Родовая принадлежность произведения. Драма

Драма — воссоздание событийных рядов, поступков людей и взаимоотношений. Закон развивающегося действия, как и в эпике. Но! Отсутствует развёрнутое повествовательно-описательное изображение.

Основной текст и побочный текст. Побочный — авторская речь (вспомогательная и эпизодичная — список действующих лиц, характеристики, обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки, ремарки). Основной — цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Ограниченность художественных возможностей. Объём зависит от времени. Время изображаемого действия должно уместиться в 3-4 часа.

Изображение — иллюзия настоящего времени. Нет посредника-повествователя. Ориентировка на требования сцены.

Требование к преувеличениям — театрализующие гиперболы. Условность речевого самораскрытия героев: 1) распространённые монологи и диалоги, наполненные афоризмами и сентенциями 2) реплики в сторону.

Драма — lesedrama vs сценическая — творческое достраивание, но первостепенно значим принцип верности прочтения

13. Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»

Жанр — соотнесение произведения с другими, целостное представление о произведении, определяется через устойчивое сочетание признаков: принадлежность к роду литературы, эстетическая доминанта, стихотворная или прозаическая речь, объём. В эволюции прослеживаются многие переменные и немногие постоянные признаки. Жанровый подзаголовок — признание традиции.

Конкретно-исторический подход: жанр рассматривается в рамках жанровой системы определённого периода развития национальной литературы, в синхронии. Типологический подход: выделение наиболее устойчивых признаков, обеспечивающих узнаваемость, идентичность в литературном процессе в целом.

Ретроспекция (выделение результирующих признаков жанра в развитии) vs реставрация (в рецепции определённого времени).

Не всегда определения автора совпадают с прочтением.

19 век — индивидуально-творческое художественное сознание — установка на подражание образцам идёт на убыль.

19-20 век — размывание жанровых границ.

Бахтин: канонические vs романизированные жанры. Роман —жанр, отразивший концепцию человека, который до конца не воплотим в существующую социально-историческую плоть. Почти все жанры романизируются. Жанры, которые сохраняют каноничность, приобретают характер стилизации.

Поспелов делит жанры на героические (национально-исторические), этологические (нравоописательные), романические.

Коммуникативная (автору важно найти своего читателя) vs классификационная функция жанровых номинаций (позволяет классифицировать явления разных культур; изучение констант национальных литератур). Жанр — не открывает истоков новаторства, отражение законченности этапа познания.

Память жанра: в жанре всегда сохраняются элементы архаики. Но жанр всё время обновляется.

Любая художественная форма — отвердевшее содержание. Любой формальный элемент был когда-то содержательным. Но! Даже самые формальные элементы никогда не теряют своей содержательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: