1. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.
2. Научить правильно произносить звук [Ч].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
4. Упражнять ребенка в словообразовании.
5. Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.
6. Познакомить ребенка с употреблением предлога через.
7. Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
8. Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами короткие предложения.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.
Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.
|
|
Задание 2. Знакомство со звуком [Ч].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ч]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки не смыкаются;
— кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
— по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение. Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:
ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...
Повторить за взрослым серию слогов:
ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо...; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч...
Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ча-ач, чу-...; ач-ча, уч-...
Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):
гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...
Задание 6. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.
Бумага есть, перо есть,
Да без них писать не будешь. (Чернила)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте. (Часы)
Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач)
Снизу камень, сверху камень,
Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)
Задание 7. Взрослый произносит 3—5 слов со звуком [Ч], а ребенок должен запомнить их и повторить в той же последовательности.
|
|
Задание 8. Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах. Сколько раз встречается звук [Ч] в каждом из этих слов?
Стул — стульчик, замок —..., шнурок —..., узелок —..., носок —..., блин —..., диван —..., батон —...
Сук — сучок — сучочек, знак —..., внук —..., бак —..., крюк —... Легко — легче, мягко —..., громко —..., жарко —..., ярко —..., богато —..., мелко —..., крепко —...
Ваня — Ванечка, Оля —..., Гриша —..., Петя —..., Соня —..., Миша —...
Задание 9. Заменить первый звук в слове на звук [Ч]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.
Гайка — чайка, кашка —..., худо —...
Задание 10. Объяснить ребенку понятия: фамилия, имя и отчество. Вспомнить правило правописания собственных имен, обратить внимание на одинаковый последний звук [Ч] во всех мужских отчествах.
Иван — Иванович, Петр —..., Сергей —..., Андрей —...
Задание 11. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.
Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит в начале, в середине и в конце слова.
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Ча-ча-ча — дай мне калача.
Чу-чу-чу — я гулять хочу.
Чи-чи-чи — красные кирпичи.
Чо-чо-чо — ох, как горячо!
Ач-ач-ач — пришел врач.
Оч-оч-оч — скоро ночь.
Ич-ич-ич — красный кирпич.
Уч-уч-уч — у меня ключ.
Ачка-ачка-ачка — у Вовочки тачка.
Очка-очка-очка — у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка — у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка — у Вовочки птичка.
Задание 13. Знакомство с предлогом через.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку и т. д. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлога через, объясняет его значение и графическое изображение, просит составить предложения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).
Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.
Задание 14. Знакомство с буквой Ч.
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Ч?
Игры с буквой.
Задание 15. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами:
часы, час, удача, задача.
Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:
дачка — качка — пачка — тачка — почка — бочка — мочка — кочка — кучка — тучка.
Чтение, списывание предложений:
Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы. Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.
Тема № 36. Звуки [Ч] — [Т']