1. Поясните приведенное ниже суждение с точки зрения соотношения материальной и духовной культуры в истории общества.
«...Мировая история – это прогресс в создании свободы. Это ее основной внутренний закон. Дух, правда, есть свободное в себе, но свобода действительна лишь тогда, когда тот, кто ее имеет, знает о ней. В противном случае, он скорее на самом деле несвободен. Издревле народы были свободны в той мере, в какой они знали о своей свободе». (Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. – М., 1995. – С. 614.)
2. Используйте точку зрения К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков:
«Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 503).
3. Используя современную классификацию религий и норму свободы совести, определите ваше отношение к следующему суждению:
|
|
«Основная черта географии религии – то, что ни одна конкретная религия не является в мире преобладающей. Хотя авторитеты многих религий на протяжении истории утверждали, что именно их вера – лучший и единственно верный путь, на самом деле продолжают возникать новые религии и новые варианты старых...» (Фишер М.П. Живые религии. – М., 1997. – С. 326).
4. Согласны ли вы с приведенным выражением? Обоснуйте свою позицию.
«Современное рыночное производство самой жесткостью своих конкурентных требований вызвало к жизни массовое проявление таких морально-практических качеств, как честность, исполнительность, добросовестность, уважение чужих потребностей и прав, соблюдение договоров». (Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 418).
5. По мнению испанского культуролога X. Ортеги-и-Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются:
1 дегуманизация;
2 отказ от изображения «живых форм»;
3 превращение творчества в игру;
4 тяготение к иронии;
5 отказ от трансцендентности (то есть отказ признать существование чего-то за пределами человеческого опыта).
Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ. (См.: Культурология. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.329).