Роды и жанры литературы

Худ.образ – есть конкретно – чувственная форма воспроизведения преображения действительности. Категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.

Существуют чувственно – образное и понятийно – логическое формы освоения мира. Различают образные представления как феномен сознания и собственные образы как чувственная воплощенность представлений (зрительная и слуховая).

Св-ва худ. образа.

1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор определенных сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изображении. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.

Многозначность худ. образа.

Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».

Внутренние образы – медведь, окно.

Внутренняя форма слова – приращение смысла.

Образ – внушаемое автором в умы читателей.

Для образа надо владеть ключом, литературным кодом.

Образ – облик, вид, способ (средство) с помощью которого литература осуществляет свою миссию (см. предыдущую лекцию).

В составе психологии и филологии образы – конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов, фактов, событий, в их чувственно воспринимаемом обличии.

Они [образы] противопостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие постоянные свойства реальности, игнорируют индивидуальные черты.

ИТОГ: существуют чувственно-образная и политийно-логическая форма освоения действительности.

Различают:

1. образные представления, как феномен сознания;

2. собственно «образы», как чувственная воплощенность представлений.

Различают образы:

1. научно-иллюстративные;

2. фактографические;

3. информационно-журналистские, которые информируют о действительно имевших место фактах;

4. художественные, создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни, во имя ее оценочного осмысления.

Воображение художника не только психологический стимул его творчества, но и некая давность.

В воображении есть вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия в реальности.

В современной науке присутствует понятие знаковости.

Знак – материальный предмет, выступающий, как представитель, заместитель другого предмета, свойства.

Определение художественного образа – их более 70!

Одна из точек зрения:

Художественный образ – конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности.

По характеру обобщенности художественные образы разделяют на:

o индивидуальные (самобытностью, неповторимостью. Встречаются у романтиков и писателей-фантастов);

o характерные (является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие тому времени);

o типические (высшая ступень образа характерного. Это наиболее вероятное, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, достижений целей реалистической литературы. Порой в художественном образе могут быть запечатлены социально-исторические предметы эпохи, так и общие человеческие черты характера человека – вечные образы);

o образы-мотивы (выходят за рамки индивидуальных образов героев), (это устойчиво повторяющаяся в творчестве писателя тема, выраженная с помощью разных аспектов, с помощью варьирования);

o топасы (место, местность, общее место), (обозначают общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного писателя);

o архетипы (начало, образ) (начало 19 века, немецкие романтики. Юнга – понимал АРХЕТИП, как общий человеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего мифологические образы. Общечеловеческие символы: огонь, небо, дом, дорога, сад и т. д.).

Структура образа:

1. звучащая, ритмическая поверхность речи;

2. художественная речь (последовательность слов и их отношений);

3. сюжет – цель движения людей, вещей;

4. фабула – система основных целей;

5. взаимодействующие образы;

6. художественная идея; концепция автора;

постижение жизненного смысла образа.

Художественный образ - это популярный термин, который используется в разных науках. Самое распространенное определение – это субъективное отражение объективного мира. Художественный образ имеет сверхзадачу – это всегда некая мысль, воплощенная в художественную форму. Это не просто описание. Пример: Буратино. Образ всегда конкретен, изобразителен. Но эта конкретность всегда выражает что-то общее, какую-то мысль. Образ пластичен, эмоционален, он выражает состояние героя, все в нем находится в единстве. Что в реальности может быть антитезой, в образе сходится. Пример: рисование сердца у влюбленных в ответ на абстрактное чувство. Потебня: «Если нам дан поэтический образ, то мы спрашиваем себя каков круг идей, наблюдений, мыслей, замечаний, восприятий, из которых возник этот образ? Он мог возникнуть из непосредственных наблюдений, он мог возникнуть из предания, то есть при помощи других образов». Абстрактные, философские идеи изображаются через предметные реалии, чаще всего из природы. Пример: стихотворение Веневитинова «Ветка». Наблюдение природы – источник художественных образов. У Тургенева есть множество прототипов: Рудин – Бакунин, Базаров – Добролюбов. Но образ, даже если он списан с натуры, не буквален, он всегда автономен, самодостаточен, он живет своей собственной жизнью.

- Классификация образов.

Есть условные и жизнеподобные образы. Жизнеподобные – это реальность, зеркально подобная жизни. Условные – это нарушения, деформация, в них есть два плана – изображаемое и подразумеваемое. Жизнеподобные – характер и тип, условные – символ, аллегория, гротеск.

Предметная классификация.

1 ступень. Детали от однословных подробностей до развернутых описаний (интерьер, пейзаж, внешность и т д.). Они статичны и фрагментарны.

2 ступень. Фабульный строй: события, поступки, настроения, стремления человека. Это динамизм и эволюция.

3 ступень. Субъектный строй: характеры, персонажи, образ автора, рассказчика, хор.

4 ступень. Образ мира.

Природа – Человек – Общество

Пейзаж портрет семья

Интерьер система среда

Экстерьер персонажей народ

Вещи образ автора мир

Животные автор-рассказчик

Детали

Обобщенно-смысловые: мотив, топос, архетип.

Мотив – это слово или комплекс слов, которые повторяются (в творчестве писателя, группы писателей или эпохе).

Топос – обозначение места, повторяется в пределах культуры или нации (Питер. Лес, степь).

Архетип (По К. Г. Юнгу) – древнейший мифологический символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Агасфер, Фауст.

Внутренняя структура образа:

1) внутренняя форма слова. Пример: чернила.

2) сравнение: А=Б

3) со и противопоставление: А не равно или равно Б.

Образно все – и слово, и люди, и действие.

- Малые формы образности.

С точки зрения многих исследователей образно только то, что создано с помощью слова. Возможности и особенности слова – тема дискуссий, так возникает футуризм. Слово в художественном произведении ведет себя не так, как в обычной речи – слово начинает реализовывать эстетическую функцию помимо номинативной (назывной) и коммуникативной. Цель обычной речи – общение, дискурс, передача информации. Эстетическая функция другая, она не просто передает информацию, а создает определенный настрой, передает духовную информацию, некий сверхсмысл, идею. Само слово проявляет себя по-другому. Важен контекст, сочетаемость, ритмическое начало (особенно в стихах). Бунин: «знаки препинания – нотные знаки». Ритм и смысл совмещены. Слово в художественном произведении не имеет определенного значения как в повседневной речи. Пример: хрустальная ваза и хрустальная пора у Тютчева. Слово выступает не в своем значении. Одинаковый поток ассоциаций с автором. Хрустальная пора – описание звуков осенью. Слово в художественном контексте рождает индивидуальные ассоциации. Если совпадает авторское и твое – все запоминается, нет – нет. Любой художественный троп – отклонение от правил. Ю. Тынянов «Смысл стихового слова». «Слово – хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но и разные краски». Эмоциональная окраска слова. Слово – абстракция, комплекс значений индивидуален.

Все приемы изменения основного значения слова – тропы. В слове есть не только прямое, но и переносное значение. Определение, обычно даваемое в учебниках, не совсем полное. Томашевский «Поэтика речи». Пример: название повести Шмелева «Человек из ресторана». Сначала человек значит официант, причем используется слово, как его обычно называет клиент. Затем действие развивается, герой размышляет, что элита общества порочна. У него есть свои искушения: деньги, которые он возвращает. Официант не может жить с грехом, главное слово становится «человек» как венец природы, духовное существо. Метафора у Пушкина «Горит восток зарею новой» - и начало нового дня и появление на востоке нового мощного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: