Виды художественной образности

Аллегория – тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли аллегории могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифологические персонажи, даже отдельные лица.

В аллегории присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой. Первичным является смысловой план: образ фиксирует уже какую-либо заданную мысль. Поэтому аллегорический образ требует специального комментария. В басне комментарий является составной частью аллегорического текста (басенная мораль). В сюжете классицистической эпической поэмы комментарий находится вне текста, подразумевается: персонажи античной мифологии выступают здесь не только самостоятельными действующими лицами, но и носителями определенного, закрепленного за каждым аллегорического содержания:

Минерва – мудрость в нем, Диана – чистота,
Любовь – то Купидон, Венера – красота.
(А.П. Сумароков. Эпистола о стихотворстве)

Символ – универсальная эстетическая категория. Символ – образ, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью, образ, который выходит за собственные пределы, указывает на присутствие некоего смысла, нераздельно с ним слитого, но ему не тождественного. Символу свойственны смысловая глубина, смысловая перспектива.

Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск создает особый гротескный мир – мир аномальный, неестественный, странный, алогичный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: