Ценовая дискриминация — когда монополист назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разности в эластичности их спроса Примеры:
— авиаперевозки,
— цены в престижных магазинах,
— подписка на газеты и журналы для предприятий и для населения,
— входная плата в музеи для студентов и взрослых,
— скидки, одна пара обуви за $20, две пары за $30
Монополист может прибегать к практике ценовой дискриминации, когда он продает товар, для которого дальнейшая перепродажа трудна или вовсе невозможна и когда монополист имеет возможность легко дифференцировать потребителей, желающих приобрести товар, в соответствии с их возможностями и готовностью платить Когда эти условия выполняются, монополист делит рынок на различные сегменты и продает такое количество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка
Социальные издержки монополии — потери в эффективности распределения ресурсов.
Заметим, что рынок в условиях монополии является равновесным. монополия находит для себя комбинацию цены и объема производства, дающую максимальную прибыль, а покупатели находят все необходимое им при данной цене количество товара. Тем не менее, мы не можем назвать этот рынок эффективным, Влияние монополии на общественное благосостояние можно рассматривать как в контексте частичного, так и общего равновесия. В случае анализа частичного равновесия потери эффективности измеряются величиной «мертвого груза». Можно ожидать, что монополист, как и любой производитель, максимизирующий собственную прибыль, будет иметь эффективное производство, потому что он сможет добиться максимума прибыли только в том случае, когда он будет использовать ресурсы так, чтобы минимизировать свои издержки при каждом данном уровне производства. Однако монополия неэффективна с точки зрения распределения потому, что монополист выпускает продукцию в таком количестве, при котором рыночная цена превышает предельные издержки. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам (по отношению к предельным издержкам), монополист приносит неэффективное распределение в экономику.
Несовершенная конкуренция приводит к неэффективности в распределении экономических ресурсов. Недополученные потребителями и производителями излишки — это потери мертвого груза. На рисунке 12.4 представлены основные формы монополистической эксплуатации рынка.
Потери мертвого груза — не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослабление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может компенсировать неэффективную структуру производства из-за лишних расходов на рекламу, избыточные производственные мощности, раздутый управленческий аппарат и т.д.
Ценовая дискриминация есть практика установления монополией разных цен на различные единицы одного продукта, не оправданная никакими различиями в издержках. Это возможно при трех условиях, если:
продавец-монополист контролирует производство и цену;
продавец способен выделить покупателей в различные группы, которые имеют разную готовность или способность платить за продукт (покупатели с различной эластичностью спроса);
первоначальный покупатель не может перепродавать товар.
Ценовая дискриминация часто практикуется фирмами коммунальных услуг, авиакомпаниями. Можно дифференцировать плату за учебу в колледже, цены за билеты на концерты известных артистов и т.д.
График. Модель ценовой дискриминации
При Р1 – одна группа покупателей приобретает Q1 товара.
При Р2 (дешевле) – приобретают товара больше (Q2) в другой группе.
Видим, что дискриминующий монополист производит и реализует всегда больше продукции и имеет большую прибыль. Однако отношение к дискриминации не однозначно, многие считают это явление несправедливостью.