Специфика методов психологии развития

Метод - путь, путь познания. Психология развития использует общенаучные и общепсихологические методы, модифицируя их и дополняя специально разработанными в рамках данной дисциплины. Подбор методов исследования связан с особенностями психологических фактов. На естественнонаучном этапе своего развития возрастная психология следовала в разработке методов следующим принципам:

1. Изучение психики должно быть объективным, - не проводить параллелей между душевной жизнью детей и взрослых (принцип объективности).

2. Нужно дать не только описание, но и объяснение происходящих явлений (принцип причинности).

3. Изучать психику следует в процессе ее целенаправленного формирования (только при активном воздействии и наблюдении рез-тов можно изучать механизмы явлений). На этом этапе предпочтение отдавалось количественным стандартизованным методам (эксперименту, стандартизованному наблюдению, тестам). Методы возрастной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение - к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтении методического аппарата, к-ым пользуется исследователь, но в настоящее время это противостояние смягчается. Поскольку особенности различных сфер психической жизни и д-ти на разных этапах онтогенеза требуют разработки особых, специальных методик, адекватных возрастной стадии и задачам исследования, то и перечень применяемых в психологии развития средств также отличается необыкновенным богатством. Для того чтобы упорядочить это многообразие, можно попытаться сгруппировать методы по следующим дихотомиям. По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный рез-т, доступный измерению). По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент. По историчности изучаемого явления выделяют продольные исследования, или лонгитюды (в к-ых на протяжении некоторого времени изучались одни и те же люди) и поперечные (возрастные) срезы, в к-ых исследование ведется на отдельных различных по возрасту группах людей. Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: в начале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах - более подробное продольное исследование.

По стабильности-изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в к-ых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

По уровню обобщенности полученных закономерностей выделяют методы номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По способу взаимодействия с полученными данными разделяют эксперимент (в к-ом используется объяснение) и герменевтику (в к-ой используется понимание и интерпретация).

По способу обработки данных выделяют количественные и качественные методы.

Как правило, методы психологии развития разрабатывались в рамках определенного научного направления, впрочем, иногда покидая его границы. Поэтому существует много методик, отвечающих очень частным задачам. Нередко также, ввиду большой практической ориентированности возрастной психологии, метод, вначале предназначенный для исследования, позже начинал использоваться для психодиагностических целей. Методы, используемые психологией развития, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, психофизиологические, исторические и собственно психологические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: