Задача 2. Фирма «Форсаж», занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов

Фирма «Форсаж», занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку Q т цемента от Новороссийского цементного завода (Краснодарский край) до Олимпийского центра в Сочи.

Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения автотранспортных предприятий, портов, перевалочных пунктов и распределительного центра получателя, представлена на рисунке. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.

Рис. 2. Маршрутная карта, расстояния обозначены в км.

Транспортировка может осуществляться по нескольким схемам:

1 и 2 схемы: Автомобильным транспортом из Новороссийска до Сочи. В данном случае необходимо учесть тот факт, что собственного автомобильного транспорта цементный завод не имеет, следовательно, необходимо обращаться к автотранспортным предприятиям, расположенным в Анапе или в Крымске.

3 схема: Железнодорожным транспортом от Новороссийска, через Адыгейск, Горячий ключ и Туапсе до Сочи. Причем Новороссийский цементный завод имеет собственный железнодорожный транспорт.

4, 5 и 6 схемы: Морским транспортом от Новороссийска до Сочи, вдоль береговой линии. При выборе данного варианта транспортировки цемента возможно воспользоваться услугами как НМТП(Новороссийского морского торгового порта), так и обратиться в ближайшие порты для аренды морских судов (Анапа). Также выбор морского транспорта обязывает доставить партию цемента в порт под погрузку ж/д транспортом цементного завода, расходы на данную перевозку по городу берет на себя завод и при расчетах ею можно пренебречь.

Для обеспечения этих поставок фирма «Форсаж» заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с цементным заводом на перевалку и хранение цемента. В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающих требованиям, предъявляемым к автомобильным перевозчикам: первое – в г.Анапа, второе – в г.Крымске.

Необходимо выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат. Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл.5.


Таблица 5

Варианты схем транспортировки цемента

Показатель Схема 1 Схема 2 Схема 3 Схема 4 Схема 5 Схема 6
Перевалка Новороссийский цементный завод Новороссийский цементный завод Новороссийский цементный завод Новороссийский цементный завод Новороссийский цементный завод Новороссийский цементный завод
Перевозчик Анапское АТП Крымское АТП Железнодорож-ный транспорт Новороссийск Морской транспорт Новороссийск Морской транспорт Анапа Морской транспорт Геленджик
Маршрут Новороссийск– Туапсе– Сочи. Новороссийск– Туапсе– Сочи. Новороссийск– Адыгейск – Туапсе– Сочи. Новороссийск– Туапсе– Сочи. (вдоль береговой линии) Новороссийск– Туапсе– Сочи. (вдоль береговой линии) Новороссийск– Туапсе– Сочи. (вдоль береговой линии)

Также известны тариф за подачу транспорта к месту погрузки Tподачи для всех видов транспорта, тарифная стоимость перевалки Tперевалки, тарифы за транспортировку Tтрансп. и грузоподъёмность транспортных средств.

Исходные данные по вариантам:

Таблица 6

Показатель Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3 Вариант №4 Вариант №5 Вариант №6
Варианты схем транспортировки 1,2,3,4 1,3,5,6 1,2,3,5 3,4,5,6 1,3,4,5 2,3,4,6
Q, тыс.т            
Tподачи, у.е./км Автомобильный транспорт 0,45 0,5 0,26 0,32 0,44 0,39
Морской транспорт 0,7 0,69 0,72 0,8   0,85
Tперевалки, у.е./т.     7,7   8,2 8,5
Tтрансп., у.е./ткм Анапское АТП   1,8
Крымское АТП 1,9 1,5
Железнодорожный транспорт 0,8 0,9
Морской транспорт: Новороссийск 1,3 1,5
Морской транспорт: Анапа 1,4 1,7
Морской транспорт: Геленджик 1,9 1,2
q, т Автомобильный транспорт  
Железнодорожный транспорт  
Морской транспорт 7 000

РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ. Задача коммивояжера*

Компания – поставщик «Текстиль Импорт» занимается поставкой тканей из Европы. В исследуемом районе находится пять магазинов, приобретающих продукцию компании «Текстиль Импорт». Необходимо разработать маршрут таким образом, чтобы сэкономить затраты времени и снизить протяженность полученного пути. Расположение потребителей представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Расстояние между магазинами – потребителями, км.

Методические рекомендации:

Исходной информацией для решения задачи являются условные схемы размещения пунктов, которые должны быть включены в маршрут, и матрица расстояний C = (cij) между этими пунктами, (табл. 7) в километрах.

Таблица 7

Магазины - потребители Магазины - потребители
А Б В Г Д
А -        
Б   -      
В     -    
Г       -  
Д         -

Алгоритм решения состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Исходную матрицу (табл. 7) необходимо заполнить таким образом, чтобы матрица стала симметричной по отношению к главной диагонали (табл.8).

Таблица 8

Магазины – потребители (пункт отправления) i Магазины – потребители (пункт назначения) j min
А Б В Г Д
А -          
Б   -        
В     -      
Г       -    
Д         -  

Этап 2. Получение приведенной матрицы, т.е. такой матрицы, которая имеет хотя бы один нулевой элемент. Для получения приведенной матрицы в каждой строке необходимо найти минимальный элемент и выписать его с правой стороны матрицы. Это вектор-столбец вида (6,10,12,6,10) (табл.8). Из элементов соответствующей строки вычитаем минимальное значение элемента этой строки и получаем приведенную матрицу по строкам (табл. 9).

Таблица 9

Магазины – потребители (пункт отправления) i Магазины – потребители (пункт назначения) j
А Б В Г Д
А -        
Б   -      
В     -    
Г       -  
Д         -
min          

Затем в каждом столбце находится минимальный элемент и записывается внизу матрицы. Это вектор-строка вида (0, 1, 5, 0, 1) (табл. 9). Из элементов соответствующего столбца вычитается минимальное значение элемента этого столбца и получают приведенную матрицу (табл.10). Математически доказано, что сделанные описанным способом процедуры получения приведенной матрицы (табл. 10) сохраняют свойства исходной матрицы.

Элемент приведенной матрицы cij называется полюсом, если cij = 0.

Таблица 10

Магазины – потребители (пункт отправления) i Магазины – потребители (пункт назначения) j
А Б В Г Д
А          
Б          
В          
Г          
Д          

Этап 3. Последовательно для каждого полюса нужно выполнить следующее:

· для строки i0, где находится полюс, находим минимальный элемент этой строки, исключая значение только для самого этого полюса:

· для столбца j0, где находится полюс, находим минимальный элемент этого столбца, исключая значение только для самого этого полюса.

Находим значение параметра d(i0, j0) по формуле:

d(i0, j0) = min (ci0j) + min(cij0 )

Имеем:

d14 = 3 + 0 = 3,

d21 = 0 + 0 = 0,

d23 = 0 + 1 = 1,

d25 = 0 + 3 = 3,

d34 = 2 + 0 = 2,

d41 = 1 + 0 = 1,

d51 = 0 + 0 = 0,

d52 = 0 + 2 = 2.

Этап 4. Находим параметр h(i0,j0) по формуле:

h(i0,j0) = max (d(i0, j0))

Если таких значений будет несколько, можно выбрать любое. Выбранный параметр h(i0,j0) показывает направление движения: нужно двигаться из пункта i0 в пункт j0. Чтобы не было возврата, делаем запрет, полагая c(j0,i0) = ∞.

В исследуемом примере – это h14 = 3 и h25 = 3.

Возьмем первый случай: h14. Так как i0 = 1, а j0 = 4, то будем двигаться из пункта 1 в пункт 4 (рис. 4). В этом случае запрет будет иметь вид с41=∞.

Этап 5. Вычеркиваем строку i0 и столбец j0, сохраняя номера строк и столбцов матрицы неизменными. Для нашего примера это будет матрица табл.11.

Таблица 11

i j
А Б В Д
Б        
В        
Г      
Д        

Этап 6. Если после вычеркивания в полученной матрице нет ни одного полюса, то необходимо создать полюсы, применяя процедуры, описанные для этапа 2. Получив приведенную матрицу, в которой имеются полюсы, переходим к этапу 3.

Если после вычеркивания получаем матрицу (2Х2), то эту матрицу будем называть тривиальной, так как она позволяет однозначно достроить маршрут до кольцевого маршрута и получить решение задачи.

Рассмотрим последовательность действий для нашего примера.

Так как в табл.11 имеются полюсы, то для каждого полюса находим d-параметры:

d21= 0 + 0 = 0

d23= 0 + 1 = 1

d25= 0 + 8 = 8

d51= 0 + 0 = 0

d52= 0 + 2 = 2

Находим h-параметр. Получим: h(i0,j0) = d25 = 8

Вычеркиваются строка i0 = 2 и столбец j0 = 5 и полагаем элемент c52=∞. Проводим стрелку от пункта 2 к пункту 5, согласно процедуре этапа 4 (рис. 5).

После этого составляется новая матрица (табл. 12).

Таблица 12

I J
А Б В
В      
Г    
Д    

Так как в табл. 11 имеются полюсы, снова рассчитываем d- и h-параметры. Получим: d51 = 2 + 11 = 13

Находим h-параметр. Получим: h(i0,j0) = d51 = 13

Организуем перевозку из пункта 5 в пункт 1(рис.6). Чтобы избежать зацикливания 2-5-1-4-2, полагаем с42=∞. Вычеркивается строка i0 = 5 и столбец j0 = 1. Чтобы избежать зацикливания, полагаем с15=∞. (в нашем случае этот элемент отсутствует) Получаем матрицу табл. 13.

Таблица 13

I J
Б В
В    
Г  

Получена тривиальная матрица (2х2). По значениям этой матрицы строим две связи: 4 – 3 (т. к. по табл.13 «расстояние» между этими пунктами самое короткое) и 3 – 2, чтобы получить замкнутый циклический маршрут (см. рис. 7 и 8 соответственно).

Протяженность кольцевого маршрута составляет 28 км. Это можно проверить по исходным данным табл. 5, обходя по контуру маршрута, начиная с пункта 1:

Маршрут L:1-4-3-2-5-1

L=6+12+15+11+10=54 (км).

Рис 4. Рис 5. Рис 6.
Рис 7. Рис 8.  
         

Варианты заданий для самостоятельной работы:

Задача 3*

Компания «Капелька» является поставщиком бытовой химии. В исследуемом районе находится пять магазинов, приобретающих продукцию компании «Капелька». Необходимо разработать маршрут коммивояжера таким образом, чтобы сэкономить затраты времени и снизить протяженность полученного пути. Расположение потребителей по вариантам представлено на рисунках, с указанием расстояния между ними в километрах.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: