1. Назовите условия и критерий совершенной конкуренции.
2. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на Ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?
3. При каком условии конкурентная фирма достигает краткосрочного равновесия?
4. Как определить прибыль (или убытки) фирмы в условиях совершенной конкуренции?
5. Каковы условия долгосрочного равновесия фирмы? Что можно сказать о прибыли совершенного конкурента в условиях долгосрочного равновесия?
6. Что понимается под выигрышем потребителя и выигрышем производителя? В каком случае достигается взаимовыгодность обмена на конкурентном рынке и максимизируется благосостояние общества?
7. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
8. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка?
9. Назовите основные условия модели рынка несовершенной конкуренции. В чем заключаются ее основные несовершенства?
10. В чем состоит сущность монополии, каковы условия ее существования? На чем основана власть монополиста над ценой?
11. Что представляет собой естественная (регулируемая) монополия, в чем ее особенность? Какие проблемы существуют в установлении цены на продукцию естественной монополии?
12. При каких условиях достигается равновесие фирмы-монополиста? Чем отличаются условия достижения равновесия монополиста от условия равновесия совершенного конкурента?
13. Как подсчитать прибыль монополиста с эластичным спросом по цене?
14. Как образуется «мертвый убыток» общества, возникающий при монополистическом производстве?
15. Что измеряет индекс Лернера? Для чего нужны антимонопольные законы, что они регулируют?
16. С помощью какого показателя можно определить степень концентрации рынка?
17. Что понимается под ценовой дискриминацией? Опишите, в каких случаях применяется ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.
18. Какой рынок называется олигополистическим? Что такое дуополия?
19. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
20. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
21. Перечислите основные модели олигополии по способу ценообразования. В чем сходство и в чем различие между монополией и олигополией?
22. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?
23. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
24. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
25. Каковы специфические условия рынка монополистической конкуренции?
26. Какие особенности монополистического конкурента делают его монополистом, а какие - жестким конкурентом?
27. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?
28. Как устанавливается равновесие монополистического конкурента в отрасли?
29. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?
30. Что понимается под неценовой конкуренцией? Почему и в каких сферах она применяется? Всегда ли неценовая конкуренция приносит положительный результат?
31. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.
32. Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике? Обсудите плюсы и минусы данного типа рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007. Гл.7-8.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 8-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.Тема 7-10.
3. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Уч. пособие / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. Гл.8, 10.
4. Современная экономика: Лекционный курс. Многоуровневое уч. пособие. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. Раздел 2. Лекция 8.
5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. Гл. 6-10.
6. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Гл. 3-4.
7. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.Г. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2009. Гл. 13-15.
8. Экономическая теория / Под общ. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПб ГУЭФ; Питер, 2008. Гл. 7-8.
9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2008. Гл. 8-9.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема 1.
Сущность совершенной конкуренции | ||||
Совершенная конкуренция | ||||
Научная модель, описывающая саморегуляцию рынка в условиях полной децентрализации (автономности) принятия экономических решений субъектами рынка | Условия совершенной конкуренции: 1. малые размеры и многочисленность субъектов рынка 2. однородность продукции 3. отсутствие барьеров 4. совершенная информация | |||
Описывает поведение фирмы, максимизирующей краткосрочную прибыль | Условие максимизации прибыли: MC=MR=P | |||
Описывает долгосрочное равновесие в отрасли, характеризующиеся отсутствием избытков и дефицитов, минимальным уровнем издержек и равной прибыльностью всех производств | Условие долгосрочного равновесия: D=P=MR=MC=S=ATCmin=LATCmin | |||
Полное выполнение условий совершенной конкуренции не наблюдается ни на одном из реальных рынков | ||||
На некоторых рынках (продажи зерна, нефти, драгоценных металлов, ценных бумаг, валют) условия совершенной конкуренции выполняются частично | Критерий совершенной конкуренции: D=P=MR=const | |||
Схема 2.
Общие черты несовершенной конкуренции 1. Понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы (критерий несовершенной конкуренции). 2. Наличие предела роста валового дохода. 3. Ускоренное падение предельного дохода. | |||||
Последствия несовершенной конкуренции 1. Недопроизводство товаров (Qнесоверш < Qсоверш). 2. Завышение цен (Pнесоверш > Pсоверш). 3. Тенденция к получению экономической прибыли (Pнесоверш - ATCнесоверш = р > 0). | |||||
Особенности разновидностей несовершенной конкуренции | |||||
Вид несовершенной конкуренции | Число фирм | Барьеры на вход и выход | Характер продукта | Степень влияния на цены | Прибыль |
Монополистическая конкуренция | Большое | Низкие | Дифференцированный | Низкая | Тенденция к исчезновению экономической прибыли в долгосрочном периоде |
Олигополия | Малое (от 2 до 20) | Высокие | Дифференцированный или однородный | Высокая | Зависит от разновидности олигополии: - при картеле - монополистическая; - при картелеподобной структуре - олигополистическая; -при некоординированной олигополии - неустойчивая |
Монополия | Одна фирма | Непреодолимые | Стандартизированный | Очень высокая* | Наивысшая (монополистическая) |
*Если не ограничена государством
Совершенная конкуренция | Perfect (pure) competition |
Равновесие фирмы | Firm equilibrium |
Долгосрочное равновесие | Long-run equilibrium |
Выигрыш (излишек) производителя | Producer’s surplus |
Выигрыш (излишек) покупателя | Consumer’s surplus |
Несовершенная конкуренция | Imperfect competition |
Монополия | Monopoly |
Чистая монополия | Pure monopoly |
Максимизация прибыли | Profit maximization |
Ценовая дискриминация | Price discrimination |
Индекс Лернера | Lerner index |
«Мертвый убыток» общества | Deadweight losses |
Антимонопольное законодательство | Antitrust law |
Дуополия | Duopoly |
Олигополия | Oligopoly |
Индекс Херфиндаля - Хиршамана | Herfindal – Hirshman index |
Ломаная кривая спроса | Kinked demand curve |
Лидерство в ценах | Price leadership |
Дилемма заключенного | Prisoner’s dilemma |
Частичное равновесие | Partial equilibrium |
Картель | Cartel |
Неценовая конкуренция | Non-price competition |
Естественная монополия | Natural monopoly |
Монополистическая конкуренция | Monopolistic competition |
Дифференцированный продукт | Differential product |
Монопсония | Monopsony |