(практическое занятие, 2ч)
Цель: приобретение навыков диагностики конфликтных ситуаций, и стилей конфликтного поведения, а так же принятия решения по управлению конфликтными ситуациями.
План:
1. Диагностика конфликта.
2. Стили конфликтного поведения.
3. Управление конфликтами.
4. Способы разрешения конфликта.
Литература: [ 1, 2, 3, 5, 9, 10, 13, 18, 25, 28].
Рекомендации по проведению занятия:
В течение занятия студентам необходимо выполнить практическое задание и разобрать практическую ситуацию:
Студентам предлагается провести анализ конфликтных ситуаций и определить стили конфликтного поведения для следующих ситуаций:
Задача 1: Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили на меня штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
Задача 2: Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».
Задача 3: Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».
Задача 4: Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
Практическая ситуация:
Описание ситуации: В фирме «Полет» помощницу менеджера Ирину Иванову было решено перевести из центрального офиса компании в периферийный, для его усиления, на должность менеджера коммерческого отдела.
Однако, сотрудница наотрез отказалась переходить, так как периферийный офис находится очень далеко от ее дома, а у нее двое детей, а, кроме того, работу вне головного офиса компании она рассматривает как понижение.
«Получается, что меня повысили только для того, чтобы избавиться от меня», — говорила она своим коллегам и объясняла это решение личной неприязнью начальницы отдела Светланы Столиной. До этого она была на хорошем счету и считалась одной из лучших сотрудниц отдела, теперь же качество ее работы резко снизилось.
Усилия со стороны начальника отдела С. Столиной и менеджера по управлению персоналом Елены Киреевой, настаивавших на производственной необходимости, только усугубили ситуацию.
Иванова обратилась непосредственно к генеральному директору с просьбой разрешить этот спор. Нужно ли вмешиваться в такой конфликт?
Задание для анализа ситуации:
1. Проанализируйте конфликтную ситуацию.
2. Определите стили конфликтного поведения.
3. Предложите наиболее эффективный способ разрешения конфликта.