Основная стратегическая цель в области железнодорожного транспорта - развитие железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей возрастающие объемы перевозок грузов и пассажиров, а также беспрепятственный пропуск экспортных грузов в морские порты, находящиеся на территории Краснодарского края.
Для достижения поставленных целей в области железнодорожного транспорта будут выполнены следующие мероприятия:
- р азвитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам
Значение железнодорожного транспорта для бесперебойного обеспечения перевозок грузов через порты Азово-Черноморского бассейна в регионе уже в ближайшие годы может существенно возрасти.
Продолжаются работы по увеличению пропускной способности линий Таманского полуострова, строительству вторых путей и удлинению станционных путей на направлении Волгоград-Котельниково-Тихорецкая-Краснодар, по реконструкции Большого и Малого Новороссийских тоннелей.
В 2006 году в сообщении с портами Азово-Черноморского бассейна железнодорожным транспортом было перевезено около 57 млн.тонн внешнеторговых грузов, что составило более 32% от общего объема перевозок, осуществляемых через все порты страны.
|
|
По заявкам инвесторов объемы перевозок через порты Азово-Черноморского бассейна, осуществляемые с участием железнодорожного транспорта, могут возрасти к 2015 году почти в 3 раза по сравнению с уровнем 2006 года.
Рост объемов перевозок грузов в основном обусловлен увеличением перевозок через порт Новороссийск (на 15 млн.тонн или в 1,6 раза по отношению к 2006 году) с доведением объемов переработки внешнеторговых грузов станцией Новороссийск порядка 40 млн.тонн в год, а с учетом обработки внутрироссийских грузов - до 45 млн. тонн в год.
Также значительных рост грузопотоков прогнозируется на Таманском полуострове в связи со строительством нового порта Тамань. Планируется рост объема перевалки грузов на уровне 33,5 млн.тонн.
Для освоения прогнозируемых объемов грузовых перевозок в порты Азово-Черноморского бассейна необходимо выполнить значительные мероприятия по развитию объектов железнодорожной инфраструктуры.
Решение этого вопроса возможно только при комплексном рассмотрении задач развития ближних и дальних подходов к портам.
· основным мероприятием на ближних подходах является строительство двухпутного электрифицированного обхода Краснодарского узла и второго главного пути на участках Тимашевская-Крымская и Тихорецкая-Кореновск;
· после реконструкции Большого Новороссийского тоннеля пропускная способность участка составит 72 пары грузовых поездов, межпоездной интервал сократиться до 17 минут, так как будет осуществлен беспрепятственный пропуск поездов в тоннеле, что позволит освоить грузопоток в грузовом направлении 40 млн. тонн.
|
|
· строительство участковой станции 9 км. обеспечит улучшение эксплуатационной работы Северо-Кавказской железной дороги в период форс-мажорных обстоятельств по неприему поездов в порт Новороссийск. Строительство накопительно-перегрузочного терминала позволит ликвидировать проблему с «брошенными» поездами в период неблагоприятных погодных условий при закрытии морского порта Новороссийск для выполнения грузовых операций, формировать судовые партии, что сократит переработку ст.Новороссийск и ожидание подачи вагонов в порт.
· на направлении разъезд 9 км. -Кавказ для освоения перспективных перевозок в сообщениями с портами Таманского полуострова, а в большей степени со строящимся портом Тамань, планируется строительство второго пути на участке разъезд 9 км. -Красная Стрела и электрификация направления.
Выполнение мероприятий по увеличению пропускной способности позволит перевезти в порты Таманского полуострова дополнительный объем грузов около 33,5 млн. тонн.
В целях увеличение пропускной способности железной дороги в Краснодарском крае планируется построить на действующих линиях в общей сложности 640,6 км вторых путей.
-развитие пассажирских перевозок на участке Туапсе-Адлер
В последние годы, в связи с ростом пассажирских перевозок на участке Туапсе-Адлер в летний период, появились значительные трудности в движении пассажирских поездов из-за недостаточной пропускной способности линии. Дополнительную нагрузку на железнодорожную сеть региона вызовут перевозки, связанные с обеспечением обязательств страны по проведению Олимпиады в 2014 году.
Участок Туапсе-Адлер имеет протяженность 103 км. Состоит из 11 однопутных перегонов, 8 железнодорожных тоннелей длиной 3,5 км. и 271 моста развернутой длиной 7,1 км. При этом 85,7% участка проходит по береговой линии в зоне действия размывных и селевых процессов.
Размеры движения в существующем графике на участке Туапсе-Сочи составляют 57 пар поездов (40 пассажирских, 11 пригородных и 6 грузовых пар поездов), на участке Сочи-Адлер - 48 пар поездов (39 пассажирских, 6 пригородных и 3 грузовых пары поездов).
Для решения проблемы увеличения пропускной способности на ближайшую перспективу, улучшения качества обслуживания пассажиров и обеспечения роста пригородных перевозок, необходимо построить 30 км. вторых путей, что позволит перевести дополнительно к существующим объемам 10-12 млн. тонн груза.
- развитие скоростного пассажирского движения
Планируется модернизация существующих железнодорожных участков Ростов – Тимашевская – Краснодар – Горячий Ключ – Туапсе - Адлер, Ростов – Тихорецкая – Армавир – Минеральные Воды, Краснодар – Кавказская для организации скоростного (до 160 км/ч) пассажирского движения.
- обеспечение перевозок грузов и пассажиров в связи с подготовкой и проведением зимних Олимпийских игр в г.Сочи в 2014г.
Согласно прогнозным оценкам для строительства Олимпийских объектов ожидается дополнительное поступление грузопотока в объеме до 100 млн. тонн. От 50-70% этого объема планируется к перевозке железной дорогой.
Исходя из этого, срочного решения требует необходимость реконструкции и строительства погрузочно-выгрузочных терминалов общего и не общего пользования.
Сегодня выгрузка строительных и инертных грузов осуществляется на четырех станциях - Лазаревская, Адлер, Сочи и Веселое.
По итогам 2006 года выгрузка на всех терминалах этих станций составила 3,5 млн. тонн, превысив показатели 2000 года на 40 %. В текущем году объем выгрузки может превысить 4 млн. тонн.
|
|
С целью организации дополнительных грузовых дворов для обеспечения строящихся олимпийских объектов инертными грузами и строительными материалами, позволяющих переработать объем поступающего грузопотока 10-12 млн. тонн в год, определены следующие земельные участки:
1). На территории бывших теплиц совхоза «Сочинский» на ординате железной дороги 1992 км. ПК 6 -1993 км. ПК 2.
Предложенная территория составляет ориентировочно 20 га, на которой возможно расположить грузовой двор со следующими обустройствами:
· 4 повышенных пути для выгрузки инертно-строительных грузов вместимостью по 23 вагона (каждый);
· железнодорожного пути вместимостью 20 вагонов и грузовой площадки размером 300*24 м. для выгрузки тяжеловесных грузов;
· прирельсовый склад для выгрузки цемента вместимостью 4000 тонн.
Грузовой двор обеспечит выгрузку инертно-строительных грузов - 3,9 млн. тонн в год и тяжеловесных грузов - 290 тыс. тонн в год. Подача вагонов на грузовой двор будет осуществляться со станции Веселое со строительством соединительного пути протяженностью 2,5 км.
2). На свободной территории в районе подъездного пути ТО-44 на ординате железной дороги 1996 км. ПК1+50;
Для выгрузки инертно-строительных грузов СКЖД предлагается разместить грузовой двор со следующими показателями:
· два повышенных пути вместимостью по 23 вагона (каждый);
· грузовой двор обеспечит среднесуточную выгрузку 90 вагонов в сутки, что составляет 2 млн. тонн в год;
Для строительства грузового двора размером 500*80 м. потребуется 4 га. земли.
3). В границах ОАО «Международный аэропорт Сочи» на ординате железной дороги 1990 км. ПК 7-9 площадью 4 га. с предполагаемым обслуживанием со станции Адлер и размещением обустройств аналогично п.2.
Для устранения имеющихся недостатков и обеспечения перевозок возрастающего грузопотока экспортных грузов, грузов для обеспечения строительства объектов олимпийской инфраструктуры и развития пассажирских перевозок на перспективу до 2014 года ОАО «РЖД» разработало комплекс организационно-технологических и технических мероприятий, а также проектов, связанных с проведением Олимпиады:
|
|
· Организация интермодальных пассажирских перевозок «Адлер-Аэропорт»;
· Организация скоростного движения по направлению Москва-Адлер;
· Организация железнодорожного сообщения от Сочи до Красной поляны.
ОАО «РЖД» поручило своим структурным подразделениям обеспечить разработку в первом квартале 2008 года обоснования инвестиций строительства новой скоростной железной линии Адлер-Красная Поляна с последующей передачей Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г.Сочи для реализации проекта при участии в составе ОАО «РЖД», «Бомбарьдье Транспортейшн», «Финмеканика Групп» и ОАО «Мосгипротранс».
- организация пригородного железнодорожного сообщения на территории Краснодарского края
Учитывая наметившуюся в последние годы тенденцию роста спроса населения на отдых в санаторно-курортных зонах Черноморского побережья и в пассажирских железнодорожных перевозках, в настоящее время невозможно организовать пропуск дополнительных пассажирских и пригородных поездов в удобное для пассажиров время.
В обеспечении перевозок населения Краснодарского края в пригородном сообщении железнодорожный транспорт сохраняет ведущее положение на рынке транспортных услуг в связи с наличием ряда конкурентных преимуществ:
- минимальный ущерб окружающей среде за счет использования электрической тяги;
- перевозки осуществляются независимо от времени года и погодных условий;
- сравнительно низкие тарифы;
- безопасность движения.
Анализ финансовых результатов работы железнодорожного пассажирского комплекса показывает, что пассажирские перевозки убыточны.
Основными причинами убыточности этого вида перевозок, помимо их социальной направленности и связанных с этим финансовых потерь от низкого тарифа и предоставления пассажирам права льготного проезда, являются:
- изношенность подвижного состава;
- недостаточные комфортность и удобства в поездах;
- недостаточная интенсивность движения поездов, вызывающая отток пассажиров на другие виды транспорта;
- ограниченность сервисных услуг, предоставляемых пассажирам, как в поездах и на вокзалах, так и в целом при организации перевозок.
Учитывая изложенное, работа региональной пригородной компании с самостоятельным балансом, позволила бы сформировать законченный бюджет издержек и в последующем периоде грамотно определять тарифную политику, решать вопросы государственной поддержки железнодорожного пригородного комплекса.
В настоящее время проходит процесс согласования закона «Об организации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении на территории Краснодарского края».
Целями разрабатываемого закона являются:
1) удовлетворение потребностей населения в качественных транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности;
2) установление правовых и экономических основ в функционировании пригородного железнодорожного транспорта;
3) обеспечение конкурентного рынка транспортных услуг;
4) обеспечение единства подходов к системе правового регулирования в сфере пригородных пассажирских перевозок.
- вынос участка железной дороги Краснодар 1 – рзд. Витаминкомбинат
Целью Проекта является создание долгосрочного инфраструктурного базиса для обеспечения стратегического развития транспортных коридоров Юга России, повышения инвестиционного и экономического потенциала Краснодарского края, создания условий для развития г.Краснодара
С целью решения транспортных и градостроительных проблем г.Краснодара, рассматривается вариант выноса железнодорожного участка Краснодар 1 – Витаминный за пределы города и строительство обводной железной дороги рзд.Витаминкомбинат – Краснодар Сорт. Также предполагается перенос функций по формированию и сортировке грузов с территорий станций Краснодар-1, Краснодар-2 на территорию Логистического парка и станцию Краснодар-Сортировочный.
На освобождаемой территории планируется строительство автомобильной трассы непрерывного нерегулируемого движения от ул.Солнечная до р.Кубань в районе ул. Челюскина со строительством автомобильного моста через р.Кубань. Строительство трассы будет реализовано в двухуровневом эстакадном исполнении на территории демонтируемой железнодорожной ветки.
-развитие железнодорожной инфраструктуры к «Игорной зоне» (Щербиновский район)
На полигоне Краснодарского края ближайшая к «Игорной зоне» железнодорожная станция Старощербиновская расположена в Щербиновском районе на железнодорожном участке Староминская – Ейск.
Для обеспечения пассажирских перевозок в игорную зону считаем возможным строительство нового железнодорожного участка «ст.Старощербиновская – Игорная зона» протяженностью 30 км. с выделением земли около 200 га. под трассу, строительством искусственных сооружений. Ориентировочные затраты на проектирование и строительство железнодорожного участка «ст.Старощербиновская – Игорная зона» составят около 12,0 млрд. рублей.
Реализация мероприятий стратегии позволит достичь следующих показателей отрасли «Железнодорожный транспорт» на период до 2020г.
Показатели | ед. изм. | 2005г. | 2006г. | Темпы роста 2006г. к 2005г., % | 2020г. | Темпы роста 2020г. к 2006г. |
Перевозка (отправление) грузов | млн. т | 27,5 | 30,4 | 63,6 | в 2 раза | |
Перевозка (отправление) пассажиров | млн. чел. | 16,7 | 18,3 | 39,6 | в 2,2 раза | |
Грузооборот | млн. т-км. | 27,6 | 29,2 | 48,0 | в 1,6 раза | |
Пассажирооборот всего | млн. пасс-км. | 9905,2 | в 1,9 раза |