ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Содержание дисциплины, её задачи и связь с другими дисциплинами.
Что такое управление персоналом и функции менеджера по управлению персоналом.
1. Дисциплина «Управление персоналом» включает в себя такие важные вопросы как кадровое регулирование, отбор и наём персонала, профессиональная ориентация личности и её социальная адаптация. В рамках дисциплины рассматриваются проблемы карьерного роста, совершенствования организации труда и, конечно же, проблемы оценки результатов деятельности персонала.
Основная задача дисциплины заключается в том, чтобы сформировать теоретические знания и умения решать проблемы управления персоналом, руководить деятельностью кадровой службы организации (или предприятия). Совершенно очевидно, что в условиях рыночной экономики, которая утвердилась в нашей стране, изменился не только характер экономической деятельности организации, но и методы управления ею.
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
|
|
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Однако, отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Не удивительно поэтому, что службы управления персоналом, пока имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении, не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.
Поэтому в создании современных мобильных управленческих служб заинтересована каждая организация. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учитывать личностный фактор в построении системы управления персоналом организации.
|
|
В целом можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей:
Первый – иерархическая структура предприятия (организации), где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда техники безопасности… Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации – работники, а за пределами – потребители продукции. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Уже по перечисленным вопросам видно, с какими дисциплинами соприкасается «Управление персоналом»: это и «Микроэкономика» и «Экономика организации предприятия», где затрагиваются проблемы трудовых ресурсов, это «Статистика» - без знаний статистики управленец как без рук, он не может провести анализ ситуации с тем, чтобы двигаться вперед. Это и «Социология» - ведь управленец должен быть вооружён умениями в организации исследования, опроса. «Документационное обеспечение управлением», где студенту даются необходимые знания и умения заполнения различной документации. Это и «Управленческая психология» - очень близко стоит к нашей дисциплине. Без знаний психологии, тонкостей, связанных с понимание человеческого поведения менеджер не может мудро и аккуратно организовать процесс. Ведь речь идет в первую очередь о людях! Это, конечно же, и математика. Ничего просчитать, и в том числе в данной области, без математики нельзя. Это и общегуманитарные дисциплины: русский язык, литература, философия, культура речи и другие. Так как именной они формируют умного, интеллигентного и вдумчивого управленца. Здесь же надо сказать об этике. Так как этика вообще и этика делового общения в частности необходимы в работе с людьми. Безусловно, профессиональные дисциплины «Менеджмент», «Маркетинг» и другие. Другими словами, чтобы быть хорошим менеджером нужно много знать и уметь вникать в самые сложные вопросы. Сложные, а порой и неожиданные.
|
|