Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Закон определяет и особые случае допуска к государственной тайне, т.н. особый порядок допуска к государственной тайне. Он установлен для парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну,


17. Правовой режим коммерческой тайны.

Критерии коммерческой тайны:

• действительная или потенциальная коммерческая ценность;

• доступ закрыт на законном основании;

• владетель принимает меры к охране конфиденциальности.

Что не может быть коммерческой тайной:

- учредительные документы, устав и т. п. документы фирмы

- сведения о платёжеспособности, заработной плате и условиях труда работников;

- сведения о загрязнении окружающей среды и нарушениях антимонопольного законодательства;

- сведения об уплате налогов;

- сведения о размерах имущества и денежных средствах и др.


18. Правовое регулирование доступа к персональным данным и их обработки.

Персональные данные (юридический термин) – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (по закону «Об информации, информатизации и защите информации»).

- запрещается сбор, хранение, использование, распространение без согласия человека или разрешения суда информации о частной жизни и информации, нарушающей личную, семейную тайну, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- деятельность государственных организации или частных лиц, занимающихся обработкой и распространением персональных данных, подлежит лицензированию.

Установление профессиональных тайн для сохранения личных секретов:

Закон «О банках и банковской деятельности» - тайна частных вкладов и операций.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности» - тайна личной жизни.

Медицинское законодательство – тайна обследования и т. п.

Германия. Введены должности уполномоченного по защите персональных данных.

США. После гибели Дианы - «Акт о защите прав личности на уединение». Нарушение границ частного владения – это не только физическое пересечение границ, но и наблюдение с помощью различной техники.

Скрытая запись. Может вестись только скрытая запись общих планов, если она мотивированна соблюдением конституционных прав и свобод гражданина и защитой общественных интересов.

Журналист должен деликатно обращаться с персональными данными, а также уметь отличать персональные данные, которые засекречивать нецелесообразно, от персональных данных, оглашение которых нанесёт моральный вред. По Гражданскому кодексу за это журналист несёт ответственность.

Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющий выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранения и передачи персональных данных граждан.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Целью Федерального закона "О персональных данных" является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В ст. 3 прописаны основные понятия Закона (некоторые из них):

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).*

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

* Понятие персональных данных в российском законе общее, что позволяет считать персональными данными практически любые сведения, позволяющие идентифицировать человека. «Персональные данные» означают любую информацию, связанную с физическим лицом, которое по этим данным идентифицируется или может быть идентифицировано прямо или косвенно, в частности, путем:

- ссылки на идентификационный номер;

- или на один или несколько факторов, специфичных для его

физической, психологической, ментальной, экономической,

культурной или социальной идентичности.

Законодательство РФ в области персональных данных основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов (согласно статье 4 Закона «О персональных данных»).


19. Правовая защита чести, достоинства и деловой репутации, затронутых в публикациях СМИ.

Самый частый повод для претензий граждан к СМИ: умаление чести и достоинства.

Ответ (контрмнение обиженного) – это наиболее мягкая форма разрешения спора между редакцией и гражданином или фирмой. В качестве ответа публикуется текст гражданина или организации, за их подписью, в эфире оппонентом редакции текст зачитывается. Т. е. редакция не признаёт свою вину, к тому же у СМИ существует право публикации в следующем номере (выпуске) ответа на ответ и редакционного комментария к нему.

Ответ должен содержать: какие конкретно сведения имеются в виду, когда и как они были распространены.

Гражданский кодек с: право на ответ имеют граждане и юридические лица, в отношении которых в СМИ опубликованы сведения, ущемляющие их личные неимущественные права или охраняемые законом нематериальные блага (интересы). Сюда входит: жизнь, здоровье, достоинство, доброе имя, деловая репутация, личная тайна, семейная тайна, право авторства и др. Пример: журналист каламбурно и неприлично обыграл фамилию персонажа или сконструировал из имени персонажа кличку.

По закону редакция может не публиковать ответ если:

- данные сведения уже были ею опровергнуты;

- заявитель обратился спустя более чем год после распространения сведений.

редакция не имеет право публиковать ответ если:

- он представляет собой злоупотребление свободой массовой информации;

- он является анонимным;

- он противоречит принятому решению суда.

Редакция, как правило, стремится не публиковать ответ и уладить вопрос иным способом, но это неправильно:

- по нравственно-этическим соображениям: публикация ответа совсем не уничижает редакции в глазах читателей, а даже наоборот;

- по законодательным соображениям: отказ в публикации ответа подлежит обжалованию в судебном порядке. Фактические неточности лучше устранять незамедлительно.

Опровержение публикуется если распространённые сведения одновременно и не соответствуют действительности, и порочат честь и достоинство и деловую репутацию гражданина (для юридического лица – только деловую репутацию).

Толкование понятия «сведения ». Верховный Суд РФ: в данном контексте «сведения» = «утверждения».

По Гражданскому кодексу иногда публикация опровержения бывает сопряжена с возмещением истцу убытков и морального вреда, хотя в законе «О средствах массовой информации» говорится только о возмещении морального вреда, а значит это касается только гражданина.


20. Информационная безопасность: правовое содержание понятия.

Информационная опасность (угроза) – это информационные акции, создающие угрозу национальному благосостоянию: рекламные компании финансовых аферистов – недоверие населения к власти; целители и ясновидцы – их деятельность нелицензионна; распространение псивдоинформационных агентств, добывающих разведывательные сведения (1996, парламентские слушания «СМИ в системе информационной безопасности»).

Информационное управление – журналист навязывает обществу, о чём думать (вместо описаний земных, реальных людей – рассказы о жизни «звёзд»). Информационное насилие – более сильная стадия навязывания.

Информационная борьба – борьба в условиях политических конфликтов, которая может принести победу даже без оружия.

Информационная безопасность – это состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене»).

Подходы к реализации этой формулы на практике:

• кто-либо закрывает каналы сведений для их защиты

• (предпочтительный, т. к. реалистичен и демократичен, хоть и более трудоёмок) установка разумного режима обмена информацией, в основе которого лежит баланс интересов граждан, организаций, коллективов и государства.

При таком подходе государство обеспечено национальной безопасностью, беспрекословностью судейства, неприкосновенностью государственной тайны, а общество соблюдает спокойствие и обстановку терпимости, предупреждает беспорядки и преступность.

Закон «О средствах массовой информации», ст. 4 о злоупотреблении свободой массовой информации. Условно от соблюдения этой статьи зависит безопасность государства и общества. Статья 51 того же закона развёрнута к интересам личности. Также проблема описывается в «Государственной доктрине информационной безопасности» (2000 год).

Закон об «Информации, информатизации и защите информации» описывает понятия информации (это сведения о событиях, людях и т. д.). Специальная глава – «Пользование информационными ресурсами». Информация: общедоступная, т. е. открытая (государственные информационные ресурсы) и с ограниченным доступом, т. е. охраняемая (государственная тайна и конфиденциальная информация).

Перечень тайн и секретов исчерпывающе представлен в нормативных документах; хранитель тайны обязан подтвердить, что действует законно; у закрытой информации неличного характера должно быть документальное подтверждение. К тайнам и секретам относятся личная, семейная, профессиональна, коммерческая, государственная тайны (закон «О государственной тайне»; Декларация о правах и свободах человека и гражданина 1991 года), а также служебная тайна - графа «ДСП» (ст. 139 Гражданского кодекса); журналистская, редакционная тайна (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»«Конфиденциальная информация»).


21. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере.

В сентябре 2000 года Президентом РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности. Сами средства массовой информации и различные общественные организации встретили её в штыки. Характерным здесь является Заявление Союза журналистов России, в первом же предложении которого утверждается, что «главную угрозу информационной безопасности России представляет та политика, которая воплощена в Доктрине информационной безопасности». Однако содержательный анализ текста Доктрины показывает, что негативные оценки излишне драматизируют ситуацию.

Прежде всего, следует отметить, что сама по себе доктрина не может быть опасной, поскольку не является нормативно-правовым актом, обязательным к непосредственному исполнению государством, гражданами или организациями. Она в большей степени соответствует таким типам документов, как заявление о намерениях или декларация. В ней представлена совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина служит основой для формирования национальной политики, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности государства, а также разработки целевых программ её обеспечения.

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере признано Доктриной в качестве первой из четырёх составляющих национальных интересов России, для защиты которых и создаётся система информационной безопасности. Одной из таких основных конституционных свобод определена свобода массовой информации. Доктрина четко и недвусмысленно устанавливает необходимость обеспечения права человека и гражданина свободно передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, подтверждает необходимость соблюдения гарантий свободы массовой информации и запрет цензуры. Она выступает против монополизации информационного рынка России, его отдельных секторов как отечественными, так и зарубежными информационными структурами.

Доктрина информационной безопасности справедливо признает, что правовая база, регулирующая деятельность СМИ, требует безотлагательного совершенствования. Приведённый в ней перечень наиболее важных направлений такого совершенствования включает:

• разработку и принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, её противоправное искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной и противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

• принятие норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

• уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также статуса инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

• создание правовой базы для формирования в Российской Федерации, помимо имеющихся федеральных, и региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Отдельным пунктом нормотворческой деятельности, предусмотренной Доктриной, упоминается необходимость введения запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для демонстрации программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение.

Один из подразделов Доктрины касается информационного обеспечения государственной политики, что включает в себя доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни. Однако единственный способ, который государство сочло возможным применить для обеспечения такого информирования, – усиление самих государственных СМИ и расширение их возможностей, а также разработка методов формирования государством информационной политики государственных телерадиовещательных организаций и других государственных СМИ. При этом совершенно не учитывается опыт зарубежных стран, в которых информирование граждан и международного сообщества о государственной политике успешно осуществляется не через государственные, а через общественные или частные средства массовой информации. Правда, необходимым условием для этого является открытость для СМИ как государственной власти в целом, так и отдельных её органов, что в России на сегодняшний день, увы, отсутствует. Ситуация может измениться, если будут разработаны, как предполагает Доктрина, действенные организационно-правовые механизмы доступа средств массовой информации к открытой информации о деятельности органов государственной власти и общественных объединений.

В тексте Доктрины тема государственной помощи средствам массовой информации сводится лишь к необходимости поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению своей продукции на зарубежный и внутренний информационный рынок и даже нет намёка на оказание государством другой помощи СМИ.

Доктрина уделяет достаточно большое внимание правам рядовых граждан на доступ к информации, на личную и семейную тайну. Наряду со свободой массовой информации соблюдение данных конституционных прав человека и гражданина соответствует национальным интересам России в информационной сфере.

Неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам и другой открытой социально значимой информации признается Доктриной в качестве существенной угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности. Доктрина констатирует, что права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита персональных данных, собираемых органами государственной власти и местного самоуправления. Доктрина признает, что необеспеченность права на доступ к информации вызывает негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведёт к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. При этом предполагается, что для обеспечения доступа граждан к информации будет ускорено формирование и повышена эффективность хозяйственного использования открытых государственных информационных ресурсов.

В качестве угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени называется противодействие реализации этих прав со стороны криминальных структур, а также неисполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере.

Большинством настороженных оценок Доктрина, по всей видимости, обязана тем своим положениям, которые говорят об информационной угрозе России со стороны зарубежных государств. Действительно, перечень таких угроз занимает в её тексте немало места. В соответствии с ней России следует опасаться:

• вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиления зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

• девальвации духовных ценностей, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

• монополизации информационного рынка России, его отдельных секторов зарубежными информационными структурами;

• противодействия доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создания условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

• закупки органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

• вытеснения с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличения оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

• деятельности иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленной против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

• стремления ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению её с внешнего и внутреннего информационных рынков;

• обострения международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

• деятельности международных террористических организаций;

• увеличения технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

• разработки рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним;

• информационного воздействия иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

• распространения за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

• попыток несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

• активизации деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб и т.д. и т.п.

Столь обширный перечень угроз плохо согласуется с рядом международных договоров, которые заключила Россия, в том числе совсем «свежих», таких, как Окинавская хартия глобального информационного общества, подписанная Президентом РФ Владимиром Путиным на саммите стран большой восьмерки в Японии – всего на две недели раньше, чем Доктрина информационной безопасности. Как и Доктрина, Окинавская хартия утверждает, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование человека и общества XXI века. Однако в противоположность Доктрине Хартия исходит из принципов максимальной открытости и дружелюбия правительств по отношению к процессам глобализации.

Возможно, именно этим различием в подходах объясняется чрезвычайная краткость и обтекаемость той части Доктрины, в которой говорится о развитии международного сотрудничества в информационной сфере. В Доктрине признаётся, хотя и сдержанно, что современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают необходимость расширения взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями. Тем не менее, такое сотрудничество ограничивается противодействием угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.


22. Авторское право в журналистике и его законодательная защита.

Авторское право - это особый, самостоятельный институт гражданского права, который охраняет произведения науки, литературы и искусства. Под произведениями понимаются результаты духовной, творческой деятельности, выраженные в некой объективной форме.
Авторское право предоставляет создателям произведений в отношении результатов их деятельности ряд прав личного и имущественного характера; устанавливает порядок использования охраняемых произведений -- определяет случаи, когда произведение можно использовать без согласия автора, устанавливает требования к договору, который должен быть с заключен с автором, устанавливает определенные гарантии соблюдения прав и законных интересов автора; определяет, что есть нарушение авторских прав и закрепляет способы защиты нарушенных авторских прав.

Понятие авторского права часто отождествляют с модным в наше время понятием "интеллектуальная собственность". И чтобы определить, как авторское право соотносится с правом интеллектуальной собственности, необходимо определить, что же такое эта интеллектуальная собственность.

Понятие интеллектуальная собственность существует уже не одно столетие -- его появление связывают с именами деятелей Великой французской революции 1789 г. Французские юристы, желая подчеркнуть то, что результаты творчества также должны охраняться законом, использовали для этих целей единственную известную в те времена юридическую конструкцию права собственности, называя результаты творчества "собственностью наиболее священного рода". Но это вовсе не означало, что права авторов произведений определялись как права собственника. Более того, конструкция права собственности, состоящая из права владения, пользования и распоряжения, оказалась абсолютно неприменима к произведениям, которые будучи объектами идеальными получили название "бестелесных вещей". Для определения прав автора в отношении созданного им произведения стали использовать конструкцию исключительных прав, теория которых была разработана европейскими юристами уже в XIX веке.
Однако название сохранилось и в законах некоторых государств авторское право продолжало именоваться правом собственности даже несмотря на то, что это название не соответствовало особому содержанию авторского права. Например, во Франции закон об авторском праве до сих пор называется законом о литературной и художественной собственности.

Новым этапом в существовании понятия интеллектуальной собственности стало принятие в 1967 г. в Стокгольме конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Статья 2 конвенции устанавливает, что интеллектуальная собственность включает права,
относящиеся к:

• литературным, художественным и научным произведения,

• исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио -- и телевизионным передачам,

• изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

• научным открытиям,

• промышленным образцам,

• товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

• защите против недобросовестной конкуренции.

Как видно, использованное в конвенции понятие "Интеллектуальная собственность" является условным, и призвано объединить различные правовые институты.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в любой объективной форме.
Термины "наука", "литература" и "искусство" в законодательстве об авторском праве имеют условное значение и распространяются практически на все сферы творчества. Примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права, приведен в законе и включает в себя литературные, научные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного и прикладного искусства, фотографические и картографические произведения, компьютерные программы И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Объективная форма существования произведения означает любую возможную форму -- письменную, электронную, объемно-пространственную и т.п., которая позволяет публике воспринимать произведение, как непосредственно органами чувств, так и при помощи технических приспособлений

Для того, чтобы охраняться авторским правом, существующее в объективной форме произведение должно быть результатом творческой деятельности. Законодательные акты, регулирующие авторские правоотношения, не дают определения не только понятию произведения, но и понятию "творческая деятельность". Поэтому возможные ответы на вопрос о том, что такое творческая деятельность, предлагает теория авторского права. Одни ученые определяют творческую деятельность как "интеллектуальную деятельность, завершающуюся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности", другие -- как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью". Однако более глубокое исследование феномена творческой деятельности предполагает различение продуктивного (или творческого) мышления и репродуктивного мышление, то есть воспроизведения готовых, ранее существовавших мыслей. Ко второму типу мышления относятся случаи, когда человек совершает по правилам логики в заученном порядке мыслительные операции и получает при этом заранее детерминированный (предопределённый) результат. Хотя и в первом, и во втором случаях процесс мышления может завершаться некоторым результатом, и лишь тот результат, который является следствием продуктивного типа мышления можно назвать результатом творческой деятельности и охранять авторским правом.

Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей рассматривают его новизну; некоторые учёные используют термин "оригинальность". Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами. Пример с историей сюжета о Доне Жуане является хрестоматийным. В 1630 г. появилась одна из первых литературных обработок образа Дона Жуана -- пьеса испанского драматурга Тирсо де Молина "Сельский озорник или Каменный гость". Эта тема и сюжет в различных вариациях были воплощены впоследствии в произведениях Мольера, Гофмана, Мюссе, Моцарта, Байрона, Пушкина, Толстого и ряда других авторов. Однако в данном случае каждый из указанных авторов излагал одну и ту же историю в иной форме, при помощи своих художественных приёмов, использовал иные жанры и т.п. В результате каждое из указанных произведений, содержавшее в себе одну и ту же идейную основу, отражало личность автора и воспринималось читателями как новое, самостоятельное произведение

Если попытаться выделить общее во всех существующих определениях творческой деятельности, то можно с уверенностью говорить о том, что творческая деятельность является деятельностью интеллектуальной, творческая деятельность является деятельностью самостоятельной, а созданное в результате творческой деятельности произведение отличается оригинальностью.

Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения, достоинства, художественных качеств и т.п. Предоставление охраны произведению не зависит от его назначения и достоинства. Авторским правом в равной степени охраняются и шедевры, и низкопробные работы. И дело даже не в том, что иное решение вопроса открыло бы широкое поле для субъективизма, ибо невозможно выявить какие-либо объективные показатели "правильного" назначения и высокого художественного или иного достоинства. Назначение авторского права в целом состоит не в том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечить интересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение может быть использованы другими лицами. А ведь у самого неудавшегося произведения могут быть свои читатели, зрители или слушатели, поэтому ему нельзя отказывать в охране авторским правом.

Особенностью авторского права является то, что оно возникает автоматически -- в силу факта создания. Это означает, что с момента, когда произведению придана какая либо объективная форма (устная, письменная, объемно-пространственная, электроннная и т.п.), у создателя произведения возникают все авторские права, предусмотренные законом.
Для возникновения авторского права нет необходимости соблюдать какие-либо формальности -- регистрировать авторское право или произведение,, депонировать произведение и т.п.

Одним из заблуждений относительно охраны произведений авторским правом является достаточно распространённое мнение о необходимости зарегистрировать произведение. Основанием для таких суждений являлась норма закона «Об авторском праве и смежных правах» 1996 г., которая устанавливала, что «…обладатель авторского права или какого-либо исключительного полномочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное или необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах. Регистрация осуществляется специально уполномоченным центральным органом управления Республики Беларусь, который выдаёт свидетельства о регистрации прав автора и его произведений. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, т.е. считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное».
Предусмотренная законом норма о регистрации безусловно не носила обязательного характера. Упомянутым в законе «специально уполномоченным органом, осуществлявшим регистрацию», был Комитет по авторским и смежным правам Министерства образования и науки республики Беларусь, с января 1997 г. преобразованный в Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь. Однако, при практическом осуществлении регистрации произведений Комитет столкнулся с рядом трудностей. Если исходить из нормы закона, то объектом регистрации должно было быть не произведение, а авторское право в отношении этого произведения. А поскольку регистрация осуществлялась на основании заявки, то Комитет сталкивался с необходимостью выдавать любому заявителю документ о том, что ему принадлежит авторское право в отношении того либо иного произведения, что могло противоречить фактическим обстоятельствам.

Поэтому в новой редакции закона «Об авторском праве и смежных правах» нормы о регистрации были исключены.

Имущественные авторские права включают в себя права по использованию произведения, а также признаваемое за автором право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения.

Права по использованию произведения законодатель определяет как исключительные. Статья 16 закона устанавливает, что автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: -- воспроизведение произведения;
-- распространение оригинала или экземпляра произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения;

-- прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощённых в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; данное право не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и в отношении аудиовизуальных произведений, если только их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему существенный ущерб исключительному праву на воспроизведение;

-- импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;

-- публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

-- публичное исполнение произведения;

-- передачу произведения в эфир;

-- иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

-- перевод произведения на другой язык;

-- переделку или иную переработку произведения.

Право автора на получение вознаграждения не является исключительным правом, а скорее должно быть отнесено к категории вещных прав. Рассмотрим содержание каждого из имущественных авторских правомочий более подробно.

Право на воспроизведение. Закон "Об авторском праве и смежных правах" определяет воспроизведение как изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Экземпляр произведения закон определяет как копию произведения, изготовленную в любой материальной форме. Существенным признаком воспроизведения является изготовление копий произведения в форме материальных объектов. Наиболее распространёнными видами воспроизведения являются издание (выпуск в виде печатной продукции), репродуцирование -- факсимильное изготовление копий путём фотокопирования (более распространённым является термин "ксерокопирование") или с помощью каких-либо иных технических средств, изготовление копий произведения в форме звуко -- и видеозаписи, изготовление копий произведений изобразительного и промышленное тиражирование произведений декоративно-прикладного искусства и т.п

Новым является то, что закон приравнивает к воспроизведению воплощение произведения в цифровой форме. При этом формулировка о постоянном или временном хранении произведения в электронном средстве позволяет говорить о том, что понятие воспроизведения может в равной мере относится как к случаям записи существующего в цифровой форме произведения на жёсткий диск и иной хранитель информации компьютера или иного аналогичного устройства, так и на случаи существования произведения в так называемой "оперативной памяти". Данное положение будет иметь значение для тех случаев, когда несколько компьютеров объединены в сеть; существование какого-либо произведения в оперативной памяти нескольких компьютеров должно в подобном случае рассматриваться в качестве воспроизведения.

Право на распространение. Распространение произведения является самостоятельным способом использования произведения, при котором число лиц, знакомых с произведением, увеличивается при переходе права собственности или права владения экземпляром произведения от одного лица к другому. Право на распространение первоначально понималось как часть права на воспроизведение. Более того, в некоторых государствах оно и в настоящее время не признаётся отдельным авторским правомочием.
Авторское право имеет территориальный характер, поэтому право на распространение помогает автору ограничить территорию, на которой будут распространяться (т.е. находиться в гражданском обороте) изготовленные с согласия автора экземпляры произведения. Поэтому особый интерес состоит не только в том, чтобы дать разрешение какому-либо лицу изготовить определённое количество экземпляров произведения, но и иметь возможность ограничивать круг лиц, которым в результате станет известно его произведение. Например, автор этой книги разрешив её издание, предоставил издателю право распространять её на территории Республики Беларусь, тем самым автор обеспечил себе возможность отдельного использования своего произведения, скажем, на территории Российской Федерации. Любые действия издателя или иных лиц, которые будут продавать часть изготовленного тиража в той же Российской Федерации, станут нарушением исключительного

Новым является то, что закон приравнивает к воспроизведению воплощение произведения в цифровой форме. При этом формулировка о постоянном или временном хранении произведения в электронном средстве позволяет говорить о том, что понятие воспроизведения может в равной мере относится как к случаям записи существующего в цифровой форме произведения на жёсткий диск и иной хранитель информации компьютера или иного аналогичного устройства, так и на случаи существования произведения

Новым является то, что закон приравнивает к воспроизведению воплощение произведения в цифровой форме. При этом формулировка о постоянном или временном хранении произведения в электронном средстве позволяет говорить о том, что понятие воспроизведения может в равной мере относится как к случаям записи существующего в цифровой форме произведения на жёсткий диск и иной хранитель информации компьютера или иного аналогичного устройства, так и на случаи существования произведения в так называемой "оперативной памяти". Данное положение будет иметь значение для тех случаев, когда несколько компьютеров объединены в сеть; существование какого-либо произведения в оперативной памяти нескольких компьютеров должно в подобном случае рассматриваться в качестве воспроизведения.
Право на распространение. Распространение произведения является самостоятельным способом использования произведения, при котором число лиц, знакомых с произведением, увеличивается при переходе права собственности или права владения экземпляром произведения от одного лица к другому. Право на распространение первоначально понималось как часть права на воспроизведение. Более того, в некоторых государствах оно и в настоящее время не признаётся отдельным авторским правомочием.
Авторское право имеет территориальный характер, поэтому право на распространение помогает автору ограничить территорию, на которой будут распространяться (т.е. находиться в гражданском обороте) изготовленные с согласия автора экземпляры произведения. Поэтому особый интерес состоит не только в том, чтобы дать разрешение какому-либо лицу изготовить определённое количество экземпляров произведения, но и иметь возможность ограничивать круг лиц, которым в результате станет известно его произведение. Например, автор этой книги разрешив её издание, предоставил издателю право распространять её на территории Республики Беларусь, тем самым автор обеспечил себе возможность отдельного использования своего произведения, скажем, на территории Российской Федерации. Любые действия издателя или иных лиц, которые будут продавать часть изготовленного тиража в той же Российской Федерации, станут нарушением исключительного права автора.


23. Государственные органы контроля за соблюдением законодательства о СМИ.

Суды общей юрисдикции (районные, народные, городские, областные): иски к журналистам и иски по поводу неправомерных решений и действий, связанных с учреждением СМИ и доступом к информации.

Арбитражные суды: решение экономических споров.

Судебная палата по информационным спорам: структура, подобная институту омбудсменов (принят в Европе). Носит статус государственного органа при Президенте РФ, но не входит в состав президентской администрации и в официальную судебную систему; её решения исполняются лицами и организациями, к которым они обращены, добровольно. Но Судебная палата передаёт материалы в прокуратуру и докладывает Президенту о состоянии дел с соблюдением свободы массовой информации, контролирует этику массово-информационного обмена. Обратиться с заявлением может любая сторона.


24. Неправительственные и правозащитные организации в сфере СМИ.

Единый Европейский Суд – правозащитная организация, которая рассматривает вопросы с нейтральной стороны.

Общественные фонды и организации, специально созданные для защиты информационных прав и свобод: Фонд защиты гласности, Комиссия по свободе доступа к информации, Национальный институт прессы, комиссии СЖ по этике.

Судебная палата по информационным спорам: структура, подобная институту омбудсменов (принят в Европе). Носит статус государственного органа при Президенте РФ, но не входит в состав президентской администрации и в официальную судебную систему; её решения исполняются лицами и организациями, к которым они обращены, добровольно. Но Судебная палата передаёт материалы в прокуратуру и докладывает Президенту о состоянии дел с соблюдением свободы массовой информации, контролирует этику массово-информационного обмена. Обратиться с заявлением может любая сторона.

Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии.

Московская Хартия журналистов

Союз журналистов России

Конгресс журналистов России

Административное регулирование деятельности СМИ внутри редакции: кодексы и уставы редакций, трудовое законодательство, профсоюзы в редакции.


25. Законодательное регулирование рекламной деятельности.

Указ Президента «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: