Качественное состояние транспортного потока. Уровни удобства движения

Обобщающим показателем качественного состояния транспортного потока является понятие об уровне удобства движения [2].

Как уже было отмечено, каждой интенсивности движения присущ тот или иной характерный режим движения, описываемый стохастическими или динамическими моделями транспортного потока. В соответствии с этим различные условия движения характеризуются показателями: коэффициентом загрузки, коэффициентом насыщения и коэффициентом скорости, а сами условия движения (режимы движения) разделены на уровни удобства или обслуживания по граничным значениям перечисленных показателей.

Под уровнем удобства движения понимают качественное состояние потока автомобилей, при котором реализуются характерные условия труда водителей, условия комфортабельности поездки и экономичности перевозок, а также определенный уровень аварийности.

Для установления уровней удобства движения применяют следующие показатели [2]:

- коэффициент загрузки движением

, (1)

где N - интенсивность движения на полосе дороги, авт./ч;

P - пропускная способность данной полосы движения при допустимой (приемлемой) величине риска наезда сзади на впереди идущий автомобиль, авт./ч;

- коэффициент насыщения движением

, (2)

где - плотность транспортного потока при интенсивности движения N, авт/км;

- максимальная плотность транспортного потока, при превышении которой возникает затор, авт/км;

- коэффициент скорости движения

, (3)

где - средняя скорость транспортного потока, км/ч;

-скорость свободного движения, определяемая по допустимому риску () возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на участке дороги с проектными или фактическими параметрами плана, продольного и поперечного профиля дороги, км/ч.

На основе этих показателей введены четыре уровня удобства движения [2]: А, Б, В и Г.

Уровень удобства А характеризуется коэффициентом загрузки , коэффициентом насыщения и коэффициентом скорости . При уровне удобства А обгоны практически отсутствуют, автомобили не взаимодействуют между собой. Редкие обгоны характеризуются схемами, показанными на рис.3.2,а. Поездка комфортабельна. Режим движения транспортного потока – свободный. Дорога работает не эффективно.

Уровень удобства Б характеризуется следующими значениями названных показателей: . При уровне удобства Б образуются пачки автомобилей, однако основной схемой обгона отдельных тихоходных автомобилей и их пачек является обгон сходу, который характеризуется большой начальной ветвью траектории обгона и короткой конечной ветвью (рис. 3.2,б). При приближении коэффициентов загрузки и насыщения к верхним пределам уровня удобства Б (при и ) эмоциональная напряженность водителей быстро возрастает, частота обгонов увеличивается, снижается комфортабельность поездки. При уровне удобства движения Б режим или состояние транспортного потока называют частично связанным. С ростом коэффициентов загрузки и насыщения при данном уровне удобства экономичность перевозок изменяется от неэффективных до эффективных перевозок.

Уровень удобства В наблюдается при следующих значениях показателей: .В потоке еще встречаются большие интервалы между автомобилями (между пачками автомобилей), обгоны затруднены. Основные схемы обгона показаны на рис. 3.2,в. Эмоциональная напряженность водителя при уровне удобства В достигает наибольшего значения, в связи с необходимостью внимательно следить за впереди идущем автомобилем и повышенным риском столкновения в процессе обгонов (как данным автомобилем, так и встречным). Комфортабельность поездки резко снижается. Поток состоит из отдельных больших групп или пачек автомобилей. Такой режим движения называют связанным. С экономической точки зрения с ростом коэффициентов загрузки и насыщения при уровне удобства В транспортная работа дороги постепенно изменяется от эффективных перевозок к мало эффективным перевозкам.

Рис.2. Характерные схемы обгона: а) – при уровне удобства движения А; б) – при уровне удобства движения Б; в) – при уровне удобства движения В

Уровень удобства Г характеризуется следующими показателями: .Наблюдается сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями. На двухполосных дорогах обгоны, как правило, невозможны, если на встречной полосе движения установился тот же уровень удобства. Такое состояние потока близко к образованию затора. Эмоциональная напряженность водителя остаётся на высоком уровне, в связи с увеличением риска наезда на впереди идущий автомобиль. Водители и пассажиры испытывают наибольшие неудобства от поездки. Такой поток называют плотным (насыщенным). Экономичность перевозок с ростом коэффициентов загрузки и насыщенности при данном уровне удобства изменяется от мало эффективных до не эффективных.

Статистика ДТП показывает, что каждому уровню удобства движения на дорогах (вне населённых пунктов и узлов автомобильных дорог) соответствует вполне определенное распределение происшествий по их видам (табл.1).

Таблица 1

Влияние уровней обслуживания (удобства движения) на виды происшествий

и их количество (на дорогах общего пользования вне зон их пересечения)

Уровень обслуживания Относительное количество происшествий, %
опрокидывание или съезд с дороги наезд на пешехода или препятствие на обочине наезд на пешехода или препятствие на проезжей части Боковое столкновение при разъезде или попутном опережении Лобовое столкновение со встречным автомобилем при обгоне наезд сзади на впереди идущий автомобиль наезд на крупную неровность или выбоину
А Б В Г 86,1 26,9 8,1 0,3 0,8 0,7 0,2 0,1 5,0 10,3 5,9 1,5 0,4 0,7 0,8 0,3 7,0 56,3 25,0 3,6 0,2 4,9 59,9 94,2 0,5 0,2 0,1 0,0

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: