Вопросы для коллективного обсуждения
1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность: единство и специфика.
2. Основные парадигмальные трансформации современного естественнонаучного и гуманитарного познания.
3. Нелинейные аналитики и формирование нового типа детерминизма в современной науке.
4. Феномен “переоткрытия времени”: переосмысление явления темпоральности в современной науке.
5. Преодоление сциентистского радикализма и изменение статуса идиографизма в современной культуре.
Темы индивидуальных выступлений
– Перспективы синергетического стиля мышления и интегративные тенденции в развитии науки.
– Становление методологии нелинейного моделирования в современной науке.
– Специфика взаимодействия между естественнонаучной и гуманитарной областями знания в современной культуре.
– Формирование диалогической парадигмы субъект-объектных отношений в современной культуре и трансформации аксиологии научного познания.
|
|
– Гуманизация современной науки: сущность и основные направления.
Раздел III
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ
(ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ)
Занятие 1 (2 часа)
Парадигма историцизма в социально-гуманитарном
Познании и ее современные версии
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Постановка проблемы специфики гуманитарного познания в истории науки. Проблема метода “наук о духе” в философии В.Дильтея.
2. Анализ специфики исторического познания Баденской школой неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
3. Классические системы методологии историцизма.
4. Современные методологические версии историцизма (Р.Дж.Коллингвуд, А.Шюц, Р.М.Макайвер, П.Л.Бергер).
Темы индивидуальных выступлений
– Специфика механизмов образования понятийных средств в социогуманитарных и естественнонаучных дисциплинах.
– Идиографический метод познания и проблема его соотношения с номотетикой.
– Историцизм и концепция “имманентности исторического сознания”.
– Методология историцизма в современной “понимающей социологии”.
– Методология историцизма в современной культурологии.
Занятие 2 (2 часа)
Парадигма социологизма в социально-гуманитарном