Интернационализация и глобализация мировой экономики

Процесс интернационализации предприятий не является феноменом нашего времени. Экономическая деятельность фирм, не ограниченная государственными границами, существовала издавна, хотя и не была такой разнообразной и значимой, как сегодня. Интернационализация мировой экономики началась с торговли. Первые предприятия, имевшие производственные мощности за пределами страны происхождения, появились во второй половине XIX века, а наиболее быстрое развитие международного бизнеса началось после второй мировой войны. В наши дни международный бизнес - это сложное, многогранное явление, притягивающее внимание экономистов всех стран.

Перечислим только некоторые тенденции, характеризующие развитие современного международного бизнеса.

Все убыстряющиеся изменения в технологии (Levitt, 1983. P.483).

Технология, а в особенности информационная технология, является одним из главных факторов, влияющих на развитие международного бизнеса.

Благодаря развитию транспорта и коммуникаций экономический мир стал более гомогенным. Развитие компьютерных сетей открывает новые возможности в сфере маркетинга.

Благодаря возможности вступать в контакт с клиентом вне зависимости от его местонахождения, компания может распространять свою продукцию на мировом рынке.

Усиление конкуренции.

Развитие технологии ведет к усилению конкуренции. Сегодня потребители более информированы, что позволяет им быть более критичными. Это особенно ярко проявляется в отраслях с крупными потребителями, имеющими доступ к информации по всему миру, например, в отрасли по производству оборудования для атомных станций или в отрасли по оказанию корпоративных банковских услуг.

Дерегулирование экономической деятельности

еще одна характеристика мировой экономики, влияющая на состояние конкуренции во многих международных отраслях (телекоммуникации, телевидение, авиаперевозки). Вследствие дерегулирования многие европейские компании рассматривают Европу как единый внутренний рынок.

Специализация и развитие кооперации

следующая черта международного бизнеса.

Производители часто концентрируют свои усилия на главном направлении работы, предоставляя осуществление вспомогательных функций другим организациям.

Вместе с тем крупные фирмы зачастую занимаются несвойственной им деятельностью. Например, такие компании, как Кока-кола, Шелл, Юниливер, самостоятельно осуществляют необходимые им банковские услуги.

Глобализация

Развитие технологии, дерегулирование и специализация способствуют формированию главной тенденции развития сегодняшнего международного бизнеса - его глобализации.

Она проявляется как через увеличение объемов международной торговли, так и через рост объемов иностранных инвестиций, связанных, главным образом, с деятельностью мультинациональных корпораций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: