Что такое анализ, его генезис и основы?

Анализ обычно определяется как такой логический метод познания, при помощи которого последовательно выделяется и дифференцированно изучается содержание объектов в любой области. Как выделяется и что изучается?

Анализ - это расчленение, разложение (реальное или мысленное) изучаемого объекта. Именно путем расчленения объекта выделяется его содержание.

Расчленению подвергаются в основном три стороны объекта: Строение объекта (предмета, явления, процесса и т.п.) Выявляются «части», элементы, компоненты объекта. Свойства объекта (предмета, явления, процесса и т.п.) Отношения между элементами, компонен­тами объекта, между его свойствами

Так, например, анализируя урок, можно выделить его компоненты (это, условно говоря, первый уровень анализа - анализ строения объекта), затем определить свойства, функции и т.п. каждого из компонентов, например, начала урока (это - второй уровень анализа - анализ свойств объекта) и, наконец, выявить отношения между началом урока и, скажем, комплексом упражнений для усвоения грамматического материала, а его отношения, в свою очередь, с другими компонентами (это третий уровень анализа - анализ отношений). Третий уровень, видимо, наиболее сложный, во всяком случае, он наиболее важный., ибо именно отношения показывают как функционирует объект, именно отношения лежат в основе закономерностей, которые наука призвана вскрывать. Не случайно Ф. Энгельс говорил о том, что отношения, точнее взаимоотношения это - causa fmalis (конечная причина) всех вещей, что позади них нечего искать.

Вот почему, когда пишут, что цель анализа - познание частей как элементов сложного целого, то утверждают не всю правду: конечная цель анализа это и познание «частей» целого, и их свойств и функций, и, главное, их отношений. Все это создает предпосылки для формирования закономерностей, и в этом заключено огромное значение анализа как метода познания.

Как отмечается в философском словаре, «... в процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству»

Анализ - органическая составная часть любого исследования. Обычно используется после наблюдения или в процессе его. Поскольку наблюдение ограничено по своей природе, необходимо его продолжить логическим путем, т.е. через анализ. Поэтому вряд ли верно называть анализ первой стадией исследования. Скорее всего анализ появляется на каждом новом витке исследования, становясь все более сложным, поднимаясь на более высокий уровень.

Анализ выступает в основном в двух своих формах:

Чувственно-наглядная форма (на основе ощущений, восприятий, опыта и знаний; чувственная ступень познания) Абстрактно-логическая форма (на основе представления, суждений и понятий; мыслительная ступень познания)

Анализ возник вместе с практической деятельностью. Постепенно у человека появилась способность предварять свою деятельность анализом. Как это произошло и зачем это нужно?

Человек уже давно заметил, что любой предмет состоит из отдельных частей, и каждая часть отличается своими особенностями. Так, наблюдая за деревьями, человек выделял их отдельные части и познавал, что они состоят из ствола, корней, ветвей, листьев, коры и т. д.

Процесс анализа сопровождался образованием суждений об отдельных частях предмета и формированием понятий о существенных свойствах предмета и его частей, о взаимоотношении частей.

«Уже разведение ореха есть начало анализа», - писал Ф. Энгельс. Когда человек встречал в своей деятельности знакомый предмет, который ранее анализировался, он на основе обобщенного в сознании опыта мысленно пытался расчленять его на части и представить, что может произойти. У каждого человека прижизненно формировалась и все более совершенствовалась эта способность мозга. Тот, кто этой способностью обладал в большей степени, достигал больших успехов, ибо он скорее приходил к правильным выводам о явлениях, расчленив объект мысленно, лучше знал, как поступить с ним практически. Так сформировался логический прием анализа.

Думается, на основании этого можно сказать, что, пока тот или иной предмет (материал и т.п.) не подвергнут всестороннему анализу, он не познан.

В основе анализа лежит открытый И. П. Павловым принцип деятельности больших полушарий - принцип анализа и синтеза. Материальным органом анализа (как и синтеза) является не глаз, ухо или другой периферический орган чувств, а анализатор (синтез-анализатор) - сложный многозвеньевой прибор, в состав которого входят: рецепторы, центростремительные нервы, центры различных отделов центральной нервной системы, высшие центры данного восприятия, которые находятся в коре полушарий.

Важно заметить, что степень развития анализа (как и синтеза) зависит не от устройства рецепторов, а от развития его коркового представительства. Отсюда можно сделать важнейший для анализа вывод: первостепенную роль в анализе играют имеющиеся у человека знания и поставленная перед анализом задача, установка. Почему?

«Формирование образа, - пишет А. В. Славин, - есть активный целенаправленный процесс, решение определенной познавательной задачи. Именно в зависимости от стоящей перед субъектом задачи происходит отбор и упорядочение информации при создании образа. Процесс отбора связан в первую очередь с установкой индивидуума. Последняя проявляется в направленности внимания на те свойства и отношения вещей, которые имеют объективное значение для практической деятельности».

Дело в том, что любой предмет обладает бесконечным количеством составляющих его элементов. И если бы анализ преследовал задачу разложения предмета на все составные части, то цель оказалась бы невыполнимой. Нужный уровень исследования выделяется в зависимости от задач познания. Только практика человека определяет, какие признаки или стороны предмета, явления, вычленяемые в процессе анализа будут выделяться абстракцией.

Снова возьмем к примеру урок. Уровень нашего анализа урока будет зависеть от задачи исследования: анализ может быть функциональным или структурным, можно анализировать деятельность ученика или учителя на уроке, можно подвергнуть анализу зависимость достижения целей от используемых средств и т.д.

Одной из центральных категорий методики как науки является категория приема, т.к. он отражает сущность методической науки как таковой.

Прием есть основная единица обучающего воздействия. Как любая единица (в отличие от элемента), он обладает основными характеристиками целого (как молекула обладает свойствами всего вещества). Поэтому прием есть наименьшая единица учебного воздействия, имеющая самостоятельное значение,

Отсюда следует, что он должен включать в себя какие-то другие компоненты, выступающие в обучении по отношению к приему в роли элементов. Таковыми являются конкретные «средства обучения», «способы обучения» и «условия обучения», которые самостоятельного значения не имеют.

Таким образом, «прием-поступок» есть некое определенное сочетание средств, способов и условий обучения и имеет свой компонентный состав, а «прием понятие» есть модель, по которой строятся «приемы-поступки», и обладает своей структурой, т.е. устойчивыми связями между компонентами.

Эти связи обусловливают эффект обучающего воздействия приема, они воздействуют на «вызов» приемов учения и их набор. Выделение этих типов связей есть по сути дела классификация приемов.

Являясь категорией методики, прием может выступать и как единица технологии[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: