Дизонтогенез

Нарушение нормального развития в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости, носит название «дизонтогенез», а отдельные аномалии такого развития — «дизонтогении».

Выделяют (В.В. Лебединский) следующие разновидности психического дизонтогенеза:

Ретардация (задержка темпа психического развития или недоразвитие как отдельных, так и всех его сторон).

Поврежденное развитие (врожденные нарушения психической деятельности в результате повреждения той или иной структуры головного мозга). Поврежденное развитие после продолжительного (не менее одного года — трех лет) времени нормального созревания — деменция.

Асинхрония (диспропорциональное развитие при выраженном отставании социально-психической зрелости со стороны эмоционально-волевой сферы психики). Искаженное развитие — детский аутизм, шизофрения и др. Дисгармоническое развитие — акцентуация и психопатия.

Дефицитарное развитие (дизонтогенез в условиях тяжелых нарушений анализаторных систем или тяжелых хронических соматических болезней — пороки сердца, костный туберкулез и др., которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации, дефицитом здоровья, трудоспособности для нормальной социализации).

Промежуточное положение между нормальным онтогенезом и дизонтогенезом занимает дисфункция созревания (возрастная незрелость отдельных функций ЦНС).

В онтогенезе имеет место смена качественно различных форм доминантного реагирования поэтапно развивающихся функциональных систем головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.

Выделяют (В.В. Ковалев) возрастные периоды ведущего уровня нервно-психического реагирования детей и подростков: сомато-вегетативный (до 3 лет), психомоторный (4–7 лет), аффективный (5-10 лет), эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Чрезмерная активность соматовегетативного уровня характеризуется невропатическим синдромом (повышенная общая и, в особенности, вегетативная возбудимость, функциональные нарушения со стороны органов пищеварения, выделительной системы и др.). Гиперактивность психомоторного уровня проявляется системными невротическими и неврозоподобными двигательными расстройствами (тики, заикание, мутизм1 и др.). Аффектив-

1 Психогенная немота.

ный уровень характеризуется страхами, бродяжничеством. Для эмоционально-идеаторного уровня свойственны сверхценные увлечения, синдромы дисморфофобии1, нервной анорексии2, патологические реакции пубертатного возраста (протеста, эмансипации). Таким образом, существуют определенные биологические условия, генетически заложена определенная биологическая почва для появления конкретных форм нервно-психического реагирования на неблагоприятную социальную среду развития в онтогенезе.

(Комментарий. Умозрительное наложение данной схемы на этапы развития, отмечаемые в возрастной психологии, позволяет заключить, что успешное решение возрастных задач развития дает возможность, в случае отсутствия органических повреждений, избежать указанных нервно-психических нарушений. В норме развития, когда ведущая (доминирующая) система созревания организма возбуждает ведущую потребность, удовлетворяемую ведущей деятельностью, ребенок овладевает природными нервно-психическими функциями, они становятся его операциями, навыками. Так, овладение функциями соматовегетативного уровня в раннем детстве проявляется навыками гигиенической опрятности (управление вегетатикой сфинктеров мочевого пузыря и кишечника). Кризис трех лет (негативизм, упрямство и другие симптомы) свидетельствует о психомоторной воле тормозить и возбуждать психологически сложные поведенческие акты. Преодоление страхов дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется с помощью как пробуждающихся бессознательных психологических защит, так и развития духовных способностей (первые влюбленности, любознательность «почемучек», освоение социальных ролей в играх со сверстниками). Эмоцио-нально-идеаторный уровень подросткового возраста осваивается средствами самоанализа и самовоспитания.)

Если психические нарушения развития происходят на органически измененной основе, их относят к резидуально-органической патологии, которая характеризуется непрогредиентным течением (непроцессуальными синдромами).

1 Психическое нарушение схемы тела, адекватного восприятия его пропорций, форм.

2 Психогенная потеря аппетита.

Психический дизонтогенез прогредиентного характера (процессуальное развитие симптомов психического расстройства) под влиянием неблагоприятной окружающей среды в психиатрии известен как патологическое формирование личности, когда происходит заострение отдельных ее свойств или приобретение других патологических особенностей в отсутствие психопатической конституциональной (врожденной) основы (Гиляровский В.А., 1954; Кербиков О.В., 1971). Зарубежные психиатры предпочитают говорить в этой связи о «недифференцированной группе расстройств поведения». Отечественные детские психиатры отнесли патологическое формирование личности к психогениям (Г.Е. Сухарева).

(Комментарий. Психогения — спорный термин, поскольку такое словосочетание подразумевает психологический фактор происхождения психического нарушения. Но психика реагирует либо на биологическую причину и развивается под ее влиянием (биогения психического нарушения, известная в психиатрии под термином «органика»), либо на социальную причину — социогения психического нарушения.)

Психогенные патологические формирования личности представляют собой отклонение в психическом развитии незрелой личности детей и подростков под влиянием хронических воздействий отрицательных социально-психологических факторов (неправильного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций). Помимо патологического формирования личности возможно патологическое развитие личности — развитие неврозов, психопатий и психозов на основе врожденной предрасположенности.

Понятие психогенного патологического формирования личности тесно связано с разработкой в советской психиатрии представлений о возможности возникновения под влиянием неблагоприятных факторов микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности. Приведем предложенную В.В. Ковалевым классификацию психогенных патологических формирований личности.

Патохарактерологическое формирование личности. Исходя из взглядов О.В. Кербикова, этим термином обозначается формирование патологических черт характера в детском и подростковом возрасте под влиянием неадекватного воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций. Одним из важнейших и наиболее частых факторов оказывается неправильное воспитание. Пагубное действие может оказать не только безнадзорность, но и чрезмерная подавляющая или восхваляющая гиперопека (по типу «кумир» или «Золушка»). А.Е. Личко подчеркивалось совпадение определенного вида неправильного воспитания и того вида акцентуации характера, который оказывается у подростка «ахиллесовой пятой». Безнадзорность особенно неблагоприятна для неустойчивых типов, потворствующая гиперпротекция — для истероидных типов, эмоциональное отвержение — для сенситивных типов и т.п.

Постреактивное патологическое формирование личности. У детей и подростков, аналогично взрослым, возможны изменения формирования характера в патологическом направлении после тяжелых и затяжных реактивных состояний, психологических травм.

Невротическое формирование личности. Формирование психопатий в ходе затяжных неврозов, начавшихся в детском или подростковом возрасте.

Дефицитарный тип патологического формирования личности. Этот тип наблюдается у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты (слепота, глухота, детский церебральный паралич, аномалии развития) или хронические индивидуализирующие заболевания (пороки сердца, костный туберкулез и др.), которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией. Наряду с этими факторами в патогенезе патологических формирований личности данного типа играют роль неправильное воспитание в семье, реакции личности на осознание дефекта, нарушение развития высших психических функций по механизму «вторичного дефекта» (Л.С. Выготский).

Динамика патологических формирований личности отличается определенной стадийностью, которая более изучена при пато-характерологических формированиях личности. Первый, начальный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями (протеста, имитации и др.). Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст - от 10 до 12 лет). Третий - этап пубертатного полиморфизма — отличается сложным переплетением ведущих непременных (облигатных) патохарактерологических проявлений с разнообразными отдельными (факультативными) личностными реакциями, прежде всего связанными с подростковыми изменениями личности (демонстративность, ипохондричность, эмоциональная неустойчивость и т.д.). Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом. Либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индивидуальных особенностей) завершается формирование патологической личности того или иного типа — «краевая психопатия». Либо (при благоприятных условиях) происходит ликвидация факультативных патологических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до ее частичной (по типу акцентуации характера) или полной гармонизации.

Процесс патологического формирования личности, заканчивающийся стойкой психопатией, проходит стадию акцентуации (заострения) ряда черт характера (К. Леонгард), в другой формулировке — стадию психопатических реакций (П.Б. Ганнушкин).

Психопатические реакции представляют собой количественное усиление выраженности особых личностных проявлений. Обычно они следуют за непосредственной причиной, являются гипертрофированным, но верным, по сути, ответом на внешний повод.

По клиническим особенностям реакции могут быть разделены на два варианта.

Однозначные типу психопатии реакции (первый вариант). Для тормозимых типов, например, они характеризуются признаками усиления отгороженности от мира, граничащей с аутизмом, уходом в мир собственных переживаний и фантазий, страхами и опасениями за свое здоровье, отдельными отрывочными сверхценными идеями отношения, обострением мнительности, сопровождаются расстройствами сна, пониженным фоном настроения. Для истеричных — утрированной театральностью поведения, демонстративностью притязаний, опасений и домогательств, плаксивостью, склонностью к бурным эмоциональным проявлениям. Такие характерологические обострения соответствуют привычному реагированию личности. Эти реакции скоротечны, их продолжительность - до нескольких часов, максимум — дней.

Неоднозначные типу психопатии реакции (второй вариант). На фоне обострения постоянно присущих черт личности появляются иные, не свойственные ей формы реагирования, чаще всего истерические и агрессивно-взрывчатые или астенические. При этом нередко возникают реакции, контрастные основному типу психопатии, например, астенические у возбудимых или взрывчатые у тормозимых. Неоднозначные реакции возникают в особо трудных обстоятельствах с крайней субъективной значимостью психической травмы (крах надежд, тяжкая неизлечимая болезнь, вынужденная смена привычной обстановки с позитивной на негативную), т.е. при наложении на акцентуированную психику реактивных состояний, приводящих нередко к психозу.

В отличие от психогенного механизма формирования психопатий при непроцессуальных психопатоподобных состояниях имеет место не нарушение процесса формирования личности, а органический дефект, связанный с экзогенным (инфекционным, травматическим и др.) повреждением структур головного мозга. Общей основой этих состояний является вариант психоорганического синдрома, характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности (повышенная аффективность, истощаемость аффекта, импульсивность, расторможенность влечений и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: