Проблема критерия рациональности

Прежде чем обратиться к нашему главному вопросу, а именно может ли данный принцип объяснить действие, и если может, то в какой степени, нам хотелось бы прив­лечь внимание к одному весьма проблематичному, с на­шей точки зрения, моменту того понятия о «принципе действия», которое дает Дрей. Как уже явствует из са­мого выражения «то, что следует делать», Дрей, по-ви­димому, предполагает: (1) что если уточнены обстоятель­ства, при которых должен был совершиться поступок (включая в их число также и цели, и представления дей­ствующего лица), то некоторое действие может быть со­вершенно недвусмысленно и определенно охарактеризо­вано как правильное, разумное или рациональное при данных условиях; (2) что по крайней мере во многих слу­чаях имеется одно и только одно такое действие. И в са­мом деле, Дрей утверждает, что именно в этом отношении рациональное объяснение превосходит статистическое, так как на вопрос, почему данное действие должно было быть совершено, с помощью объяснения первого типа часто можно дать ответ, исключающий все иные возмож­ные альтернативные поступки, — результат, который не может быть получен при вероятностном объяснении.

Однако эти два только что перечисленные предполо­жения кажутся нам неосновательными или, по крайней мере, весьма спорными. Прежде всего, ни в коем случае пе очевидно, на каком критерии рациональности основы­вается характеристика поступка как «необходимого». Хо­тя целый ряд авторов и предполагает, что имеется одно совершенно ясное понятие рациональности в этом смыс­ле[12], они не дают никаких явных его определений. Более того, сомнение относительно возможности адекват­ной формулировки общего критерия рациональности подтверждается математической теорией игр, которая показы­вает, что даже в весьма простых ситуациях, в которых требуется принятие решения, можно сформулировать не­сколько различных критериев выбора, каждый из кото­рых вполне возможен и тем не менее несовместим с другими[13]. И если дело обстоит так в простых случаях, го понятие необходимого в данных обстоятельствах поступ­ка представляется еще более проблематичным, когда оно применяется к тем действиям и решениям, которые пытаются объяснить историки. Нам представляется по­этому, что предположения, лежащие в основе «принци­па действия» Дрея, нуждаются в дальнейшей разработке и анализе.

Чтобы не усложнять нашего дальнейшего изложения, я ве буду обращать внимания на данную трудность и ради сохранения возможности спора приму, что смысл выражения «X - правильный или рациональный посту­пок в ситуации С» основывается на приемлемых и до­статочно определенных объективных критериях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: