Направления изучения культуры. Культурологические школы и основные направления изучения культуры в современной культурологии: эволюционистское

Культурологические школы и основные направления изучения культуры в современной культурологии: эволюционистское, формационное, цивилизационное, деятельностное, антропологическое, этнологическое, семиотическое, теологическое, аксиологическое.

Классическая (гуманистическая) модель культуры. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность мышления как способ поиска истины в эпоху классического Ренессанса. Культ человека в эпоху гуманизма. Культ свободы и суверенности разума. Просвещение и концепции культуры. Принципы просвещенческой модели культуры: обращенность в будущее; целеполагание собственного разума (в отличие от божественной предопределенности средневековья); разрыв с традицией; секуляризация и превращение религии в «частное дело» человека; вера в прогресс; технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; культ науки как способа достижения процветания, благоденствия и совершенства человека и общества.

Линейный характер классической модели. Двойственность определения культуры у Ф. Бэкона: культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; культура как трансляция знания через педагогику. Р. Декарт о роли правил ума, моральных и правовых нормах в движении народов к цивилизации – гражданским порядкам. Лейбниц о непрерывном прогрессе и распространении культуры на все человечество («мироздание как машина»). Трактовка культуры Я. А. Коменского: образ совершенного творца в человеке; прогресс человечности к гармонии и единству.

Историко - материалистическая (формационная) модель культуры. К. Маркс и марксизм о культуре как результате всеобщего труда людей. Культура как синтез материального и духовного производства. Формационный подход к определению и классификации культуры. Критика противоречий рабовладельческой, феодальной и буржуазной культуры в марксизме. Соотношение экономики, политики и культуры. Культура и нации: национальное и интернациональное в развитии культуры. Всестороннее развитие личности как условие развития культуры. Феномен и смысл «культурных революций» в истории культуры. Идеалы и ценности социалистической культуры.

Цивилизационная модель культуры.Цивилизация (лат. – гражданский, государственный): 1) в некоторых случаях – синоним культуры; 2) уровень развития материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 4) эпоха упадка и деградация культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: