I. Аллитерация (от лат. ad – к, при, со и littera – буква, собуквие) – приём усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков
В ечер. В зморье. Вздохи в етра.
В еличавый в озглас в олн.
Б лизко б уря, в б ерег б ьётся
Ч уждый ч арам ч ерный ч елн…
К. Бальмонт
Заметим, что с помощью аллитерации строка может «волноваться», «чахнуть», «шипеть», «рычать» и т.д. Именно в таких случаях создаёт художественный эффект, образность речи.
Ассонанс (в пер. с франц. assonance - созвучие) – повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха.
У наших у шки на мак у шке
Чуть у тро осветило п у шки –
И леса синие верх у шки –
Французы т у т как т у т.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Ассонанс служит различным целям, он может создать «настроение» стиха: шутливое, тревожное. С его помощью строка «аукает», «охает», «стонет», «воет».
Заумь, или заумный язык – язык, «не имеющий определённого значения» (А. Кручёных), непонятный даже для самих его сочинителей. Поэты - заумники широко используют звукопись, морфемный и лексический способы создания поэтического эффекта
|
|
Лельга, оньга, эхамчи!
Ричи чичи чичичи!
Лени нули эли али!
Бочикако никако,
Никакоко кукане!
Кукарики кикику!
Папа пупи пигиги!
Мород, мород, миучали
Капа, капа, кап!
Эмч, амч, умч!
Думчи, дальчи, дольчи! В Хлебников
Звукопись - условный термин для одного из видов инструментовки стиха, соответствие фонетического состава фразы изображаемой картине. Звукопись с помощью аллитераций и ассонансов подчёркивает образную законченность поэтической фразы.
Пусти меня, отдай меня, Воронеж!
Уронишь ты меня или проворонишь,
Ты выронишь меня или вернёшь,-
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…