Научное мышление - основа научного исследования

Мышление - это процесс соединения образов, представлений и понятий с целью получения и обобщения нового знания о действи­тельности. Различают словесно-логическое, наглядно-образное и на­глядно-действенное мышление. Выделяют также мышление научное и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое и интуи­тивное, продуктивное и репродуктивное и др.

По мере развития практики и познания в мышлении стали раз­личать уровни, обозначенные понятиями «рассудок» и «разум». При этом рассудок (формальное мышление) отражает исходный уровень мышления, где оперируют понятиями по заданным правилам, шабло­нам, стандартам. Логика рассудка - формальная логика. Для разума характерно абстрактное мышление по разрешению противоречий и синтезу противоположностей, выявление основных причин изучае­мых явлений. Логика разума - диалектическая логика.

Мышление в философской теории познания и методологии свя­зывают с отношением категорий «чувственное» - «рациональное», ко­торые обозначают два вида познавательных способностей человека. Чувственные познавательные способности проявляются в ощущени­ях, восприятиях и представлениях, а рациональные - в понятиях, су­ждениях и умозаключениях.

Однако термины «чувственное» и «рациональное» многозначны и требуют уточнений. Чувственное связано не только с ощущениями (с лат. - sensus, с нем. - sensitiv), но и с целым рядом эмоций, которые сопровождают процесс отражения среды. Поэтому чувственное раз­деляют на два компонента: чувственно-эмоциональный и чувственно­сенситивный, и тем самым в познании уточненным аналогом «чувст­венного» становится «сенситивное».

Уточняется и смысл термина «рациональное», содержание кото­рого включает следующие черты:

1) способность к отражению общего в предметах; при сенси­тивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются об­щие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомо­генный образ;

2) способность к отражению существенного в предметах; в ре­зультате же сенситивного отражения существенное не отграничивает­ся от несущественного;

3) способность к конструированию на основе познания сущно­сти предметов понятий-идей, подлежаших опредмечиванию;

4) опосредованное познание действительности - как через по­средство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений и благодаря применению приборов» (Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991. - С. 154).

Как видно, мыслительная способность на рациональном этапе познания сопровождается образованием абстракций, а уточненным эквивалентом «рационального» становится термин «абстрактно-­мысленное».

Таким образом, две ступени познания, выраженные в категориях «чувственное» и «рациональное», в приближении к научному позна­нию трансформируются в «чувственно-сенситивное» и «абстрактно­-мысленное».

В отношении научного познания для обозначения его ступеней, этапов и уровней, а также типов знания чувственно-сенситивное и аб­страктно-мысленное приобретают иной смысл и закрепляются в пар­ных категориях «эмпирическое»-«теоретическое».

На эмпирическом этапе познания преобладает сенситивное от­ражение. По данным опыта (наблюдения, эксперимента) идет прямое отражение конкретно-чувственного образа объекта, который дает зна­ние о его внешних свойствах, характеристиках. Эти знания обобща­ются и закрепляются в эмпирических понятиях. Понятие как форма (вид) мысли, или как мысленное образование, есть результат обобще­ния предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса - и в совокупности отличительных для них - признаков (Войшвилло Е.К. Понятие как научная форма мышления. Логико-­гносеологический анализ. - М., 1989. - С. 91).

Теоретическое исследование совершенствует и развивает поня­тийный аппарат науки и тем самым углубляется в сущности более высоких порядков. Исходные формы мысли (формы мышления) - по­нятия, суждения (связь понятий), умозаключения (связь суждений) ­«работают» во всех видах познания, включая и обыденное. На их базе в сфере научного познания научное мышление, как наиболее совер­шенный и тонкий вид познавательной деятельности, вырабатывает новые, более сложные формы мышления. В первую очередь надо обратить внимание на научные термины, понятия и категории, в целом составляющие язык науки, который обеспечивает функции научного мышления, познания и коммуникаций в процессе научной деятельно­сти. В отличие от других видов познавательной деятельности, науч­ный язык отличается высокой точностью и адекватностью, т.е. его компоненты однозначно определены и могут описать и объяснить все существующие ситуации в исследуемой области.

На базе научного языка конструируются сложные формы науч­ного мышления, которые используются в качестве инструмента ис­следования и в функции построения научного знания. Формы научно­го мышления - исторически сложившиеся и качественно обособлен­ные эталонные связи научных абстракций поэтапного научного знания, выступающие инструментом научного исследования. К наиболее важным из них по мере глубины обобщения научного знания следует отнести научный факт, научную проблему, научную идею, научную гипотезу, научный закон, научную теорию, метатеорию (научные кар­тины мира). В нашем определении эти формы мышления и знания можно представить следующим образом (Подробнее см.: Каширин В.П. Науковедение. Актуальные проблемы научного знания. - Ново­сибирск, 1998. -101с.):

Научный факт - вид базисного научного знания, достоверно от­ражающего фрагмент реальности и выраженного в знаковой форме конкретного языка науки.

Научная проблема - нayчнoe знание, отражающее вид научной задачи, обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих теоретических представлений, средств и методов научного исследования.

Научная идея - абстрактно выраженная языком данной науки форма научного знания, эвристически и целостно объясняющего сущность объекта исследования на уровне основного принципа и об­щей закономерности.

Научная гипотеза - форма обоснованного вероятностного науч­ного знания в виде предположений, догадок или предсказаний о су­ществовании неизвестных ранее явлений, скрытых причинах их воз­никновения, закономерных связях и отношениях.

Научный закон - идеализированная модель объективного закона, отражающая существенные инвариантные связи между явлениями и выраженная отношением понятий и категорий данной науки.

Научная теория - системная форма организации: знания, досто­верно и адекватно описывающего и объясняющего свой объект (предмет) средствами данного научного языка.

Научная картина мupa - исторически обусловленная система образно-модельных представлений о мире и его крупных компонен­тах, выработанная философией и научным познанием и выраженная в общенаучных понятиях, принципах, законах и обоснованных гипоте­зах.

Научный факт «конструируют» из данных опыта путем абстра­гирования и выделения ограниченного комплекса свойств и отноше­ний. Он приобретает форму, удобную для общих теоретических представлений и становится звеном взаимосвязи теории и объектив­ной реальности. Поэтому как понятие научный факт активно включается в мыслительные операции и процессы движения других форм теоретического знания. Оперируя фактами, исследователь может, скажем, сформулировать проблему, выдвинуть идею или гипотезу как вторичную форму существования идеи и т.д.

Ученый постоянно устремлен к обобщению, т.е. к выделению систематизированных свойств, связей и отношений некоторой пред­метной области путем перехода на более высокий уровень абстрак­ций и определения соответствующих обобщающих категорий. Свя­зывая научные абстракции, постепенно поднимаются к некоторым узловым моментам обобщения, которые мы обозначили формами научного мышления. Каждая форма научного мышления становится обобщающим этапом в движении к сущности различного порядка.

Поэтому можно сказать, что исследователь мыслит и простыми понятиями, категориями и их комплексами - фактами, идеями, гипо­тезами, установленными законами и т.д. Связывая их целевым обра­зом, он получает в конечном итоге высший продукт обобщения - на­учную теорию, т.е. систему понятий. При этом основное направление обобщения и развития теоретического знания в теорию осуществля­ется по линии определения базовых научных понятий через абстраги­рование и идеализацию, установление их существенных связей на ос­нове фактов, догадок, идей и в целом - гипотез, конструирования предварительных теоретических моделей (схем) объекта. Эта теоре­тическая модель исследуемого объекта выполняет роль систематизи­рующего каркаса теоретического знания, а ее обобщенное описание есть теория. Из теории дедуктивным путем выделяются следствия в форме теоретических законов. В дальнейшем теории обобщаются в общие теории и метатеории или частно-научные картины.

Этот наиболее совершенный способ познавательной деятельно­сти называется научным мышлением, которое как вариант можно определить следующим образом. Научное мышление - это процесс абстрактно-теоретического отражения действительности, обобщения и построения научного знания путем целесообразного оперирования принятыми формами научного мышления - понятиями, фактами, проблемами, идеями, гипотезами, законами и теориями.

В диалектической логике проблематика научного мышления рассматривается под терминами «логика мышления», «строй мышле­ния», «образ мышления», «способ мышления», «метод мышления», «стиль мышления».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: