Творческая история. Канонический текст

Процесс создания литературного произведения — от замысла к воплощению — называют творческой историей. Методы литературоведения, включающие в себя исторический подход к литературе, предполагают знание основных фактов творческой истории. Биография рассматривается как факт истории, а создание произведения как факт биографии. Знание исторического контекста помогает понять творчество писателя в целом.

Для понимания своеобразия произведения нужно знать традицию, в частности, жанровую. Творческая история — часть генезиса произведения. Творческая история — только работа конкретного автора над данным произведением.

Интерес к личному творчеству выдвигает на первый план творческую индивидуальность. Важное значение этому аспекту исследования придавала биографическое направление. Сент-Бёв призывал найти одно главное звено в жизни писателя и его произведениях, являющееся ключом к их пониманию.

Согласно теории формальной школы произведение является автономным, независимым от биографии автора.

Пиксанов — творческая история — история текста + выявление фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и текст. Творческая история — динамика стиля, эволюция образов.

Сравнение разных редакция и вариантов одного произведения проясняет отдельные сцены, эпизоды, действия, причины которых не всегда бывают очевидны.

Воссоздание творческой истории связано с текстологией и опирается на её данные. Текстология занимается историей формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец для тиражирования. Творческая история, опираясь на историю текста, даёт историю создания всего произведения в целом. В творческой истории должны присутствовать элементы анализа и обобщения.

Знание творческой истории является критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований.

Для творческой истории произведений, основывающихся на реальных факты, важны данные о протосюжетах и прототипах героев.

Для понимания авторского замысла могут иметь значение факты его внешней истории: перепечатывания, цензуры, редакторов и т.д.

Понятие «канонический текст», полагает А.Л.Гришунин, не признается рядом текстологов, т.к. заключает в себе указание на негибкость, жесткость раз навсегда установленного «канона», который практически недостижим; оно неприменимо к средневековым, историческим и фольклорным текстам. Иногда в том же смысле употребляется термин «дефинитивный» (от лат. definitivus – определяющий). Стабильность текста не декларируется, а возникает в результате признания его рядом авторитетных исследователей путем дискуссий и научного рецензирования. Установившийся таким образом текст может быть уточнен при обнаружении новых или более глубоком изучении ранее известных источников. Исправления, вносимые в текст, опираются не на субъективные соображения редактора, а на объективно-научный анализ. Работа редактора документируется и обосновывается в аппарате научного издания и ставится, таким образом, под контроль читателей и критики, которые могут иначе истолковать измененные чтения. Кроме того, «канонический текст» часто заменяют термином «основной текст» (по уже указанной причине).

Канонический текст — текс произведения, принятый текстологами в качестве окончательного варианта для публикации в различных изданиях В тщательно выверенный текст могут быть в дальнейшем внесены изменения.

45. Массовая литература

Массовая литература — ценностный низ литературной иерархии: категория литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература.

Массовая литература — категория, возникшая в результате размежевания художественной литературы по эстетическому качеству. Критерии эстетической значимости могут меняться. Богатый потенциал восприятия многих произведений раскрывается только в процессе длительного функционирования, + новые литературные направления отбраковывают старое.

Внутри массовая литература неоднородна. На вершине — образцовые, классические произведения,, имеющие долговременный успех. Внизу — то, где текст играет второстепенную роль: комиксы, фотороманы, терапевтические любовные романы.

Генезис массовой литературы: литература эллинизма, фаблио и новеллы итальянского возрождения. Но —дороговизна.

Массовая литература появляется в индустриальную эпоху нового времени: рост грамотности, возникновение массовой читательской аудитории.

Важнейшая предпосылка — коммерциализация писательской деятельности.

Создание артелей, способствовавших превращению автора в ярлык — Александр Дюма.

Техно-экономические факторы: прогресс в сфере книгопечатания. Индивиуальное авторское начало сводится на нет, подчиняясь жанровому канону.

Признак серийности. Общая сюжетная схема, тематика, набор действующих лиц.

Криминальный роман, фэнтези, триллер, розовый роман, костюмно-исторический роман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: