Декламационно-тонические стихи

Эта система стихосложения в русской поэзии была создана В. Маяковским. Его стихотворения уже в ранний период творчества выражали глубокий и напряженный пафос демократического протестантства, приводившего поэта к очень активному и напряженному декламацион­ному интонированию стихотворной речи. Ему сразу стало тесно в нормах и рамках силлабо-тонического стихосло­жения, он отказался от размеренного стопового чередова­ния ударных и неударных слогов в стихах и обратился к собственно ударному, декламационно-тоническому стихо­сложению.

Это стихосложение на русской почве было художест­венным новаторством Маяковского, оно не имело никаких преемственных связей с песенно-тоническими стихами народной поэзии. В нем стихи ритмически тяготеют к равноударности, что создается не песенной мелодией, а одинаковым количеством слоеных ударений в каждом сти­хе. При этом неударные слоги, так же как и в тонических народных стихах, ритмически в расчет не принимаются.

Маяковский применял в своем творчестве обычно че-тырехударные тонические стихи. Вот особенно яркий при­мер:

Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слови ради Тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляйте слов этих жжение Рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение Тысячи лёт миллионов сердца.

В каждом из восьми стихов приведенного отрывка по четыре словных ударения. Но количество неударных сло­гов между ударными различно. В стихах первой строфы оно таково: 2, 2, 1; 1, 1, 1; 2, 2, 1; 2, 1, 2. Во второй строфе иное: 3, 2, 2; 1, 2, 2; 2, 1, 2; 2, 2, 2. Найти в таких сочета­ниях ударных и неударных слогов какой-либо порядок и тем самым разделить стихи на стопы, очевидно, невоз­можно. Отдельные стихи здесь могут напоминать доль-


ники, но в целом неударные слоги не имеют ритмической функции. Тем большее значение получают константные ударения в клаузулах. И Маяковский, сознавая, видимо, их важность, всегда подкрепляет их рифмами, обычно не точными, но богатыми. В приведенном отрывке обе стро­фы, по четыре стиха, срифмованы перекрестно, рифмы чередуются дактилические и мужские, кроме женской в третьем стихе.

Для ясности ритмического рисунка приведенных сти­хов они напечатаны здесь традиционным способом — каж­дый стих образует отдельную строчку с заглавной буквы в ее начале. Маяковский же печатал свои стихи иначе: строчки его в основном соответствуют речевым, деклама­ционным тактам (группам слов или отдельным словам, разделенным логическими паузами) и заглавные буквы стоят только в начале предложений. Даже и этими спо­собами напечатания стихов поэт стремился противопоста­вить свою поэзию традиционной.

Приведенные две строфы, состоящие из восьми длин­ных стихов, в печатном тексте Маяковского превращены в 18 коротких строчек, расположенных одна под другой, образующих текстовой «столбик». В других случаях поэт применял графическую «лесенку». Например:

Время

начинаю

про Ленина рассказ. Но не потому,

что горя

нету более, время

потому,

что резкая тоска стала ясною,

осознанною болью. («Владимир Ильич Ленин»)

Здесь каждый из четырех четырехударных стихов строфы расчленен на декламационные такты, и они напечатаны не один под другим, а с отступами — слева направо.

Реже поэт создавал трехударные тонические стихи. Например:

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

Слово,

Товарищ маузер.


Довольно жить законом,

Данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Лёвой!

Лёвой!

Лёвой!

(«Левый марш»)

В печатном тексте стихотворения эти восемь стихов первых двух строф образуют у Маяковского 12 строк, расположенных «столбиком». Важно отметить, что Мая­ковский часто создавал синтаксические «переносы» пред­ложений из одного стиха в другой. В последнем из при­веденных примеров «перенос» создается из третьего в чет­вертый стих.

Ритмическое новаторство Маяковского не изменило, однако, основной традиции русского стихосложения. По­давляющее большинство русских поэтов и в предреволю­ционные годы, и в советскую эпоху продолжали и про­должают развивать в своих произведениях силлабо-тони­ческую систему, все чаще применяя различные виды дольников. Но некоторые поэты иногда шли вслед за Маяковским в применении декламационно-тонических сти­хов. Так написаны, например, поэма Н. Асеева «Маяков­ский начинается», некоторые части поэмы И. Сельвинского «Пушторг», поэмы и баллады Н. Тихонова, некоторые сти­хотворения В. Кириллова, М. Герасимова («Железные цветы» и др.), Я. Смелякова, А. Яшина и др.

«СВОБОДНОЕ» СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Все охарактеризованные системы стихосложения име­ют одно общее свойство: в них стихи имеют какую-то внутреннюю ритмическую организованность, усили­вающую их соразмерность. Это или равенство акцентов внутри каждого стиха, или равенство слогов, или повто­рение по-разному организованных одним акцентом групп слогов — стоп. Но в разные эпохи развития русского стихосложения возникали и такие стихи, которые, отде­ляясь друг от друга константным ритмическим ударением на последнем слове и ритмической паузой, не имели при этом никакой внутренней организованности. Такое стихо­сложение принято называть свободным, а стихи — свободными.

В русском устном народном творчестве такими стиха­ми создавались произведения или импровизации, испол­нявшиеся на открытой сцене площадных театров, так


называемых «балаганов», или «раешников». Часто они име­ли комический, «прибауточный» характер. Вот пример из прибаутки балаганного «деда», по-древнерусски «скомо­роха»:

Уже и приданое мы ей, братцы, закатили:

Целый месяц тряпки собирали и шили:

Платье мор-мор,

С Воробьиных г ор.

А салоп соболиного меха.

Где ни ткни рукой, то прореха,

Воротник — енот,

Тот, что лает у ворот... и т. д.

В этих стихах нет ни равенства акцентов внутри сти­хов, ни равенства слогов, ни деления на стопы. Количе­ство словных акцентов колеблется от 5 (второй стих) до 2 (третий, четвертый, седьмой стихи). В таких стихах для большей ритмической ощутимости константных акцен­тов в клаузулах всегда применялась их рифмовка. В боль­шинстве случаев, как и в приведенном примере, это риф­мовка парная с чередованием женских и мужских рифм.

Пушкин, создавая свои стихотворные «сказки», напи­сал свободными стихами в фольклорной, «раешной» форме «Сказку о попе и работнике его Балде». Вот ее начало:

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда.

Здесь тоже нет внутренней организованности стихов и применяется парная рифмовка то мужских, то женских клаузул.

Но применение свободных стихов может и не иметь никакого отношения к старинным традициям народных представлений. Таково, в частности, применение их в поэ­зии В. Маяковского. Поэт писал стихи не только декла­мационно-тонические, обладающие равным количеством словных акцентов в каждом стихе, но нередко он допускал и неравенство акцентов внутри стихов, не имеющих к тому же стопового членения, и тем самым стихийно приходил к «свободному» стихосложению. Например:

Чуть ночь превратится в рассеет, вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,


кто в просвёт,

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождём дела бумажные,

чуть войдёшь в здание:

отобрав с полсотни —

самые важные!

служащие расходятся на заседания.

(«Прозаседавшиеся»)

В этих стихах нет внутристихового равенства акцен­тов. В восьми стихах двух строф количество акцентов та­ково: 3, 3, 4, 3, 4, 2, 4, 3. При такой свободе количества ударений внутри стихов они в еще большей мере, чем декламационно-тонические, нуждаются в рифмах. В осо­бенности потому, что Маяковский и такие стихи печатал «столбиком», исходя из соотношения речевых «тактов». Приведенные восемь стихов в печатном тексте стихотво­рения образуют 12 строчек.

Свободные стихи без рифмы вполне возможны, но употребляются очень редко.

Таковы системы стихосложения в русской поэзии. В поэзии других народов они имеют свои национальные особенности и другую историю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: