ДИСЦИПЛИНА
Б.3.1.7 «Транспортная инфраструктура»
ТЕМА 5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Лекция 5
Учебные вопросы:
1. Основные принципы проектирования продольного профиля
Видимость в продольном профиле
Уравнение вертикальных кривых
Последовательность проектирования продольного профиля
1. Основные принципы проектирования продольного профиля
Продольный профиль – представляет собой изображение в уменьшенном масштабе проекции дороги на вертикальную поверхность, проходящую через её ось.
Проектирование продольного профиля или нанесение проектной линии заключается в установлении положения оси дороги по отношению к поверхности земли.
Основные принципы проектирования продольного профиля:
1) соблюдать основные технические нормативы для проектирования продольного профиля (радиус вертикальных выпуклых и вогнутых кривых, максимальные продольные уклоны, рекомендуемые отметки и др.);
|
|
2) добиваться наименьшего объема и стоимости земляных работ (при соблюдении норм проектирования и плавности проектной линии);
3) обеспечить отвод воды от дороги;
4) предусмотреть возможность размещения искусственных сооружений (мостов, труб, быстротоков, водобойных колодцев, консолей, испарительных бассейнов, путепроводов).
Продольный уклон
Наибольший продольный уклон, зависит от расчетной скорости и определяется по СНиП 2.05.02-85*:
Таблица 5.1 – Значения наибольшего продольного уклона
Расчетная скорость, км/ч | ||||||||
Наибольший продольный уклон, ‰ |
Для насыпей наименьший продольный уклон не ограничивается.
В выемках наименьший продольный уклон должен быть не менее 5‰ для обеспечения стока воды с проезжей части и выхода ее из выемки по кюветам. Поэтому горизонтальные площадки и выпуклые кривые в выемках проектировать нельзя.
Рекомендуемая рабочая отметка насыпи
Рекомендуемая рабочая отметка насыпи - это отметка, которой следует придерживаться при проектировании продольного профиля дороги, устанавливается в соответствии с ограничениями СНиП 2.05.02 – 85*. В зависимости от типа местности по характеру увлажнения определяют величину рекомендуемой рабочей отметки:
1) по наименьшему возвышению поверхности покрытия над поверхностью земли (для первого типа местности по характеру увлажнения):
hр = hпокр над пов,
где hпокр [м] – наименьшее возвышение поверхности покрытия над поверхностью земли для данных грунта рабочего слоя и дорожно-климатической зоны;
2) по наименьшему возвышению поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод или длительно стоящих вод (для второго типа местности по характеру увлажнения):
|
|
hр = hпокр над угв,
где hпокр над угв [м] – наименьшее возвышение покрытия над уровнем грунтовых вод или длительно стоящих вод (определяется по СНиП 2.05.02-85).
3) по наименьшему возвышению бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова (для третьего типа местности по характеру увлажнения):
hр = hбр над ур снег + Воб*iоб,
где hбр над ур снег [м] – наименьшее возвышение бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова;
Воб [м] – ширина обочины;
iоб [промилле] – уклон обочины.