Республики Татарстан в 2013-2015 годах представлена на рисунке 3
Рис. 3 Динамика межбюджетных субсидий из местных бюджетов в бюджет Республики Татарстан в 2013-2015 годах (млн. руб.) [34]
Законопроектом также предусмотрены прочие безвозмездные поступления в объеме 1 900 000 тыс. рублей на 2013 год, 1 616 000 тыс. рублей на 2014 год и 644 000 тыс. рублей на 2015 год.
Доходы бюджетов муниципальных образований
Доходы бюджетов муниципальных образований (местные бюджеты) формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
|
|
В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
За местными бюджетами БК закреплены местные налоги – земельный налог, налог на имущество физических лиц и минимально гарантированные, единые для всех муниципальных образований определенного типа нормативы отчислений от федеральных налогов:
– для поселений – 10% НДФЛ, 35% единого сельскохозяйственного налога;
– для муниципальных районов – 10% НДФЛ, 100% единого налога на вмененный доход, 35% единого сельхозналога;
– за городскими округами – сумма нормативов поселений и муниципальных районов – 20% НДФЛ, 70% единого сельскохозяйственного налога; 100% единого налога на вмененный доход.
С 2010 года в Республике Татарстан применяется практика передачи республиканской доли НДФЛ в местные бюджеты. Расчеты норматива налога проводятся по каждому муниципальному образованию в замещение расчетных сумм дотаций на планируемый год. На примере городского округа г. Казань рассмотрим налоговые поступления за 2012год и прогноз на 2013 – 2015г.г. Таблица 3.
|
|
Таблица 4
Налоговые доходы местного бюджета городского округа г.Казань за 2012г. и прогноз 2013 – 2015 гг. (в млн. руб.) [34]
Вид налогового поступления | Сумма налогового поступления (млн. руб.) | |||
годы | прогноз | 2014 прогноз | 2015 прогноз | |
Итого | 7 950,0 | 9 102,0 | 9 653,6 | 13 815,0 |
Темпы роста (в %) | ||||
налог на прибыль, доходы | 4 900,0 | 4 681, 8 | 5 022, 8 | 5 500,0 |
а) налог на доходы физических лиц | 4 500,0 | 4 681, 8 | 5 022, 8 | 5 300,0 |
налоги на совокупный доход | 996,0 | 1 418,0 | 1 489,0 | 1 960,0 |
а) налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 297,0 | 538,0 | 565,0 | 750,0 |
б) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 698,0 | 879,0 | 924,0 | 1 200,0 |
в) единый сельскохозяйственный налог | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
налоги на имущество | 1 712,0 | 2 850,0 | 2 990,0 | 3 100,0 |
а) налог на имущество физических лиц | 162,0 | 201,0 | 212,0 | 260,0 |
б) земельный налог | 1 550,0 | 2 649,0 | 2 778,0 | 3 090,0 |
государственная пошлина | 409,0 | 152,0 | 152,0 | 165,0 |
а) государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями | 134,0 | 146,0 | 146,0 | 162,0 |
б) государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий | 274,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
Неналоговые доходы местных бюджетов
доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;
части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 80 процентов.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов;
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов.
В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.
В бюджеты городских округов поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
На примере городского округа г. Казань рассмотрим неналоговые доходы местного бюджета за 2012год и прогноз на 2013г. Таблица 5
Таблица 5