Лирику и драму выделили еще в античности (Платон, позже Аристотель в «Поэтике»). Концепция «искусство как подражание природе» просуществовала до конца Возрождения (Леонардо да Винчи). Писатель подражает природе 3 способами:
- рассказ о событиях как о сторонних рассказчику (эпос)
- рассказ в дифирамбах (лирика)
- рассказ через речи других людей (драма)
Немецкая идеалистическая философия оказала влияние на лит-ру романтизма. С эпохи романтизма начинает углубляться понятие деления.
Необходимость – эпос и драма. Свобода – лирика. Конечное – эпос и драма\ бесконечное – лирика.
Гегель углубляет представление лит.рода; вводит понятие субъект и объект. Драма и эпос объективные; эпос объективен изначально, от писателя ничего не зависит, он только улавливает ход событий. Лирика – субъект выражает себя. Драма – синтез объективного и субъективного. В опр.эпохи востребованы опр.роды лит-ры.
Категория времени соотносится с родом:
Эпос – прошедшее, драма – условное настоящее, лирика – «сплав времен», здесь и сейчас + воспоминание +рождение нового взгляда.
Категория лица:
Эпос – условное 3-е лицо, в лирике 1-ое лицо, в драме 1-ое и 2-ое лица.
Теория коммуникации: высказывание к кому-то обращено. Эпос – основное содержательное, лирика – эмоциональный план, драма – обращенность, побуждение.
Попытки выделить в особый род роман, киносценарий.