Из сказанного ясно, что язык можно определить и как универсальную знаковую систему, важнейшую из всех знаковых систем. Знак - материальный, чувственно-воспринимаемый объект, способный нести информацию. Знак таким образом имеет 2 стороны:
1) Материальную форму (означающее) или план выражения
2) Значение (означаемое) или план содержания.
При таком подходе слово есть один из видов знаков. В учебных пособиях по языкознанию и в некоторых исследованиях встречается утверждение, что основоположником знаковой теории языка является Фердинанд де Соссюр. Однако это не верно. На знаковый характер языка указывали многие философы, языковеды задолго до Соссюра, с античных времён. Другое дело, что Соссюр увидел в знаковости основное свойство языка, определяющее его сущность и положил это свойство в основу своей теории языка, выводил из него все прочие свойства языка.
В "Курсе общей лингвистике" (1916 г.) Соссюр "утверждал" (на самом деле этот курс написал не сам Соссюр, а его ученики, которые собрали отрывки из лекций Соссюра, прошлись по старым однокласникам, насобирая разной инфы и выпустили потом всё это в свет от имени Фердинанда):
|
|
"... Язык есть система знаков, выражающих идею. Его можно сравнить с письмом. с военными сигналами, азбукой для глухонемых, формами учтивости, традиционными обрядами. Поэтому можно мыслить себе науку, изучающую жизнь знаков в обществе. Наука должна стать частью социальной психологии и может быть названа семиология (от греч. "semeion" - знак). Законы, которые откроет семиология будут справедливы и для лингвистики."
Таким образом Соссюр рассматривает лингвистику всего лишь как раздел семиологии, определяя её место в системе наук.Поскольку такой науки не было, можно сказать, что Соссюр стоит у её истоков. Впоследствии эта наука получила название Семиотика. Но её разделом лингвистика не стала. Соссюр абсолютизировал знаковый характер языка, придав этому свойству слишком большое значение. Помимо знаковости уязыка есть множество других свойств и знаковость отнюдь не исчерпывает его сущности. Соотношение между лингвистикой это скорее отношение пересечения, нежели включения (лингвосемиотика).
Коммуникативисты и менталисты по-разному смотрят на проблемы знаковости языка: коммуникативисты безоговорочно признают знаковую природу языка. Как и Соссюр считают знаковость его основным свойством. Менталисты либо отрицают знаковую природу языка, противопостовляя "слово" и "знак", либо считают знаковость лишь одним из свойств языка, далеко не исчерпывающим его сущность.