I. Фонетический II. Лексический III. Морфемный

I. Аллитерация (от лат. ad – к, при, со и littera – буква, собуквие) – приём усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков

В ечер. В зморье. Вздохи в етра.

В еличавый в озглас в олн.

Б лизко б уря, в б ерег б ьётся

Ч уждый ч арам ч ерный ч елн…

К. Бальмонт

Заметим, что с помощью аллитерации строка может «волноваться», «чахнуть», «шипеть», «рычать» и т.д. Именно в таких случаях создаёт художественный эффект, образность речи.

Ассонанс (в пер. с франц. assonance - созвучие) – повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха.

У наших у шки на мак у шке

Чуть у тро осветило п у шки –

И леса синие верх у шки –

Французы т у т как т у т.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Ассонанс служит различным целям, он может создать «настроение» стиха: шутливое, тревожное. С его помощью строка «аукает», «охает», «стонет», «воет».

Заумь, или заумный язык – язык, «не имеющий определённого значения» (А. Кручёных), непонятный даже для самих его сочинителей. Поэты - заумники широко используют звукопись, морфемный и лексический способы создания поэтического эффекта

Лельга, оньга, эхамчи!

Ричи чичи чичичи!

Лени нули эли али!

Бочикако никако,

Никакоко кукане!

Кукарики кикику!

Папа пупи пигиги!

Мород, мород, миучали

Капа, капа, кап!

Эмч, амч, умч!

Думчи, дальчи, дольчи! В Хлебников

Звукопись - условный термин для одного из видов инструментовки стиха, соответствие фонетического состава фразы изображаемой картине. Звукопись с помощью аллитераций и ассонансов подчёркивает образную законченность поэтической фразы.

Пусти меня, отдай меня, Воронеж!

Уронишь ты меня или проворонишь,

Ты выронишь меня или вернёшь,-

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: