Культурно-историческая теория Л.Выготского

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке соц.среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, к-ые человечество создало в процессе своего истор.развития, яв-ся системы знаков-символов (н-р, язык, письмо).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологич.ф-ций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, к-ые принципиально отличают поведение ч-ка от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" хар-ся еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических ф-ций, первое время всегда имеет форму внешней д-ти, т.е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др.ч-к (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной ф-ции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На след.стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, к-ые другие применяли к нему, и он – к ним. Т.О., пишет Выготский, каждая психическая ф-ция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, соц.д-ть, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" ф-ции вовнутрь.

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в рез-те культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, ч-к осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса яв-ся образование личности, ибо "развитие той или иной ф-ции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им". В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной соц. ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время к-ых идет бурное форм-е психологических новообразований. Кризисы хар-ся единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, к-ая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в к-ую приходит ч-к после рождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: