I. Силлабическая система
Присуща языкам с фиксированным ударением (пр: французский, польский, чешский и др.).
Важно число слогов в строках, создающее ритм: в каждой строке должно быть одинаковое количество слогов.
Примеры: польские 11-ти и 13-тисложники, французский 12-тисложник («александрийский стих»).
II. Тоническая система
Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, древнегерманский и др.).
Важно, сколько в стихе ударных слогов: в каждой строке должно быть одинаковое количество ударений.
Примеры: скандинавская «Песнь о богах» на древнегерманском, русские былины.
III. Силлабо-тоническая система
Присуща языкам с подвижным ударением (пр: русский, английский, немецкий и др.).
Важен тот или иной порядок в чередовании ударных и неударных слогов: в каждой строке должен быть одинаковый порядок с незначительными отклонениями.
IV. *Верлибр (некоторые ученые считают его одной из систем стихосложения)
Не важен ни метр (чередование ударных/безударных слогов), ни рифма.
* Дополнительно: В античности господствовало так называемое «квантитативное» («количественное») стихосложение. Там слоги противопоставлялись не по ударности/безударности, как в русском стихе, а по долготе/краткости. Долгие и краткие слоги чередовались в определенном порядке.