Вопрос 14. Характеристика монопольного рынка, Ценовая дискриминация: понятие и виды

Ценовая дискриминация — когда монополист назначает раз­ные цены для различных категорий потребителей на основе раз­ности в эластичности их спроса Примеры:

— авиаперевозки,

— цены в престижных магазинах,

— подписка на газеты и журналы для предприятий и для населения,

— входная плата в музеи для студентов и взрослых,

— скидки, одна пара обуви за $20, две пары за $30

Монополист может прибегать к практике ценовой дискри­минации, когда он продает товар, для которого дальнейшая пе­репродажа трудна или вовсе невозможна и когда монополист имеет возможность легко дифференцировать потребителей, же­лающих приобрести товар, в соответствии с их возможностями и готовностью платить Когда эти условия выполняются, моно­полист делит рынок на различные сегменты и продает такое ко­личество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка

Социальные издержки монополии — потери в эффективнос­ти распределения ресурсов.

Заметим, что рынок в условиях монополии является равно­весным. монополия находит для себя комбинацию цены и объема производства, дающую максимальную прибыль, а покупате­ли находят все необходимое им при данной цене количество то­вара. Тем не менее, мы не можем назвать этот рынок эффектив­ным, Влияние монополии на общественное благосостояние можно рассматривать как в контексте частичного, так и общего равновесия. В случае анализа частичного равновесия потери эф­фективности измеряются величиной «мертвого груза». Можно ожидать, что монополист, как и любой производитель, максими­зирующий собственную прибыль, будет иметь эффективное про­изводство, потому что он сможет добиться максимума прибыли только в том случае, когда он будет использовать ресурсы так, чтобы минимизировать свои издержки при каждом данном уров­не производства. Однако монополия неэффективна с точки зре­ния распределения потому, что монополист выпускает продук­цию в таком количестве, при котором рыночная цена превыша­ет предельные издержки. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам (по отношению к пре­дельным издержкам), монополист приносит неэффективное рас­пределение в экономику.

Несовершенная конкуренция приводит к неэффективности в распределении экономических ресурсов. Недополученные потре­бителями и производителями излишки — это потери мертвого груза. На рисунке 12.4 представлены основные формы монопо­листической эксплуатации рынка.

Потери мертвого груза — не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослаб­ление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может ком­пенсировать неэффективную структуру производства из-за лиш­них расходов на рекламу, избыточные производственные мощ­ности, раздутый управленческий аппарат и т.д.

Ценовая дискриминация есть практика установления монополией разных цен на различные единицы одного продукта, не оправданная никакими различиями в издержках. Это возможно при трех условиях, если:

продавец-монополист контролирует производство и цену;

продавец способен выделить покупателей в различные группы, которые имеют разную готовность или способность платить за продукт (покупатели с различной эластичностью спроса);

первоначальный покупатель не может перепродавать товар.

Ценовая дискриминация часто практикуется фирмами коммунальных услуг, авиакомпаниями. Можно дифференцировать плату за учебу в колледже, цены за билеты на концерты известных артистов и т.д.

График. Модель ценовой дискриминации

При Р1 – одна группа покупателей приобретает Q1 товара.

При Р2 (дешевле) – приобретают товара больше (Q2) в другой группе.

Видим, что дискриминующий монополист производит и реализует всегда больше продукции и имеет большую прибыль. Однако отношение к дискриминации не однозначно, многие считают это явление несправедливостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: