Выявление частичности господствующего гносеологического подхода

А) Ориентация на модель мышления точных (естественных) наук

В наши дни совершенно необходимо показать, что вы­воды господствующей теории познания частичны, что пара­дигмой идеального познания является для нее. познание есте­ственнонаучное. Только потому, что естественнонаучное познание (особенно в той его части, где применяются математические методы) позволяет исключить исторический и социальный ас­пекты в познании субъекта, модель истинного познания могла быть конструирована таким образом, что все типы познания, направленные на постижение качественной стороны явлений (а они неминуемо должны содержать элементы, в той или иной степени связанные со структурой мировоззрения субъекта), либо игнорировались, либо рассматривались как низшие формы по­знания. В момент, когда под действием историко-социальных сил в центре внимания оказываются другие типы знания, должна быть пересмотрена и та система посылок, которая, если не ис­ключительно, то преимущественно, была создана для понимания и обоснования естественных наук. Подобно тому как Кант не­когда заложил основу современной теории познания, поставив на тогдашнем уровне развития естественных наук вопрос:

«Как они возможны?», - так и на современном уровне позна­ния, направленного на постижение качественной стороны явлений и - по своей тенденции во всяком случае - связанно­го с социально-историческим субъектом в целом, должен быть поставлен вопрос: «Как это возможно?» — и еще в большей степени: «Как и в каком смысле возможна истина при этой струк­туре познания?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: