Эстетические отношения искусства к действительности (1855)

<...>

Переходим к высочайшему и полнейшему из искусств, поэзии, во­просы о которой заключают в себе всю теорию искусства. Неизмери­мо выше других искусств стоит поэзия по своему содержанию; все дру­гие искусства не в состоянии сказать нам и сотой доли того, что гово­рит поэзия. Но совершенно изменяется это отношение, когда мы об­ращаем внимание на силу и живость субъективного впечатления, производимого поэзиею, с одной стороны, и остальными искусства­ми — с другой. Все другие искусства, подобно живой действительно­сти, действуют прямо на чувства, поэзия действует на фантазию; фан­тазия у одних людей гораздо впечатлительнее и живее, нежели у дру­гих, но вообще должно сказать, что у здорового человека ее образы 64

бледны, слабы в сравнении с воззрениями чувств; потому надобно сказать, что по силе и ясности субъективного впечатления поэзия дале­ко ниже не только действительности, но и всех других искусств. <...> <...>

М.М. Бахтин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: