Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите условия и критерий совершенной конкуренции

1. Назовите условия и критерий совершенной конкуренции.

2. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на Ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

3. При каком условии конкурентная фирма достигает краткосрочного равновесия?

4. Как определить прибыль (или убытки) фирмы в условиях совершенной конкуренции?

5. Каковы условия долгосрочного равновесия фирмы? Что можно сказать о прибыли совершенного конкурента в условиях долгосрочного равновесия?

6. Что понимается под выигрышем потребителя и выигрышем производителя? В каком случае достигается взаимовыгодность обмена на конкурентном рынке и максимизируется благосостояние общества?

7. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

8. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка?

9. Назовите основные условия модели рынка несовершенной конкуренции. В чем заключаются ее основные несовершенства?

10. В чем состоит сущность монополии, каковы условия ее существования? На чем основана власть монополиста над ценой?

11. Что представляет собой естественная (регулируемая) монополия, в чем ее особенность? Какие проблемы существуют в установлении цены на продукцию естественной монополии?

12. При каких условиях достигается равновесие фирмы-монополиста? Чем отличаются условия достижения равновесия монополиста от условия равновесия совершенного конкурента?

13. Как подсчитать прибыль монополиста с эластичным спросом по цене?

14. Как образуется «мертвый убыток» общества, возникающий при монополистическом производстве?

15. Что измеряет индекс Лернера? Для чего нужны антимонопольные законы, что они регулируют?

16. С помощью какого показателя можно определить степень концентрации рынка?

17. Что понимается под ценовой дискриминацией? Опишите, в каких случа­ях применяется ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

18. Какой рынок называется олигополистическим? Что такое дуополия?

19. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

20. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

21. Перечислите основные модели олигополии по способу ценообразования. В чем сходство и в чем различие между монополией и олигополией?

22. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

23. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

24. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

25. Каковы специфические условия рынка монополистической конкуренции?

26. Какие особенности монополистического конкурента делают его монополистом, а какие - жестким конкурентом?

27. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

28. Как устанавливается равновесие монополистического конкурента в отрасли?

29. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

30. Что понимается под неценовой конкуренцией? Почему и в каких сферах она применяется? Всегда ли неценовая конкуренция приносит положительный результат?

31. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

32. Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике? Обсудите плюсы и минусы данного типа рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007. Гл.7-8.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 8-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.Тема 7-10.

3. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Уч. пособие / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. Гл.8, 10.

4. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое уч. пособие. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. Раздел 2. Лекция 8.

5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. Гл. 6-10.

6. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Гл. 3-4.

7. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.Г. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2009. Гл. 13-15.

8. Экономическая теория / Под общ. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПб ГУЭФ; Питер, 2008. Гл. 7-8.

9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2008. Гл. 8-9.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема 1.

Сущность совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция    
     
  Научная модель, описывающая саморегуляцию рынка в условиях полной децентрализации (автономности) принятия экономических решений субъектами рынка   Условия совершенной конкуренции: 1. малые размеры и многочисленность субъектов рынка 2. однородность продукции 3. отсутствие барьеров 4. совершенная информация
   
   
 
   
   
   
       
  Описывает поведение фирмы, максимизирующей краткосрочную прибыль   Условие максимизации прибыли: MC=MR=P
   
 
       
    Описывает долгосрочное равновесие в отрасли, характеризующиеся отсутствием избытков и дефицитов, минимальным уровнем издержек и равной прибыльностью всех производств     Условие долгосрочного равновесия: D=P=MR=MC=S=ATCmin=LATCmin
   
   
 
   
   
   
       
    Полное выполнение условий совершенной конкуренции не наблюдается ни на одном из реальных рынков  
   
 
   
       
    На некоторых рынках (продажи зерна, нефти, драгоценных металлов, ценных бумаг, валют) условия совершенной конкуренции выполняются частично     Критерий совершенной конкуренции: D=P=MR=const
   
   
 
   
   
   

Схема 2.

Общие черты несовершенной конкуренции 1. Понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы (критерий несовершенной конкуренции). 2. Наличие предела роста валового дохода. 3. Ускоренное падение предельного дохода.
 
Последствия несовершенной конкуренции 1. Недопроизводство товаров (Qнесоверш < Qсоверш). 2. Завышение цен (Pнесоверш > Pсоверш). 3. Тенденция к получению экономической прибыли (Pнесоверш - ATCнесоверш = р > 0).
 
Особенности разновидностей несовершенной конкуренции
 
Вид несовершенной конкуренции Число фирм Барьеры на вход и выход Характер продукта Степень влияния на цены Прибыль
Монополистическая конкуренция Большое Низкие Дифференцированный Низкая Тенденция к исчезновению экономической прибыли в долгосрочном периоде
Олигополия Малое (от 2 до 20) Высокие Дифференцированный или однородный Высокая Зависит от разновидности олигополии: - при картеле - монополистическая; - при картелеподобной структуре - олигополистическая; -при некоординированной олигополии - неустойчивая
Монополия Одна фирма Непреодолимые Стандартизированный Очень высокая* Наивысшая (монополистическая)

*Если не ограничена государством

Совершенная конкуренция Perfect (pure) competition
Равновесие фирмы Firm equilibrium
Долгосрочное равновесие Long-run equilibrium
Выигрыш (излишек) производителя Producer’s surplus
Выигрыш (излишек) покупателя Consumer’s surplus
Несовершенная конкуренция Imperfect competition
Монополия Monopoly
Чистая монополия Pure monopoly
Максимизация прибыли Profit maximization
Ценовая дискриминация Price discrimination
Индекс Лернера Lerner index
«Мертвый убыток» общества Deadweight losses
Антимонопольное законодательство Antitrust law
Дуополия Duopoly
Олигополия Oligopoly
Индекс Херфиндаля - Хиршамана Herfindal – Hirshman index
Ломаная кривая спроса Kinked demand curve
Лидерство в ценах Price leadership
Дилемма заключенного Prisoner’s dilemma
Частичное равновесие Partial equilibrium
Картель Cartel
Неценовая конкуренция Non-price competition
Естественная монополия Natural monopoly
Монополистическая конкуренция Monopolistic competition
Дифференцированный продукт Differential product
Монопсония Monopsony

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: