Концепция С.И. Архангельского

Система — «множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании».Содержание обучения Определение педагогической системы не дает, подменяя его такими понятиями, как учебный процесс, система учебного процесса, подразумевая под обучением и состояние, и процесс. Недостатки данной концепции: а) автор рассматривает понятие «система» с точки зрения кибернетического подхода, а понятие «система» шире понятия «кибернетическая система»;б) в концепции нельзя выделить строгий понятийный аппарат, стройную структуру системы;в) в системе отсутствуют в качестве структурных компонентов цель и результат. Автор выделяет в кибернетической системе вход и выход (как цель и результат). Цель и результат являются ведущими компонентами любой системы. Их взаимосвязь необходима и выражается в постоянном сравнении между собой, и в правиле равновесного соответствия (изменение в одном ведущем компоненте вызывают необходимость изменений и в других компонентах системы).Состояние системы определяется по соответствию входа выхода, т.е. цели результату. Но естественно, что состояние системы не может определяться без учета ее взаимодействия со средой. Педагогическая система, являясь системой социальной, зависит от общества, соизмеряет свою деятельность с уровнем развития общества, социальный заказ которого она выполняет, поэтому очевидно, что состояние системы следует оценивать и по ее взаимосвязям с обществом - как количественным, так и качественным, т.е. по ее функциональному равновесию со средой.г) Неоправданно в системе отнесение средств, форм и методов обучения в разные структурные компоненты, поскольку они являются коммуникативными средствами, при помощи которых преподаватель управляет деятельностью студента. Достоинствам концепции можно считать следующее:а) указание на такое свойство системы, как надежность, предполагающее интегративную целостность и гарантированную результативность ее функционирования. Автор выделяет четыре принципа, характеризующих надежность системы: 1) принцип слабого звена, 2) принцип нарушения равновесия (принцип Ле-Шателье), 3) принцип недостаточной информации, 4) принцип достаточного основания.б) были предложены следующие системообразующие факторы системы: 1) фактор целей и задач целенаправлен™, 2) фактор программирования результата, 3) фактор выбора методов достижения оптимального результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: