Драма — воссоздание событийных рядов, поступков людей и взаимоотношений. Закон развивающегося действия, как и в эпике. Но! Отсутствует развёрнутое повествовательно-описательное изображение.
Основной текст и побочный текст. Побочный — авторская речь (вспомогательная и эпизодичная — список действующих лиц, характеристики, обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки, ремарки). Основной — цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Ограниченность художественных возможностей. Объём зависит от времени. Время изображаемого действия должно уместиться в 3-4 часа.
Изображение — иллюзия настоящего времени. Нет посредника-повествователя. Ориентировка на требования сцены.
Требование к преувеличениям — театрализующие гиперболы. Условность речевого самораскрытия героев: 1) распространённые монологи и диалоги, наполненные афоризмами и сентенциями 2) реплики в сторону.
Драма — lesedrama vs сценическая — творческое достраивание, но первостепенно значим принцип верности прочтения
|
|
13. Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
Жанр — соотнесение произведения с другими, целостное представление о произведении, определяется через устойчивое сочетание признаков: принадлежность к роду литературы, эстетическая доминанта, стихотворная или прозаическая речь, объём. В эволюции прослеживаются многие переменные и немногие постоянные признаки. Жанровый подзаголовок — признание традиции.
Конкретно-исторический подход: жанр рассматривается в рамках жанровой системы определённого периода развития национальной литературы, в синхронии. Типологический подход: выделение наиболее устойчивых признаков, обеспечивающих узнаваемость, идентичность в литературном процессе в целом.
Ретроспекция (выделение результирующих признаков жанра в развитии) vs реставрация (в рецепции определённого времени).
Не всегда определения автора совпадают с прочтением.
19 век — индивидуально-творческое художественное сознание — установка на подражание образцам идёт на убыль.
19-20 век — размывание жанровых границ.
Бахтин: канонические vs романизированные жанры. Роман —жанр, отразивший концепцию человека, который до конца не воплотим в существующую социально-историческую плоть. Почти все жанры романизируются. Жанры, которые сохраняют каноничность, приобретают характер стилизации.
Поспелов делит жанры на героические (национально-исторические), этологические (нравоописательные), романические.
Коммуникативная (автору важно найти своего читателя) vs классификационная функция жанровых номинаций (позволяет классифицировать явления разных культур; изучение констант национальных литератур). Жанр — не открывает истоков новаторства, отражение законченности этапа познания.
Память жанра: в жанре всегда сохраняются элементы архаики. Но жанр всё время обновляется.
Любая художественная форма — отвердевшее содержание. Любой формальный элемент был когда-то содержательным. Но! Даже самые формальные элементы никогда не теряют своей содержательности.