+4-2-5-1-3
-2-5-3-1-4
-1-2-3-4-5
-5-4-2-3-1
Рекомендуемая литература
П. Ф. Литвицкий Патологическая физиология. Учебник. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – С. 9–50.
Лекции «Введение в общую патофизиологию» / Под ред. В. И. Николаева. – СПб: СПбГМА 2004. – С. 5–12.
Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П. Основы общей патологии. Часть 1. Основы общей патофизиологии – СПб, 1999. – ЭЛБИ. –С. 6-108.
Патологическая физиология / Под ред. А. Д. Адо, – М.:Триада-Х, 2000. – С. 1-15.
Патологическая физиология / Под ред. Н. Н. Зайко. – Киев: Логос, 1996. – С. 4–60.
В.А.Черышев, Б.Г.Юшков Патофизиология Учебник, – М.:Вече, 2001. – С. 101-179.
ГИПОКСИИ
Информационная справка. Гипоксия – типовой патологический процесс недостатка кислорода вследствие недостаточного поступления или нарушения его использования в организме. Прямым следствием гипоксии является недостаток свободной энергии (гипоэргоз).
Различают следующие виды гипоксии:
Экзогенная– связана с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе при нормальном или пониженном барометрическом давлении.
|
|
Респираторная (дыхательный) – нарушения внешнего дыхания, ведущие к недостаточному поступлению кислорода во внутреннюю среду.
Циркуляторная (сердечно-сосудистый) – нарушение транспорта кислорода в связи с недостаточностью аппарата кровообращения.
Гемическая (кровяной) – функциональная или абсолютная недостаточность гемоглобина, уменьшение кислородной емкости крови.
Тканевая – блокада ферментативных систем окисления клеток, гипоксия неиспользования кислорода.
В патологических условиях часто наблюдается сочетание различных видов гипоксии - смешанный вид гипоксии.
При любой форме гипоксии организм отвечает комплексом защитно-приспособительных реакций срочного и долговременного характера. К срочным адаптивным процессам следует отнести увеличение легочной вентиляции, скорости кровотока, относительный эритроцитоз, увеличение объема циркулирующей крови и др. Долговременные адаптивные реакции к гипоксии связаны с морфологическими проявлениями в системах транспорта кислорода – гипертрофия миокарда, абсолютный эритроцитоз, увеличение сродства к кислороду и др.
Учебные цели:
Студент должен знать:
Понятие «гипоксия» и характеризовать ее патофизиологическую сущность как недостаточность биологического окисления.
Причины и объяснять механизмы развития отдельных видов гипоксии.
Метаболические, функциональные и структурные расстройства в организме при гипоксии.