В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга. Объектами мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации, независимо от форм собственности, целевого назначения.
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным, и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».
В перечень основных задач государственного мониторинга земель входит:
|
|
– своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
– информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
– обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
Мониторинг земель включает в себя:
– сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;
– непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
– анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
|
|
Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.
В 2010 году проводилась работа по сбору сведений о наличии, состоянии и использовании земельного фонда территорий муниципальных образований во взаимодействии с органами государственной власти Самарской области.
В порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в 2010 году в Управление поступили документы, принятые органом исполнительной власти Самарской области по вопросам перевода земельных участков из одной категории в другую:
- распоряжения Правительства Самарской области о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (в количестве 74);
- приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов муниципальных районов Самарской области (в количестве 53);
- распоряжения Правительства Самарской области о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование (прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) земельных участков, расположенных в муниципальных районах Самарской области (в количестве 14).
В 2010 г. проводилась работа по подготовке материалов обследования сельскохозяйственных угодий органами местного самоуправления совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
По результатам данной работы и на основании решений органов местного самоуправления внесены изменения вида сельскохозяйственных угодий «пашня» на вид «залежь» в Кинельском, Большеглушицком и Клявлинском районах Самарской области.