Психометрические методы

Психометрия (психометрические методы) — ис­следование количественных сторон, соотношений, ха­рактеристик психических процессов и явлений. Важ­нейшим признаком психометрии является стандарти­зация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направ­лена на создание психодиагностических методик, об­ладающих валидностью, надежностью и репрезента­тивностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагно­стики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Тестирование применяется в об­разовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психо­физиологических свойств и качеств личности, в про­фессиональной сфере при отборе и определении профпригодности, профессиональной экспертизе и реабилитации, а также при профессиональном кон­сультировании.

В тестировании выделяют три этапа:

• выбор теста, опросника (определяется исследова­
тельской задачей);

• проведение тестирования в соответствии с инст­
рукцией при соблюдении этических норм;

• обработку полученных данных и интерпретацию
результатов тестирования.

В профпсихологии важное значение приобретает диагностика специальных способностей и профес­сиональных достижений. Традиционные интеллекту­альные тесты направлены на измерение академичес­ких способностей. Они сосредоточены главным обра­зом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах профессионального отбора кандидатов на вакантную работу побудила пси­хологов разработать диагностику специальных (про­фессиональных) способностей. Разные отрасли произ­водства предъявляют к работникам специфические


требования. В целях профотбора, профконсультации, расстановки кадров, замещения вакантных рабочих мест необходимо иметь тесты, позволяющие определить выраженность профессионально значимых психофи­зиологических свойств, психологических качеств, про­фессиональных умений.

Тесты профессиональных достижений разраба­тываются для измерения степени овладения опреде­ленным видом деятельности либо для диагностики результатов профессиональной подготовки.

Дискуссионной является проблема диагностики потенциальных профессиональных возможностей. По мнению А.Анастази, все психологические тесты изме­ряют поведение индивида, которое отражает влияние прошлого обучения, и диагностируют достигнутый уровень развития специальных способностей1.

Е.М.Борисова, анализируя различия тестов специ­альных способностей и тестов достижений, отмечает, что первые служат для предсказания последующих успехов индивида в определенной области, последние же позволяют оценивать качество вполне конкретных достижений субъекта после прохождения им курса обучения или тренировки2.

Тесты специальных способностей широко приме­нялись за рубежом (в США) для оценки промышленно­го персонала. Наибольшую известность получил тест отбора персонала Э.Ф.Вандерлика. В основу теста была положена диагностика специальных умственных спо­собностей. Показатели теста растут с повышением образовательного и профессионального уровней испы­туемых. Можно констатировать, что на первых порах отсеивающие тесты для промышленного персонала определяли выраженность все же интеллектуальных способностей, а не специальных. Для диагностики специальных способностей стали разрабатывать тес­ты на основе глубокого анализа деятельности.

В зарубежной психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные, двигательные, тех-


нические и профессионализированные, куда входят художественные, управленческие, предпринимательс­кие, конвенциальные и др. В соответствии с выделен­ными способностями конструировались и различные тесты.

Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального отбора. Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способностей дифференцируются в зави­симости от профессионально значимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различение, вос­приятие глубины, мышечный баланс глаз. Очень рас­пространенным тестом, определяющим остроту зрения, является следующий: испытуемому показывают табли­цу, на которой изображены ряды печатных букв, по­степенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть буквы, которые указывает экспериментатор.

Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделе­ние сигналов из фона, наполненного шумами, разли­чение тембра, высоты звуков. Наиболее часто опреде­ляется острота слуха. При этом используется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произнося­щий какие-либо слова или простые предложения. Для измерения более сложных характеристик слуха, на­пример музыкального, применяют тесты музыкальной одаренности.

Диагностика двигательных способностей осуще­ствляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выполня­ются под контролем зрения, правильнее было бы гово­рить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу под­ражания или воспроизведения работы в меньших мас­штабах. За рубежом широкое распространение полу­чили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, ско­рость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки.

Приведем пример моторного теста. Перед испы­туемым кладется прямоугольная доска, состоящая из


двух секций, в каждой из которых по 48 отверстий. Отверстия одной из секций заполнены цилиндричес­кими стержнями, отверстия другой пусты. Испытуемо­му предлагают как можно скорее переставить стерж­ни из одной секции в другую, действуя одновременно двумя руками. Учитывается, какую часть работы ис­пытуемый успевает выполнить за определенный пе­риод времени. Свое основное применение моторные тесты находят при отборе промышленного и военного персонала.

Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических способностей. Под технически­ми способностями понимают сложные интеллекту­альные способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и сенсо-моторные умения. Тесты технических способностей применяют при профотборе инженеров, механиков, наладчиков и т.д. Широкое распространение получили тесты А.А.Беннета, Миннесотский тест на восприятие пространства1.

К последней группе специальных способностей А.Анастази относит профессионализированные спо­собности. Тесты, сконструированные для их измере­ния, используются при отборе персонала для опреде­ленной профессиональной области деятельности. Ши­рокую популярность в США получил канцелярский тест штата Миннесота. Тест определяет такие способности, как аккуратность, скорость восприятия, знание дело­вой терминологии, осведомленность, грамотность, хо­рошая речь.

К профессионализированным способностям отно­сятся также художественные, музыкальные, конструк­торские, исследовательские, предпринимательские, социальные и исполнительские способности. В зависи­мости от содержания конкретной деятельности разра­батываются тесты профессиональных способностей.

Тесты достижений диагностируют степень вла­дения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они изме­ряют влияние специальных программ обучения, про-


фессионалъной подготовки на эффективность обучения и овладение профессией. Другими словами, тесты до­стижений ориентированы в основном на оценку успе­хов индивида после завершения обучения.

Применяют обычно три формы тестов достижений: тесты действия, письменные и устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в конкретной профессиональной деятельнос­ти. Для выполнения теста либо используют производ­ственное оборудование, либо моделируют трудовые операции на тренажерах. Тесты действия широко при­меняются в конторских профессиях (технический сек­ретарь, машинистка, стенографистка, клерк и т.п.).

Письменные тесты достижений используются в профессиях, где важны специальные знания, осведом­ленность, грамотность. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, клас­сификационных признаков, технических характерис­тик, формул. Стандартизированная форма оценки но­сит более объективный характер, допускает групповую работу и не требует больших затрат времени.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию стандартизированных воп­росов, касающихся специальных профессиональных знаний. Вопросы подбираются на основе тщательного анализа профессиональной деятельности, наблюдения за квалифицированными работниками и экспертной оценки значимости каждого вопроса.

Использование тестов достижений для оценки профессиональной компетентности можно проиллюс­трировать на практике аттестации психологов в США1. Чтобы быть допущенными к экзамену на зва­ние психолога, кандидаты должны иметь университет­ское психологическое образование и проработать 2 года под руководством дипломированного психолога. Экза­мен состоит из двух частей:

• выполнить сто заданий с множественным выбором по семи областям деятельности: клинической пси­хологии, психологии развития, промышленной пси­хологии, общей экспериментальной психологии, те-

стированию и статистическому анализу, социаль­ной психологии и психологическому консультиро­ванию;

• дать описательные ответы на пять вопросов, один из которых — по методологии исследования и че­тыре — по любым двум из перечисленных семи областей деятельности. Эти области кандидат вы­бирает сам,

В каждом штате существуют свои законы присво­ения звания психолога и выдачи лицензии на практи­ческую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить общество от шарлатанов и некомпетент­ных лиц, объявляющих себя психологами.

В отечественной психологии профессионально ориентированные тесты широко применялись в 1920 — 30-е гг. в работах психотехников. Чаще всего это были адаптированные методики исследователей, которые использовались для профотбора, профконсультации и расстановки кадров. После известного постановления о педагогических извращениях в системе Наркомпро-са исследования в этой области были прекращены.

В 1970-е гг. диагностика специальных способнос­тей вновь становится предметом изучения советских психологов. Исследования способностей под руковод­ством К.М.Гуревича в Москве, Б.Г.Ананьева в Ленин­граде, Е.А.Климова в Казани, Ю.Сыэрда в Эстонии внесли значительный вклад в диагностику способнос­тей. Отличительная особенность советской тестоло-гии — подчеркивание ограниченных возможностей те­стирования при определении профессиональной при­годности. Во многом это было связано с пониманием профпригодности как качества, формируемого в про­цессе овладения профессией. Следует также отметить отсутствие социального заказа на психологический ин­струментарий по отбору и расстановке кадров.

Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей объясняется тем, что они позволяют специалистам по развитию персонала опе­ративно выявлять уровень профессиональной подго­товленности работника, следить за его профессиональ­ным становлением (карьерой) и прогнозировать про­фессиональные достижения.


В связи с введением в нашей стране аттестации госслужащих проблема диагностики с использовани­ем тестов достижений и специальных способностей приобретает особую актуальность.

Методы опроса — это способы получения инфор­мации в ходе непосредственного (интервью) или опос­редованного (опросник-анкета) общения исследовате­ля с испытуемым. Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надежность и валидность по­зволяют отнести их к психометрическим методам. К группе психометрических методов относятся все стандартизованные формы опроса. В профпсихологии широкое распространение получили опросники-анке­ты. К ним относятся биографические опросники, оп­росники интересов. Биографические опросники диаг­ностируют уровень и характер образования, виды про­фессиональной деятельности, смену места работы и профессии, хобби и т.п. По мнению А.А.Анастази, эти опросники являются валидными при предсказании успешности работы как для профессий неквалифици­рованного труда, так и для профессий высокого уров­ня квалификации1.

Опросники интересов предназначены для изме­рения образовательных и профессиональных интере­сов. Они применяются для решения задач професси­онального отбора. Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э.Стронгом в 1920 г. Он диагностирует четыре показа­теля интересов:

1) сходство интересов обследуемого с интересами
лиц, достигших успехов в определенной профес­
сии;

2) структуру интересов мужчин и женщин;

3) степень зрелости интересов;

4) уровень профессиональной подготовки2.

Один из последних вариантов этого опросника, разработанный в 1974 г., содержит 325 заданий, сгруппированных в 7 частей. В первых пяти частях

испытуемый отмечает свои предпочтения суждения­ми «нравится», «безразлично», «не нравится». Воп­росы в этих частях распределены по следующим категориям: профессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различ­ными типами людей. Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий (на­пример, иметь дело с вещами или с людьми) и отме­тить ряд утверждений о себе суждениями «да», «нет», «не знаю».

Другим распространенным опросником интересов является «Протокол профессиональных предпочтений» Г.Кьюдера (1966). Он предназначен для определения предпочтительных интересов индивида среди широко­го круга разных видов деятельности, но не прогнози­рует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.

Вопросы «Протокола...» относятся к типу триад вы­нужденного выбора. На каждый вопрос испытуемый отвечает, какой из трех перечисленных видов деятель­ности ему наиболее и наименее по душе (например: посещение картинной галереи, работа в библиотеке, посещение музея).

Шкалы интересов включают различные виды дея­тельности: научную, техническую, литературную, об­щественную и др., т.е. опросник Г.Кьюдера диагнос­тирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным профессиям.

Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способ­ностей личности, определяющих продуктивность учеб­но-профессиональной деятельности (при прочих рав­ных условиях — наличии исходных знаний, умений и навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, здоровья).

Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче уча­щийся приобретает новые знания и профессиональные умения, тем свободнее он ориентируется в учебно-профессиональных ситуациях, тем выше темп его про­фессионального развития. В основе профессиональной обучаемости лежит развитие сенсомоторных способ­ностей, психических процессов, а также мотивационно-волевых и эмоциональных качеств личности. Сте­пень развития и сочетание этих свойств определяют индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями.

Анализ психологической литературы по проблемам обучаемости показал, что исследователи разъединяют обучаемость и умственное развитие; важнейшим пси­хическим процессом, детерминирующим обучаемость, является мышление; важное значение в повышении уровня обучаемости принадлежит мотивам учения1. З.И.Калмыкова, признавая обучаемость как производ­ное от разнообразных особенностей психики, рассмат­ривает это понятие в более узком смысле — как общие умственные способности, ограничивая его содержание лишь спецификой мышления2.

К критериям обучаемости относятся:

• сформированное^ логических приемов мышления;

• самостоятельность мышления;

• преобладающий тип мышления.

Диагностика этих качественных характеристик мышления осуществляется при помощи широко при­меняемых в психологии методик.

В психологии профессий правомерно использовать понятие «профессиональная обучаемость» и в зависи­мости от содержания профессии конструировать ме­тодику диагностики. Основными диагностируемыми показателями станут следующие:

• мотивы выбора профессии и терминальные цен­
ности;

• уровень развития учебно-профессиональных спо­
собностей;

• самостоятельность и рефлексия.

Диагностика учебно-профессиональной обучаемо­сти позволит дифференцировать профессиональную подготовку специалистов, прогнозировать успешность профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: