Устойчиво-конфликтное состояние мира стало активно осваиваться литературой 17 в. («Дон Кихот», «Житие протопопа Аввакума». Произведения 19 века – романы, в которых нет конца («Евгений Онегин», «Дама с собачкой»). Б.Шоу предпринял опыт теоретического осмысления сюжетов, в которых конфликт не исчерпывается в изображении цепи событий, говоря о драмматургии. Драмам, отвечающим концепции действия и коллизии он противопоставлял современную драму, основанную не на перепетиях действия, а на дискуссии между персонажами, т.е. на конфликтах, связанных с разностью идеалов людей.
«Неканоническое» сюжетосложение, упрочившееся в литературе последних столетий, не совсем утратило традиционные начала организации «событийных рядов». Здесь финальные эпизоды нередко намечают путь к разрешению развернувшихся ранее конфликтов в жизни героев: равновесие и гармония восстанавливаются.
Сюжеты, выявляющие устойчивые конфликтные положения, нередко основываются не на каком-либо одном «событийном узле», а на цепи событий, между которыми нет прямых причино-следственных связей(«Кому на Руси жить хорошо»). События в произведениях такого рода лишают сюжета строгой завершенности; он предстает перед нами как ряд фрагментов.
|
|
В лит-ре 19-20 веков преобладают сюжеты, уклоняющиеся от событийных хитросплетений: то, что происходит с персонажами, как бы вырастает из привычного тесения жизни (встречи Онегина с Татьяной). Писатели и критики скептически высказывались о нагнетании в произведении событий исключительных и внешне эффектных (Островский: «интрига есть ложь»).
Билет 31. Аристотель, Гораций, Буало о трагедии и комедии