Понятие олигополии и характеристика олигополистического рынка
ЛЗ 12. Тема 12. Олигополия
Вопрос 3. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
Эффективность рыночной структуры характеризуется соотношением цены, средних общих издержек и предельных издержек. При равенстве этих показателей в долгосрочном периоде (Р = АТС = МС) считается, что такой рынок является наиболее эффективным.
С этой точки зрения рыночный механизм в отраслях с монополистической конкуренцией является неэффективным.
Это происходит по двум причинам. Во-первых, в отличие от цен на рынке совершенной конкуренции равновесная цена рынка монополистической конкуренции превышает предельные издержки: Р > МС. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство.
Во-вторых, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности, так как фактический объем производства у фирмы меньше, чем тот который минимизирует средние общие издержки QATCmin (см. рис. 16 в). Точка нулевой прибыли расположена левее точки минимальных средних издержек.
|
|
Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Однако снижение эффективности рыночного механизма монополистической конкуренции компенсируется за счет важного преимущества — широкого ассортимента товаров, различающихся по уровню цен спроса, зависящих от бюджета и субъективных предпочтений потребителей.
2.Олигополия: взаимодействие фирм и его модели
Олигополия— это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями с учетом реакции конкурентов.
«Олигополия» означает «немного продавцов». Существует два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй — что несколько производителей выпускают дифференцированные товары одного назначения.
Однако в обоих случаях фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Олигополистическая взаимозависимость фирм превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этих условиях возможны разные решения конкурентов: либо бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения, либо совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, либо учитывать в своей стратегии ответную реакцию конкурентов.
Основные черты олигополистической отрасли:
|
|
1. Наличие от двух до нескольких конкурирующих фирм.
2. Тип продукта стандартизированный или дифференцированный.
3. Контроль над ценами ограничен взаимной зависимость.
4. Наличие существенных барьеров при вступлении новых фирм в отрасль.
5. Очень типична неценовая конкуренция, особенно при производстве дифференцированного продукта.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры.
Наиболее характерные олигополистические отрасли в Казахстане: нефтепереработка, угольная отрасль, черная и цветная металлургия, моторостроение, производство автомобилей, авиационные перевозки, морские перевозки, реализация зерна, сахара, льна и др.
Основной причиной, лежащей в основе развития олигополии является эффект масштаба, обеспечивающий значительную прибыль на долговременном этапе. Большинство олигополистических отраслей состоит из нескольких крупных предприятий, конкурирующих между собой. Управление такими предприятиями усложнено из-за стратегических решений по ценообразованию.