Эта система стихосложения в русской поэзии была создана В. Маяковским. Его стихотворения уже в ранний период творчества выражали глубокий и напряженный пафос демократического протестантства, приводившего поэта к очень активному и напряженному декламационному интонированию стихотворной речи. Ему сразу стало тесно в нормах и рамках силлабо-тонического стихосложения, он отказался от размеренного стопового чередования ударных и неударных слогов в стихах и обратился к собственно ударному, декламационно-тоническому стихосложению.
Это стихосложение на русской почве было художественным новаторством Маяковского, оно не имело никаких преемственных связей с песенно-тоническими стихами народной поэзии. В нем стихи ритмически тяготеют к равноударности, что создается не песенной мелодией, а одинаковым количеством слоеных ударений в каждом стихе. При этом неударные слоги, так же как и в тонических народных стихах, ритмически в расчет не принимаются.
Маяковский применял в своем творчестве обычно че-тырехударные тонические стихи. Вот особенно яркий пример:
|
|
Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слови ради Тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляйте слов этих жжение Рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение Тысячи лёт миллионов сердца.
В каждом из восьми стихов приведенного отрывка по четыре словных ударения. Но количество неударных слогов между ударными различно. В стихах первой строфы оно таково: 2, 2, 1; 1, 1, 1; 2, 2, 1; 2, 1, 2. Во второй строфе иное: 3, 2, 2; 1, 2, 2; 2, 1, 2; 2, 2, 2. Найти в таких сочетаниях ударных и неударных слогов какой-либо порядок и тем самым разделить стихи на стопы, очевидно, невозможно. Отдельные стихи здесь могут напоминать доль-
ники, но в целом неударные слоги не имеют ритмической функции. Тем большее значение получают константные ударения в клаузулах. И Маяковский, сознавая, видимо, их важность, всегда подкрепляет их рифмами, обычно не точными, но богатыми. В приведенном отрывке обе строфы, по четыре стиха, срифмованы перекрестно, рифмы чередуются дактилические и мужские, кроме женской в третьем стихе.
Для ясности ритмического рисунка приведенных стихов они напечатаны здесь традиционным способом — каждый стих образует отдельную строчку с заглавной буквы в ее начале. Маяковский же печатал свои стихи иначе: строчки его в основном соответствуют речевым, декламационным тактам (группам слов или отдельным словам, разделенным логическими паузами) и заглавные буквы стоят только в начале предложений. Даже и этими способами напечатания стихов поэт стремился противопоставить свою поэзию традиционной.
|
|
Приведенные две строфы, состоящие из восьми длинных стихов, в печатном тексте Маяковского превращены в 18 коротких строчек, расположенных одна под другой, образующих текстовой «столбик». В других случаях поэт применял графическую «лесенку». Например:
Время —
начинаю
про Ленина рассказ. Но не потому,
что горя
нету более, время
потому,
что резкая тоска стала ясною,
осознанною болью. («Владимир Ильич Ленин»)
Здесь каждый из четырех четырехударных стихов строфы расчленен на декламационные такты, и они напечатаны не один под другим, а с отступами — слева направо.
Реже поэт создавал трехударные тонические стихи. Например:
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
Слово,
Товарищ маузер.
Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Лёвой!
Лёвой!
Лёвой!
(«Левый марш»)
В печатном тексте стихотворения эти восемь стихов первых двух строф образуют у Маяковского 12 строк, расположенных «столбиком». Важно отметить, что Маяковский часто создавал синтаксические «переносы» предложений из одного стиха в другой. В последнем из приведенных примеров «перенос» создается из третьего в четвертый стих.
Ритмическое новаторство Маяковского не изменило, однако, основной традиции русского стихосложения. Подавляющее большинство русских поэтов и в предреволюционные годы, и в советскую эпоху продолжали и продолжают развивать в своих произведениях силлабо-тоническую систему, все чаще применяя различные виды дольников. Но некоторые поэты иногда шли вслед за Маяковским в применении декламационно-тонических стихов. Так написаны, например, поэма Н. Асеева «Маяковский начинается», некоторые части поэмы И. Сельвинского «Пушторг», поэмы и баллады Н. Тихонова, некоторые стихотворения В. Кириллова, М. Герасимова («Железные цветы» и др.), Я. Смелякова, А. Яшина и др.
«СВОБОДНОЕ» СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Все охарактеризованные системы стихосложения имеют одно общее свойство: в них стихи имеют какую-то внутреннюю ритмическую организованность, усиливающую их соразмерность. Это или равенство акцентов внутри каждого стиха, или равенство слогов, или повторение по-разному организованных одним акцентом групп слогов — стоп. Но в разные эпохи развития русского стихосложения возникали и такие стихи, которые, отделяясь друг от друга константным ритмическим ударением на последнем слове и ритмической паузой, не имели при этом никакой внутренней организованности. Такое стихосложение принято называть свободным, а стихи — свободными.
В русском устном народном творчестве такими стихами создавались произведения или импровизации, исполнявшиеся на открытой сцене площадных театров, так
называемых «балаганов», или «раешников». Часто они имели комический, «прибауточный» характер. Вот пример из прибаутки балаганного «деда», по-древнерусски «скомороха»:
Уже и приданое мы ей, братцы, закатили:
Целый месяц тряпки собирали и шили:
Платье мор-мор,
С Воробьиных г ор.
А салоп соболиного меха.
Где ни ткни рукой, то прореха,
Воротник — енот,
Тот, что лает у ворот... и т. д.
В этих стихах нет ни равенства акцентов внутри стихов, ни равенства слогов, ни деления на стопы. Количество словных акцентов колеблется от 5 (второй стих) до 2 (третий, четвертый, седьмой стихи). В таких стихах для большей ритмической ощутимости константных акцентов в клаузулах всегда применялась их рифмовка. В большинстве случаев, как и в приведенном примере, это рифмовка парная с чередованием женских и мужских рифм.
Пушкин, создавая свои стихотворные «сказки», написал свободными стихами в фольклорной, «раешной» форме «Сказку о попе и работнике его Балде». Вот ее начало:
|
|
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда.
Здесь тоже нет внутренней организованности стихов и применяется парная рифмовка то мужских, то женских клаузул.
Но применение свободных стихов может и не иметь никакого отношения к старинным традициям народных представлений. Таково, в частности, применение их в поэзии В. Маяковского. Поэт писал стихи не только декламационно-тонические, обладающие равным количеством словных акцентов в каждом стихе, но нередко он допускал и неравенство акцентов внутри стихов, не имеющих к тому же стопового членения, и тем самым стихийно приходил к «свободному» стихосложению. Например:
Чуть ночь превратится в рассеет, вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвёт,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождём дела бумажные,
чуть войдёшь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания.
(«Прозаседавшиеся»)
В этих стихах нет внутристихового равенства акцентов. В восьми стихах двух строф количество акцентов таково: 3, 3, 4, 3, 4, 2, 4, 3. При такой свободе количества ударений внутри стихов они в еще большей мере, чем декламационно-тонические, нуждаются в рифмах. В особенности потому, что Маяковский и такие стихи печатал «столбиком», исходя из соотношения речевых «тактов». Приведенные восемь стихов в печатном тексте стихотворения образуют 12 строчек.
Свободные стихи без рифмы вполне возможны, но употребляются очень редко.
Таковы системы стихосложения в русской поэзии. В поэзии других народов они имеют свои национальные особенности и другую историю.