Межродовые и внеродовые формы

Межородовые: лирика+эпос, лирика+драма+эпос. Пр. Жуковский – баллада – лиро-эпический жанр. Байрон – романтическая поэма, Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Лермонтов «Демон».

Повествование + внутренний мир героя, повествование + образ автора.

«Евгений Онегин», «Мертвые души» - лиро-эпический жанр; «Фауст» - лиро-эпико-драматическое произведение.

Внеродовые формы.

Литературные произведения, в которых нет признаков ни эпоса, ни лирики, ни драмы.

3 основных внеродовых формы:

- художественный очерк

- эссе

- литература потока сознания

Пр. Литературные портреты Горького, очерки Толстого. Эссе: Мишель Монтень, Батюшков, Розанов (размышление, взгляд на мир; строится на сочетании разнородных знаний).

Литература потока сознания. Мысль воспроизводится в нерасчлененности. Пр. Джойс «Улисс». Не отсеивать ассоциативный фон.

«Анна Каренина» 1-ый эпизод.

1-ая попытка в русской литературе принадлежит Батюшкову, «Чужое – мое сокровище», дневник.

Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель) жанра. Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – не канонические и др.).

Жанр (gatunek) литературный. Подвид классификации литературных произведений. При делении, проводимом с учетом главных критериев (система изображенных предметов и передающая форма, а также отношение автора к предмету изображения), выделяют обычно самые обширные группы, так наз. роды (драма, эпика, лирика), которые охватывают жанры (напр., трагедия, роман, ода и т. п.); а также разновидности, либо принадлежащие к одному роду или жанру, либо пограничные, смешанные (синкретичные), выделяемые на основе специальных особенностей, формальных или содержательных

Жанр. Категория или тип художественных произведений, имеющих особую форму, технику или содержание. «Жанр», французское слово, синоним слов «тип», «вид»

По форме: видения, новелла, ода, опус, очерк, повесть, пьеса, рассказ, роман, скетч, эпопея, эпос, эссе.

По содержанию: комедия, фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров, трагедия, драма

По родам: эпические(басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, фэнтэзи, эпопея), лирические (ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма), лиро-эпические (баллада, поэма), драматические (драма, комедия, трагедия).

Ж. л.— типсловесно-художественного произведения как целого, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведений (эпопея, роман, повесть, новелла и т. п. в эпике; комедия, трагедия и др. в области драмы; ода, элегия, баллада и пр. в лирике); 2) идеальный тип (логически сконструированная модель) литературного произведения, который может быть соотнесен с любым реально существующим жанром и рассмотрен в качестве его инварианта. Соотношение между двумя этими значениями термина Ж. л., а вместе с тем между теоретической моделью художественной структуры и реальной историей литературы — главная проблема теории жанров (иногда — жанрология, генология).

38. Эпические жанры

Для эпоса - эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Специфическая черта эпоса – в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Основное различие между перечисленными жанрами - в объёме произведения, а также в масштабе отображаемых событий и философских обобщений.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр. "Война и мир" Л. Толстого, "Тихий Дон" М. Шолохова)

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью, как правило, произведение, воспевающее славное прошлое народа, его дух и проч. (напр. "Полтава" А. Пушкина, "Мёртвые души" Н. Гоголя). Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" (напр. "Обломов" А. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева). Повесть - "средний" жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новелы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (напр. "Степь"). Разграничивать роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр "повесть"не выделяются вовсе (там разделение происходит на две основные категории: "novel" - "роман", и "short story"- "рассказ"). Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, "Тёмные леса" И. Бунина). Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

39. Лирические жанры

Ода – жанр, который воспевает какое – либо важное историческое событие, лицо или явления. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

Песня – жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня мери из «Пира во время чумы» А Пушкина.

Элегия – жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А. Пушкина

Послание – жанр, который не связан с определенной традицией. Характерной чертой является обращенность к какому – то лицу: «К Чаадаеву» А. Пушкина.

Сонет – жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета:

английский сонет. Состоит из трех четверостиший и одного двустишия в конце: сонеты Шекспира;

французский сонет. Состоит из двух четверостиший и двух трехстиший в конце. Особую популярность в России этот жанр приобрел в эпоху символизма: Бальмонт, Брюсов, Блок.

Эпиграмма – короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое – то отдельное лицо: «На Воронцова» А. Пушкина.

Сатира – более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А. Пушкина.

Такое деление на жанры очень условно, потому что, как правило, в чистом виде представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию и послание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: