Осознанное использование материальных моделей как инструмента для решения технологических (в литейном·деле) и технических задач началось с глубокой древности. Создаваемые опытным путем материальные модели на всем протяжении истории служили важным средством для создания новой и усовершенствования существующей техники. Материальное моделирование использовалось и в познании. Так, например, английский врач ХVII века У. Гарвей представлял работу сердца и движение крови в системе кровообращения в виде механической модели.
Однако идеальные представления и· научные представления, отражающие свойства и закономерности объективной реальности, вплоть до ХХ века обычно не рассматривались как модели, т.е. с пониманием их относительной истинности в рамках определенных предположений и допущений. Ситуация изменилась в 50-70-х годах ХХ века в связи с развитием кибернетики и использованием системного подхода. Общая информационная теория произвольных процессов управления и кибернетика как наука об управлении большими динамическими системами внесли огромный вклад в совершенствование конкретных, вполне формализованных (математических) идеальных моделей, а также модельных методов анализа и синтеза систем.
|
|
Здесь окончательно выявилась единая сущность понятия «модель» независимо от того, реализована она материально или представляет собой некое идеальное построение. Суть и смысл модели выразились в том, что она несет в себе информацию о свойствах и характеристиках объекта-оригинала, существенных с точки зрения решаемой исследовательской или прикладной задачи. Модель впервые стала восприниматься как общенаучное образование, не связанное со способом ее реализации, и стала семантическим ядром модельного подхода.
Модельный подход необходим в тех случаях, в которых прямое манипулирование с оригиналом крайне затруднено, неэффективно или вообще невозможно. Примерами ситуаций, в которых показано применение моделирования, могут служить:
1) многие виды медико-биологических исследований, объектом которых должен служить человек, что недопустимо по этическим причинам;
2) технические испытания различных дорогостоящих объектов: судов, самолетов, зданий и т.п. (которые вполне могут быть заменены моделями-макетами, воспроизведением отдельных частей);
3) недоступные во времени или в пространстве объекты и процессы (удаленные космические тела, процессы далекого прошлого);
4) отсутствие возможностей изучить объект целиком (массовые явления, которые подлежат изучению лишь на выборочных примерах);
5) другие случаи подобного рода, когда вместо оригинала исследователь строит или подыскивает подходящую модель: лабораторных животных - вместо человека, крыло самолета - вместо целого самолета, репрезентативную выборку для социологического опроса - вместо опроса всего населения, математическую модель колебания цен в каком-то периоде исторического прошлого и т.п.» (Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. - М., 2005. - С. 144).
|
|
Модельный подход опирается на понятие обобщенной модели, ее свойства и характеристики. «Модель в общем виде (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо.материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта - оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом» (Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике: история, теория практика. - Л., 1984. - С. 44).
Непосредственно из структуры принятого определения вытекает ряд общих свойств моделей, которые обычно принимаются во внимание при модельном подходе:
1. Модель включает в себя четыре компонента: 1) субъект; 2) задача, решаемая субъектом; 3) объект-оригинал; 4) язык описания или способ материального воспроизведения модели.
Особую роль в структуре обобщенной модели играет решаемая субъектом задача. Задача, во-первых, обеспечивает отбор существенных признаков и характеристик объекта; во-вторых, выполняет роль главного системообразующего фактора при интеграции этих свойств и характеристик в единый идеальный образ как некую целостность, как систему; в-третьих, определяет характер формируемой модели: преимущественно структурный, главным образом функциональный или комплексный, структурно-функциональный.
Вводить понятие модели без четкого указания задачи или класса задач, ради решения которых она создается, неправомерно. Вне контекста задачи понятие модели не имеет смысла.
2. Каждому материальному объекту соответствует бесчисленное множество в равной мере адекватных, но различных по существу моделей, связанных с разными задачами. Так, например, концептуальные (мысленные) модели некоторого предприятия (объекта-оригинала), существующие в сознании его директора, главного технолога, бухгалтера и начальника снабжения, очень существенно различаются, поскольку каждое должностное лицо, решая собственные специфические задачи, использует и «выстраивает» в модель различную информацию о реальном предприятии.
3. Отношению «задача-объект» также соответствует множество моделей, содержащих в принципе одну и ту же информацию, но различающихся формами ее представления или воспроизведения. Так, например, некоторое физическое явление может быть описано в вербальной форме, представлено таблицей данных, охарактеризовано графиком, описано аналитической формулой, алгоритмом, воспроизведено на компьютере и т.д. Выбор формы представления информации зависит от специфики задачи и объекта, полноты языков описания и материальных моделирующих установок.
4. Модель по определению всегда является лишь относительным, приближенным подобием объекта-оригиналa и в информационном отношении принципиально беднее последнего. Если мысленно допустить «полное подобие», то это будет уже не модель, экземпляр объекта-оригинала с принципиально недоступными познанию свойствами и характеристиками.
5. В принципе три основные формы представления модели – концептуальная (мысленная), знаковая и материальная – с информационной точки зрения равноценны. Отдавать предпочтение материальным субстратно подобным или аналоговым моделям или, наоборот, рассматривать как полноценные только знаковые модели (например, в форме дифференциальных уравнений или алгоритмов) нет никаких оснований.
|
|
6. Условия и требования задачи, решаемой субъектом, несут еще одну важную нагрузку: они в основном определяют ограничения и допущения, которые явно или неявно фигурируют в процессе построения модели.
Ограничения обычно касаются исходных свойств, состояний и режимов рассматриваемого объекта или ограничивают подлежащие рассмотрению значения входящих в состав модели переменных, параметров и промежутков времени. Так, например, модель линейной упругой деформации твердого тела (закон Гука), во-первых, предполагает способность тела к упругой деформации (что определяется его микроструктурой), во-вторых, имеет в виду ограниченность величин напряжения и деформации.
Допущения, вводимые в модель, характеризуют приемлемую в рамках решаемой задачи степень идеализации свойств реальных объектов и процессов, фиксируют факторы, которые можно считать несущественными.
Ограничения и допущения, связанные с решаемой задачей и свойствами объекта, являются органической составной частью модели и должны специально рассматриваться и фиксироваться при построении и использовании каждой модели.
7. «Произвольная природа», фигурирующая в принятом определении,означает, что этот объект может быть материально-вещественным (включать в себя вещество, поля, энергию и информацию), может носить чисто информационный характер (в теоретических исследованиях вообще, в прикладных задачах теории связи, кибернетики, метрологии и др.) И, наконец, может представлять собой комплекс разнородных материальных и информационных компонентов, включая и тодей, способных принимать решения (см.: Неуймин Я.Г. Там же. - С. 45-48).
Для общей ориентировки в модельном подходе целесообразно опереться на классификации моделей и моделирования. Задача систематизации или классификации некоторого множества объектов, обладающих, с одной стороны, общими, С другой - специфическими, индивидуальными признаками и свойствами, нетривиальна и неоднозначна. Понятие модели объединяет материальные и идеальные объекты с чрезвычайно широким и многомерным спектром признаков, свойств и характеристик, что обусловливает значительные трудности при попытках упорядочивания и структуризации элементов модельного множества в форме некоторой классификационной схемы. Поэтому пока еще нет общепринятой классификации моделей, но можно воспользоваться добротными вариантами, которые предлагают некоторые исследователи (см.: Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия и моделирования. - М., 1984; Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике.
|
|
-М., 1984).
Наиболее наглядна классификация моделей Я.Г. Неуймина, которая руководствуется принятой выше дефиницией обобщенной модели и учитывает другие классификации. Здесь модели подразделяются по следующим основаниям: по классам задач, по классам объектов, по форме представления информации (материальные и идеальные).
Модели по классам задач: эстетические, познавательные, планово-экономические, технологические, кибернетические (сфера исследования процессов управления и гомеостаза - устойчивости состава, функций и т.д.).
Модели по классам объектов: физические, биологические, экономические, производственные.
Модели по формам представления информации.
Материальные модели: геометрически подобные, субстратно подобные, аналоговые изоморфные (используются модели, по природе отличные от объекта-оригинала на основе некоторой системы аналогий или тождества их структур).
Идеальные модели: концептуальные, вербальные, графические, графоаналитические, аналитические, алгоритмические, информационные.