Фирма «Форсаж», занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку Q т цемента от Новороссийского цементного завода (Краснодарский край) до Олимпийского центра в Сочи.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения автотранспортных предприятий, портов, перевалочных пунктов и распределительного центра получателя, представлена на рисунке. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Рис. 2. Маршрутная карта, расстояния обозначены в км.
Транспортировка может осуществляться по нескольким схемам:
1 и 2 схемы: Автомобильным транспортом из Новороссийска до Сочи. В данном случае необходимо учесть тот факт, что собственного автомобильного транспорта цементный завод не имеет, следовательно, необходимо обращаться к автотранспортным предприятиям, расположенным в Анапе или в Крымске.
3 схема: Железнодорожным транспортом от Новороссийска, через Адыгейск, Горячий ключ и Туапсе до Сочи. Причем Новороссийский цементный завод имеет собственный железнодорожный транспорт.
|
|
4, 5 и 6 схемы: Морским транспортом от Новороссийска до Сочи, вдоль береговой линии. При выборе данного варианта транспортировки цемента возможно воспользоваться услугами как НМТП(Новороссийского морского торгового порта), так и обратиться в ближайшие порты для аренды морских судов (Анапа). Также выбор морского транспорта обязывает доставить партию цемента в порт под погрузку ж/д транспортом цементного завода, расходы на данную перевозку по городу берет на себя завод и при расчетах ею можно пренебречь.
Для обеспечения этих поставок фирма «Форсаж» заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с цементным заводом на перевалку и хранение цемента. В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающих требованиям, предъявляемым к автомобильным перевозчикам: первое – в г.Анапа, второе – в г.Крымске.
Необходимо выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат. Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл.5.
Таблица 5
Варианты схем транспортировки цемента
Показатель | Схема 1 | Схема 2 | Схема 3 | Схема 4 | Схема 5 | Схема 6 |
Перевалка | Новороссийский цементный завод | Новороссийский цементный завод | Новороссийский цементный завод | Новороссийский цементный завод | Новороссийский цементный завод | Новороссийский цементный завод |
Перевозчик | Анапское АТП | Крымское АТП | Железнодорож-ный транспорт Новороссийск | Морской транспорт Новороссийск | Морской транспорт Анапа | Морской транспорт Геленджик |
Маршрут | Новороссийск– Туапсе– Сочи. | Новороссийск– Туапсе– Сочи. | Новороссийск– Адыгейск – Туапсе– Сочи. | Новороссийск– Туапсе– Сочи. (вдоль береговой линии) | Новороссийск– Туапсе– Сочи. (вдоль береговой линии) | Новороссийск– Туапсе– Сочи. (вдоль береговой линии) |
Также известны тариф за подачу транспорта к месту погрузки Tподачи для всех видов транспорта, тарифная стоимость перевалки Tперевалки, тарифы за транспортировку Tтрансп. и грузоподъёмность транспортных средств.
|
|
Исходные данные по вариантам:
Таблица 6
Показатель | Вариант №1 | Вариант №2 | Вариант №3 | Вариант №4 | Вариант №5 | Вариант №6 | |
Варианты схем транспортировки | 1,2,3,4 | 1,3,5,6 | 1,2,3,5 | 3,4,5,6 | 1,3,4,5 | 2,3,4,6 | |
Q, тыс.т | |||||||
Tподачи, у.е./км | Автомобильный транспорт | 0,45 | 0,5 | 0,26 | 0,32 | 0,44 | 0,39 |
Морской транспорт | 0,7 | 0,69 | 0,72 | 0,8 | 0,85 | ||
Tперевалки, у.е./т. | 7,7 | 8,2 | 8,5 | ||||
Tтрансп., у.е./ткм | Анапское АТП | 1,8 | |||||
Крымское АТП | 1,9 | 1,5 | |||||
Железнодорожный транспорт | 0,8 | 0,9 | |||||
Морской транспорт: Новороссийск | 1,3 | 1,5 | |||||
Морской транспорт: Анапа | 1,4 | 1,7 | |||||
Морской транспорт: Геленджик | 1,9 | 1,2 | |||||
q, т | Автомобильный транспорт | ||||||
Железнодорожный транспорт | |||||||
Морской транспорт | 7 000 |
РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ. Задача коммивояжера*
Компания – поставщик «Текстиль Импорт» занимается поставкой тканей из Европы. В исследуемом районе находится пять магазинов, приобретающих продукцию компании «Текстиль Импорт». Необходимо разработать маршрут таким образом, чтобы сэкономить затраты времени и снизить протяженность полученного пути. Расположение потребителей представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Расстояние между магазинами – потребителями, км.
Методические рекомендации:
Исходной информацией для решения задачи являются условные схемы размещения пунктов, которые должны быть включены в маршрут, и матрица расстояний C = (cij) между этими пунктами, (табл. 7) в километрах.
Таблица 7
Магазины - потребители | Магазины - потребители | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
А | - | ||||
Б | - | ||||
В | - | ||||
Г | - | ||||
Д | - |
Алгоритм решения состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Исходную матрицу (табл. 7) необходимо заполнить таким образом, чтобы матрица стала симметричной по отношению к главной диагонали (табл.8).
Таблица 8
Магазины – потребители (пункт отправления) i | Магазины – потребители (пункт назначения) j | min | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||
А | - | |||||
Б | - | |||||
В | - | |||||
Г | - | |||||
Д | - |
Этап 2. Получение приведенной матрицы, т.е. такой матрицы, которая имеет хотя бы один нулевой элемент. Для получения приведенной матрицы в каждой строке необходимо найти минимальный элемент и выписать его с правой стороны матрицы. Это вектор-столбец вида (6,10,12,6,10) (табл.8). Из элементов соответствующей строки вычитаем минимальное значение элемента этой строки и получаем приведенную матрицу по строкам (табл. 9).
Таблица 9
Магазины – потребители (пункт отправления) i | Магазины – потребители (пункт назначения) j | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
А | - | ||||
Б | - | ||||
В | - | ||||
Г | - | ||||
Д | - | ||||
min |
Затем в каждом столбце находится минимальный элемент и записывается внизу матрицы. Это вектор-строка вида (0, 1, 5, 0, 1) (табл. 9). Из элементов соответствующего столбца вычитается минимальное значение элемента этого столбца и получают приведенную матрицу (табл.10). Математически доказано, что сделанные описанным способом процедуры получения приведенной матрицы (табл. 10) сохраняют свойства исходной матрицы.
|
|
Элемент приведенной матрицы cij называется полюсом, если cij = 0.
Таблица 10
Магазины – потребители (пункт отправления) i | Магазины – потребители (пункт назначения) j | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г | |||||
Д |
Этап 3. Последовательно для каждого полюса нужно выполнить следующее:
· для строки i0, где находится полюс, находим минимальный элемент этой строки, исключая значение только для самого этого полюса:
· для столбца j0, где находится полюс, находим минимальный элемент этого столбца, исключая значение только для самого этого полюса.
Находим значение параметра d(i0, j0) по формуле:
d(i0, j0) = min (ci0j) + min(cij0 )
Имеем:
d14 = 3 + 0 = 3,
d21 = 0 + 0 = 0,
d23 = 0 + 1 = 1,
d25 = 0 + 3 = 3,
d34 = 2 + 0 = 2,
d41 = 1 + 0 = 1,
d51 = 0 + 0 = 0,
d52 = 0 + 2 = 2.
Этап 4. Находим параметр h(i0,j0) по формуле:
h(i0,j0) = max (d(i0, j0))
Если таких значений будет несколько, можно выбрать любое. Выбранный параметр h(i0,j0) показывает направление движения: нужно двигаться из пункта i0 в пункт j0. Чтобы не было возврата, делаем запрет, полагая c(j0,i0) = ∞.
В исследуемом примере – это h14 = 3 и h25 = 3.
Возьмем первый случай: h14. Так как i0 = 1, а j0 = 4, то будем двигаться из пункта 1 в пункт 4 (рис. 4). В этом случае запрет будет иметь вид с41=∞.
Этап 5. Вычеркиваем строку i0 и столбец j0, сохраняя номера строк и столбцов матрицы неизменными. Для нашего примера это будет матрица табл.11.
Таблица 11
i | j | |||
А | Б | В | Д | |
Б | ||||
В | ||||
Г | ∞ | |||
Д |
Этап 6. Если после вычеркивания в полученной матрице нет ни одного полюса, то необходимо создать полюсы, применяя процедуры, описанные для этапа 2. Получив приведенную матрицу, в которой имеются полюсы, переходим к этапу 3.
Если после вычеркивания получаем матрицу (2Х2), то эту матрицу будем называть тривиальной, так как она позволяет однозначно достроить маршрут до кольцевого маршрута и получить решение задачи.
|
|
Рассмотрим последовательность действий для нашего примера.
Так как в табл.11 имеются полюсы, то для каждого полюса находим d-параметры:
d21= 0 + 0 = 0
d23= 0 + 1 = 1
d25= 0 + 8 = 8
d51= 0 + 0 = 0
d52= 0 + 2 = 2
Находим h-параметр. Получим: h(i0,j0) = d25 = 8
Вычеркиваются строка i0 = 2 и столбец j0 = 5 и полагаем элемент c52=∞. Проводим стрелку от пункта 2 к пункту 5, согласно процедуре этапа 4 (рис. 5).
После этого составляется новая матрица (табл. 12).
Таблица 12
I | J | ||
А | Б | В | |
В | |||
Г | ∞ | ||
Д | ∞ |
Так как в табл. 11 имеются полюсы, снова рассчитываем d- и h-параметры. Получим: d51 = 2 + 11 = 13
Находим h-параметр. Получим: h(i0,j0) = d51 = 13
Организуем перевозку из пункта 5 в пункт 1(рис.6). Чтобы избежать зацикливания 2-5-1-4-2, полагаем с42=∞. Вычеркивается строка i0 = 5 и столбец j0 = 1. Чтобы избежать зацикливания, полагаем с15=∞. (в нашем случае этот элемент отсутствует) Получаем матрицу табл. 13.
Таблица 13
I | J | |
Б | В | |
В | ||
Г | ∞ |
Получена тривиальная матрица (2х2). По значениям этой матрицы строим две связи: 4 – 3 (т. к. по табл.13 «расстояние» между этими пунктами самое короткое) и 3 – 2, чтобы получить замкнутый циклический маршрут (см. рис. 7 и 8 соответственно).
Протяженность кольцевого маршрута составляет 28 км. Это можно проверить по исходным данным табл. 5, обходя по контуру маршрута, начиная с пункта 1:
Маршрут L:1-4-3-2-5-1
L=6+12+15+11+10=54 (км).
Рис 4. | Рис 5. | Рис 6. | ||
Рис 7. | Рис 8. | |||
Варианты заданий для самостоятельной работы:
Задача 3*
Компания «Капелька» является поставщиком бытовой химии. В исследуемом районе находится пять магазинов, приобретающих продукцию компании «Капелька». Необходимо разработать маршрут коммивояжера таким образом, чтобы сэкономить затраты времени и снизить протяженность полученного пути. Расположение потребителей по вариантам представлено на рисунках, с указанием расстояния между ними в километрах.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |