1. Каждый год публикуются внушительные списки происходящих во всем мире вооруженных конфликтов {см., например: Smith, Dan. The Penguin Atlas of War and Peace, New York: Penguin, 2003; а также «Атлас», ежегодно издающийся редакцией газеты Le monde diplomatique).
2. Джорджио Агамбен отмечает, что термин «мировая гражданская война» появился в 1961 г. одновременно в книгах Ханны Арендт «О революции» и Карла Шмитта «Теория партизана» (см.: Agamben, Giorgio. Stato ai eccezione, Turin: Bollati Boringhieri, 2003, p. 11). Впрочем, по всей видимости, в то время гражданская война была «мировой», но еще не «глобальной». В сущности, эти авторы мыслили в категориях гражданской войны между капиталистическим и социалистическим миром, которая носила форму противостояния Советского Союза сначала со странами Западной Европы (включая фашистские государства), а затем и с Соединенными Штатами. Продолжительная борьба против социалистического блока, которую вели фашистские и либеральные капиталистические государства, была позже описана такими историками ревизионистского направления, как Эрнст Нольте и Франсуа Фуре.
|
|
3. Hobbes,Thomas. Leviathan, London: Penguin, 1968, p. 186 [на русском языке см.: Гоббс, Томас. Левиафан, Москва: Мысль, 1991].
4. von Grimmeishausen, Johann Jakob Christoffel. Simplicissimus, Sawtry (UK): Dedalus Books, 1999 [на русском языке см.: Гриммельс-гаузен, Ганс. Симплициссимус, Москва: Художественная литература, 1976].
5. Рота, Ниатбп. Letter to a King: A Peruvian Chief's Account of Life Under the Incas and Under Spanish RuL·, New York: Dutton, 1978. См. также: Pratt, Mary Louise. Imperial Eyes, London, New York: Routledge, 1992.
433 Примечания ____________________________________________________________
6. von Clausewitz, Carl. On War, Princeton (NJ), Oxford: Princeton Univ. Press, 1976 [на русском языке см.: Клаузевиц, Карл. О войне, Москва: ACT, 2002]. О Клаузевице см.: Rusconi, Enrico Clausewitz, il prussiano:! La politica délia Guerra nell'equilibrio europeo, Turin: Einaudi, 1999; Terray, Emmanuel. Clausewitz, Paris: Fayard, 1999.
7. При переводе трудов Клаузевица на английский язык пере- | водчики предпочитают использовать слово policy (политическая стратегия) вместо politics (политическая деятельность), чтобы попытаться отразить этот нюанс. Однако policy, как и politics, может относиться либо к внутренним, либо к межгосударственным делам.
8. Schmitt, Carl. The Concept of the Political, New Brunswick (NJ): Rutgers Univ. Press, 1976.
9. О постоянном состоянии исключения см.:Agamben, Giorgio. Stato di eccezione; Qiao Liang and Wang Xiangsui, Unlimited Warfare, West Palm Beach (Fl.): News-Max, 2002; Joxe, Alain. The Empire of Chaos, New York: Semiotext[e], 2002; Galli, Carla La gnerra globale, Bari: Laterza, 2002.
10. Краткую историю состояния исключения в изложении Джор-джио Агамбена см.: Agamben. Stato di eccezione, pp. 21-32. См. также: Schmitt, Carl. Die Diktatur, Munich: Duncker & Humblot, 1921; Saint-Bonnet, Framois. Eetat d'exception, Paris: PUF, 2001. Клинтон Росситер : дает сравнительный анализ применения сходных конституционных понятий во времена кризиса в древнем Риме и в Германии, Франции, Великобритании и США в XX столетии (Rossiter, Clinton. Constitutional Dictatorship, Princeton (NJ),Oxford: Princeton Univ. Press, 1948).
|
|
11. Albright, Madeleine. [Выступление в программе] «Today» [на телеканале] NBC, February 19, 1998.
12. В том, что касается международного права, см.: Hongju Koh, Harold. "Oh American Exceptionalism" in: Stanford Law Review, 2003, vol. 55, May, no. 5, pp. 1479-1527. О внешнеполитических аспектах см.: McEvoy-Levy, Siob6n. American Exceptionalism and US Forägn Policy, New York: Palgrave, 2001. Следует также отметить, что «американская исключительность» зачастую используется, чтобы обозначить по крайней мере еще две характерные черты Соединенных Штатов: мультиэтничность и классовость.
13. См.: Scholem, Gershom.'The Idea of the Golem" in: On theKabbalah and Its Symbolüm, New York: Schocken, 1965, pp. 158-204. Моше Идел дополнил и расширил анализ Шолема (см.: Idel, Moshe. Golem: Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid, Albany (NY): SUNY Press, 1990).
14. Leivick,¥l.TheGoleminThree Great JewuhPbys, New York: Applause ι Books, 1986, pp. 115-254. Немецкий фильм «Голем: как он пришел в
Часть 1. Война
этот мир», снятый режиссером Полом Вегенером в 1920 г., следует той же версии этой легенды. Роман Густава Майринка «Голем», хотя по-своему красивый и таинственный, не следует ни одной из этих легенд и даже не связан тесно с еврейской традицией. О том, как миф о Големе обыгрывается в поп-культуре и искусстве, см.: Bilski, Emily (ed.). Golem! Danger, Deliverance and Art, New York: The Jewish Museum, 1988.
15. См.: Kerrigan, J. Revenge Tragedy: Aeschylus to Armageddon, Oxford: Clarendon Press, 1996.
16. О манипуляциях с сентенцией Клаузевица см.: Foucault, Michel. Il faut ditfendw la sociï&ïi, Paris: Gallimard-Seuil, 1997 (прежде всего - pp. 16 и 41; a также: Deleuze, Gilles and Guattari, Felix. A Thousand Phteaus, Minneapolis (Min.): Univ. of Minnesota Press, 1987, pp. 421-429,467.
17. Foucault, Michel. Il faut dufendre la sociutu, Paris: Gallimard-Seuil, 1997, p. 16. См. также: Pandolfi, Alessandro. "Foucault e la Guerra" in: Filosofia politica, 2002, vol. 16, December, no. 3, pp. 391-410.
18. Сжатое определение биовласти и биополитики см.: Revel, Judith. Le vocabulaire de Foucault, Paris: Ellipses, 2002, pp. 13-15.
19. Карл Шмитт недвусмысленно исключает возможность объединения человечества для ведения войны. «Род людской как таковой не может развязать войну, потому что у него нет врага, по крайней мере на нашей планете» (Schmitt, Carl. The Concept of the Political, p. 54) Жак Деррида тоже ставит под вопрос представление, будто «человечество» способно выступить субъектом войны против терроризма. «Мое полное сочувствие жертвам 11 сентября не останавливает меня от следующего заявления: я не верю в политическую непричастность кого бы то ни было в связи с данным преступлением. И если мое сочувствие всем безвинным жертвам беспредельно, то это значит, что оно не ограничивается теми, кто был убит в Соединенных Штатах в тот день. Такова моя трактовка того, что недавно, согласно выдвинутому Белым домом лозунгу, получило наименование «справедливости без границ» (grenzlose Gerechtigkeit). Никому не следует прощать политические ошибки или проступки, даже если за них заплачена ужасная, непропорционально высокая цена» (Derrida, Jacques. Fichus, Paris: Galilîfe, 2002, p. 52).
20. Классической ссылкой, отметившей поворот от средневекового восхваления концепции справедливой войны к отказу от нее в эпоху модернити, является книга Гуго Гроция «О праве войны и мира» {см.: Grotius, Hugo. De jure belli ас раси), впервые опубликованная в 1625 году. По поводу более свежих вариантов теории справедливой войны при переходе от модернити к постмодернити см.:
435 Примечания
Walzer, Michael. Just and UnjustWars, New York: Basic Books, 1992; Elshtain, Jean Bethke. Just War against Terror, New York: Basic Books, 2003. По контрасту с теориями справедливой войны, следует вспомнить утверждение Иммануила Канта, согласно которому «избирательного определения» войны быть не может, а потому нет обоснованной разницы между войнами справедливыми и несправедливыми (см.: Kant, Immanuel. Perpetual Peace, Houndmills, New York: Macmillan, 1917). Кантово признание развили: с точки зрения циников - Карл Шмитт (см.: Schmitt, Carl. Die Wendung zum diskriminierenden Kriegsbegriff, Mbnchen: Duncker & Humblot, 1938); с точки зрения реалистов -, Жюльен Фрейнд (см.: Freund, Julien. Lessence du politique, Paris: Sirey, 1965); а с идеалистической точки зрения - Данило Золо (см.: Zolo, Danilo. Invoking Humanity: War, Law, and Global Order, New York: Continuum, 2002).
|
|
21. Главным создателем большей части аргументов о противостоянии Запада и Востока и прочих конфигурациях межцивилиза-ционного конфликта является Самюэль Хантингтон (см.: Huntington, Samuel. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York: Simon & Schuster, 1996 [на русском языке см.: Хантингтон, Самюэль. Столкновение цивилизаций, Москва: ACT, 2003]).
22. См.: Surin, Kenneth. Theology and the Problem of Evil, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1986.
23. Ноам Хомски настаивает в нескольких своих книгах, что если следовать определению терроризма, из которого исходят Соединенные Штаты, то сегодня самым крупным источником терроризма в мире являются сами США. При этом он указывает на легитимные режимы, свергнутые американцами, и приводит список нарушений прав человека и правил ведения войны, совершенных США (см., напр.: Chomsky, Noam. 9-11, New York: Seven Stories Press, 2001).
24. См.: Wacquant, Loïc. "De l'Etat social a l'Etat penal" in: Actes de la recherche en sience sociales, 1998, September, no. 124; Giorgi, A. de'. Ilgoverno dell'eccedenza: Postfordismo e controllo délia moltitudine, Verona: Ombre Corte, 2002.
25. См.: Hardt, Michael and Negri, Antonio Empire, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 2000 [русское издание: Хардт, Майкл и Негри, Антонио. Империя, Москва: Праксис, 2004].
26. Kelsen, Hans. General Theory of Law and State, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 1945, p. 288.
27. Впрочем, в некоторых случаях такая «временная» приостановка демократических процедур де-факто становилась обычной чертой правления. Например, в XX столетии для всех социалисти-
Часть 1. Война
ческих государств - Советского Союза на всем протяжении его существования, революционной Кубы и, возможно в меньшей степени, Китая - был характерен общественный настрой на войну, поскольку они постоянно подвергались явной или скрытой угрозе нападения извне. В какой-то мере то же самое имело место в Соединенных Штатах во времена «холодной войны».
28. Теоретики антиядерного пацифизма в 1950-е и 1960-е годы, прежде всего - в Западной Германии и США, поднимались на самый высокий уровень философской рефлексии, полагая, что ядерная война делает историчность сущностью человечества, а технологию - инструментом уничтожения истории. Неслучайно в тот же период Мартин Хайдеггер в своем анализе опасности прекращения всякого существования посредством технологии развил те же положения, которые сначала были сформулированы авторами антиядерного пацифизма. Подчеркивая это, мы не пытаемся изобразить Хайдеггера поборником антиядерного движения. Но мы хотели бы поднять размышления антиядерных активистов, таких как Гюнтер Андерс, на высокий философский уровень. См.: Eatherly, Claude. Burning Conscience:The Case of the Hiroshima Pilot, Claude Eathedy, Told in His Letters to Gbnther Anders, New York: Monthly Review, 1961; a также два тома избранных эссе Гюнтера Андерса: Anders, Gbnther. Oie Antiquiertheü des Menschens, Munich: Verlag C.H. Beck, 1980.0 творчестве Андерса см.: Portinaro, Pier Paolo. Il pnncipio disperazwne: Tre studi su G. Anders, Turin: Bollati Bolringhiere, 2003.
|
|
29. Тот факт, что война стала неотличима от полицейской акции, имеет принципиальные последствия и для политики пацифистов. Уже довольно давно, по крайней мере - с конца вьетнамской войны, традиционный пацифизм оказался дезориентирован. Вероятно, это результат того, что грань между войной и миром стала крайне размытой. Пацифизм начал терять политическую действенность, и все крупные кампании против ядерного оружия в Центральной Европе, Средиземноморье, Северной Америке и Восточной Азии пережили своего рода паралич, когда обнаружилось, что акции в стиле «неприкрытого сопротивления» в пацифизме утратили силу и более не создают противовеса войне. Уорд Черчилль дает интересный разбор пацифизма (см.: Churchill, Ward. Pacifism as Pathology, Winnipeg (ΑΙ.): Arbeiter Ring Publishing, 1999). К сожалению, он трактует политическое действие либо как пацифизм, либо как традиционную вооруженную борьбу, не усматривая альтернативы. В любом случае, мы еще вернемся к политике пацифизма и освободительным движениям несколько позже.
437 Примечания
Часть 1. Война
30. Orwell, George. Nineteen Eighty-Four, New York: Harcourt, Brace and Co., 1949, p. 269 [на русском языке см.: Оруэлл, Джордж, 1984 Москва: Терра, 2000].
31. См.: Butler, Judith. "Guantanamo Limbo" in: The Nation, 2002, April 1, pp. 20-24; и меморандумы «Эмнести интернэшнл» от 15 апреля 2002 года и 13 декабря 2002 года в адрес правительства США о нарушениях прав заключенных на американской базе в Гуантанамо.
32. См.: Bush,George W'The National Security Strategy of the United States of America" September 2002, p. 15 (www.whitehouse.gov/nsc/ nss.pdf).
33. Так, Ричард Хаас, возглавляющий отдел политического планирования в государственном департаменте США, поясняет: «Суверенитет влечет за собой обязательства. Никому не позволено развязывать бойню против собственного народа. Нельзя также ни в какой форме поддерживать терроризм. Если государство не выполняет эти обязательства, оно лишается некоторых обычных преимуществ суверенитета» (цит. по: Young, Hugo Ά New Imperialism Cooked Up over a Texas Barbecue" in: The Guardian, 2002, April 2).
34. В курсе лекций, которые Мишель Фуко читал в Коллеж де Франс, он очертил такой переход в восприятии и практике власти и войны: от правительства к управляемости в политической науке и от правил войны к регулятивной войне (см.: Foucault, Michel. "Governmentality" in: Burchell, Graham, Gordon, Colin, and Miller, Peter (eds.) The Fouchault Effect, Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1991, pp. 87-104; Foucault, Michel. Il faut ditfendre h sociüu. Paris: Gallimard-Seuil, 1997).
35. О понятии конституирующей власти см.: Hardt, Michael and Negri, Antonio Labor of Dionysus, Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1999.
36. Точку зрения реалистов на распространение мощи США и поддержание мирового порядка см.: Mearsheimer.John. TheTragedy of Great Power Politics, New York, London: WW Norton & Co., 2001.
37. Джорджио Агамбен ясно показывает связь ме)кду состоянием исключения и монополией государства на насилие в книге «Состояние исключения». Исходя из ряда правовых теорий и трудов историков права, он демонстрирует, что «состояние исключения» или «право исключения» определяют саму власть как «монополию на насилие». Ведь они находятся на «водоразделе между публичным правом и политическим фактом», служащем опорой государству. Как станет понятно ниже, мы не можем полностью согласиться с утверждением Агамбена. Состояние исключения (или право на исключение) относятся только к действиям тех, у кого есть власть,
но не к тем, кто стремится ее получить, жаждет ее или хочет разрушить и опрокинуть ее. «Конституирующая власть» относится лишь к этой второй категории. Ее не стоит путать с действиями тех, за кем институционально закреплены право на исключительность, на отмену законов и на диктаторские полномочия.
38. См. Weber, Max. Politics as a Vocation, Minneapolis: Fortress Press, 1965; Lenin, VI. State and Revolution, New York: International Publishers, 1988 [на русском языке см.: Ленин, В.И. «Государство и революция» в: Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 33].
39. Ричард Фальк критикует режимы нераспространения, поскольку они блокируют возможности ядерного разоружения ведущих держав и снижают легитимность мирового порядка с точки зрения подчиненных государств (см.: Falk, Richard. "Illegitimacy of the Non-Proliferation Regime" in: Predatory Ghfalization, Cambridge: Polity, 1999, pp. 83-91).
40. Лишение легитимности монополии на применение насилия извне, исходя из соблюдения прав человека, согласуется с другими явлениями, которые обессиливают ее изнутри, такими как кризис демократического представительства, распространение коррупции, дестабилизация законодательной и судебной ветвей государственной власти. Пересечение различных факторов делегитимации - это новый феномен, который служит одним из элементов, направляющих видоизменение национальных государств в условиях глобализации.
41. О «доктрине Аннана» см.: Stacy, Helen."Relational Sovereignty" in: Stanford Law Review, 2003, vol. 55, May, no 5, pp. 2029-2059. Политическая философия ООН существенно сместилась в сторону нравственного обоснования насилия в политике (см.: Clark, Grenvill and Sohn, Louis. World Peace through World Law, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 1958).
42. Churchill, Winston. 'Ά Disarmament Fable" 1928, October 24, in: Churchill, Winston. Complete Speeches 1897-1963, New York: Chelsea House Publishers, 1974, vol. 5, pp. 4520-4521.
43. Ричард Фальк - один из самых авторитетных защитников международного права как основы легитимного насилия. О палестино-израильском конфликте см.: Falk, Richard. "Ending the Dance" in: The Nation, 2002, April 29; а о военном ответе США на атаки 11 сентяб-Ря - Falk, Richard. "Defining a Just War" in: The Nation, 2001, October 29.
44. Cm. Mattei, Ugo. Ά Theory of Imperial Law: A Study of U.S. Hegemony and the Latin Resistance" in: Indiana Journal of Global Legal Studies, 2003, vol. 10, Winter, no. 1, pp. 383-148.
45. См. СийИаг, Mariano-Florentino. "The International Criminal
439 Примечания
Court and the Political Economy of Antitreaty Discourse" in: Stanford Law Review, 2003, vol. 55, May, no. 5, pp. 1597-1632.
46. Обоснование войны на упреждение см.: Bush, George W "The National Security Strategy of the United States of America',' 2002, September.
47. Поэтому не будет ничего удивительного, если в будущем мы увидим сращивание под рубрикой «безопасности» войны против абстрактных врагов с насильственными кампаниями против мощи и сотрудничества новых видов труда (см.: Marazzi, Christian. Capitale е linguaggio: Oalla New Economy all'economia di guerra, Roma: Derive/ Approdi, 2002).
48. См.: Mamdani, Mahmood. When Victims Become Killers: Colonialism, Nativism, and the Genocide in Rwanda, Princeton (NJ), Oxford: Princeton Univ. Press, 2001.
49. Grozier, Michel, Huntington, Samuel, and Watanukijoji. The Crisis of Democracy, New York: New York Univ. Press, 1975.
50. См.: Huntington, Samuel. "The Clash of Civilizations?" in: Foreign Affairs, 1993, Summer, no. 3 [на русском языке см.: Хантингтон, Самюэль. «Столкновение цивилизаций?» в: ПОЛИС. Политические исследования, 1994, № 1, ее. 33-48], а также последующую книгу: The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York: Simon & Schuster, 1996 [на русском языке см.: Хантингтон, Самюэль. Столкновение цивилизаций, Москва: ACT, 2003].
51. Как признает симпатизирующий Хантингтону Ван Гунгву, его утверждение «не только относится к будущему, но и фактически способно придать ему конкретную форму» (см.: Gungwu, Wang. 'Ά Machiavelli for Our Times" in: The National Interest, 1991, vol. 46, Winter). Отметим, что в первоначальном эссе Хантингтон уверяет, будто его аргументация не подразумевает «одобрения межцивилизационных конфликтов. Речь идет лишь об описании гипотезы о том, на что может быть похоже будущее». Однако в завершающей части своего эссе Хантингтон излагает несколько стратегических предписаний об объединении с союзными цивилизациями, отделении враждебных цивилизаций и так далее (см.: Huntington, Samuel. "The Clash of Civilizations?" in: Foreign Affairs, 1993, Summer, na 3 [на русском языке см.: Хантингтон, Самюэль. «Столкновение цивилизаций?» в: ПОЛИС. Политические исследования, 1994, № 1, ее. 33-^18]).
52. Белый дом со всей определенностью заявляет: «Война с терроризмом - это не столкновение цивилизаций» (см.: "The National Security Strategy of the United States of America'.'September 2002, p. 34).
53. Данная периодизация взята из: Subcomandante Marcos.
Часть 1. Войш
"The Fourth World War Has Begun" in: Nepanth, 2001, vol. 2, Fall, no. 3, pp. 559-573 (первоначально опубликовано в: he monde diplomatique, 1997, August).
54. Два крупных исследователя относят фундаментальную трансформацию мировой экономики к началу 1970-х годов (см.: Arrighi, Giovanni. The Long Twentieth Century, London, New York: Verso, 1994; Brenner, Robert. The Boom and the Bubble,London,Nev/ York: Verso, 2002).
55. Например, Омер Бартов провел анализ «индустрии убийства», которая, как он считает, впервые получила развитие во время Первой мировой войны и была усовершенствована в ходе Холокоста. Под «индустрией убийства» он подразумевает не только то, что в военных действиях применяются промышленные технологии, но и то, что в отношении массового уничтожения людей все больше распространение получает идеология прогресса и усовершенствования, типичная для индустриального развития. См.: Bartov, Orner. Murder in Our Midst: The Holocaust, Industrial Killing, and Representation, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 1996.
56. Murawiec, Laurent. "La rîipublique conservatrice de George Bush" in: Le Monde, 2001, June 11.
57. Новаторский анализ, существенно изменивший прежние представления о военно-промышленном комплексе, см.: Derian, James. Virtuous War: Mapping the Military-Industrial-Media-Entertainment Network, Boulder (Co.): Westview Press, 2001.
58. Существует обширная и во многом повторяющаяся литература о понятии революции в военном деле и оборонной трансформации. Ее краткий обзор, предназначенный для удовлетворения запросов американской администрации после 11 сентября, см.: Rumsfeld, Donald. "Transforming the Military" in: Fbrdgn Affairs, 2002, vol. 81, May-June, na 3, pp. 20-32. Более пространные дискуссии см.: Gongora, Thierry and Rickhoff, Harold von (eds.) Toward a Revolution in Military Affairs?, Westport (Ct.): Greenwood, 2000; Murawiec, Laurent. La guerre аи ХХГ"" siucle, Paris: Odile Jacob, 2000; MacGregor, Douglas. Breakingthe Phahnx:A New Design for Landpower in the 2P' Century, Westport (Ct.), London: Praeger, 1997; Friedman, George and Friedman, Meredith. The Future of War: Power, Technology, and American World Dominance in the 21" Century, New York: Crown, 1996; Ullman, Harlan and Wade, James (Jr.) Rapid Dominance-a Force for All Seasons, London: Royal United Services Institute for Defence Studies, 1998. Более критичный взгляд изложен в: Joxe, Alain. Empire of Disorder, New York: Semiotext(e), 2002 (прежде всего - pp. 118-126); а по поводу связи между войной и всемирными полицейскими акциями см.: Lagq, Alessandro Dal. Poliziaglobah: Guerra
441 Примечания
е conflitti dopo I'll settembre, Verona: Ombre Corte, 2003. Отличный источник онлайновых адресов статей по поводу дискуссии вокруг РВД - сайт: http://www.comw.org/rma/index.html.
59. Пример технологической модели нового вида военных действий см.: Bacevic, Andrew and Cohen, Eliot (eds.) War over Kosovo, New York: Columbia Univ. Press, 2001.
60. См.: Corey, Robin. "Remembrance of Empires Past: 9/11 and the End of the Cold War" in: Schreckér, Ellen (ed.) Cold War ТпитрШит, New York: The New Press, 2004.
61. См.: Remarque, Erich Maria All Quite on the Western Front, Boston: Little & Brown, 1929 [на русском языке см.: Ремарк, Э.-М. На западном фронте без перемен, Москва: ACT, 2003]; Jbnger, Ernst. Storm of Steel, Garden City (NY): Doubleday, 1929; Cfline, Louis-Ferdinand. Journey to the End of the Night, Boston, New York: Little, Brown, 1934.
62. На тесную связь между промышленностью и войной намекает, к примеру, то, что на ранней стадии рузвельтовского «нового курса» два генерала, служившие в Палате военной промышленности во время Первой мировой войны, отвечали за ключевые программы по оздоровлению: Хью Джонсон - в администрации национального хозяйственного оздоровления, а Джордж Пик - в администрации по сельскохозяйственному регулированию.
63. Пример технологических мечтаний о беспилотных самолетах и о войне, которая ведется без солдат, представляет собой статья: Brzezinski, Matthew. "The Unmanned Army" in: New York Times Magazine, 2003, April 20, pp. 38-41, 80-81.
64. См., например: O'Hanlon, Michael. 'Ά Flawed Masterpiece" in: Foreign Affairs, 2002, vol. 81, May-June, no. 3, pp. 47-63.
65. См.: Wayne, Leslie. 'America's For-Profit Secret Army" in: New York Тот«, 2002, October 13.
66. Genet, Jean. "Four Hours in Shatila" in: Journal of Palestine Studies, 1983, vol. 22, Spring, na 3.
67. См.: Davis, James. Fortune's Warriors: Private Armies and the New World Order, Vancouver: Douglas & Mclntyre, 2000.
68. См.: Machiavelli, NîccoIt. The Prince, New York: St. Martin's Press, 1964 [на русском языке см.: Макиавелли, Никколо. «Государь» в: Макиавелли, Никколо. Избранные сочинения, Москва: Художественная ; литература, 1982]. Макиавелли осуждает наемничество в двенадцатой главе книги.
69. Kantorowicz, Ernst. uPro Patria Mori in Medieval Political Thought" in: American Historical Review, 1951, vol. 56, April, na 3, pp. 472^192. Отличное изложение республиканского идеала правления и патри-
Часть 1. Война
отичной жизни см.: Skinner, Quentin. Lartiste en Philisophe politique: Ambrogio Lorenzetti et le Bon Gouvernement, Paris: Raison d'agir, 2002.
70. Machiavelli, Niccobr. The Prince, p. 223 [на русском языке см.: Макиавелли, Никколо. «Государь» в: Макиавелли, Никколо. Избран-пьге сочинения, Москва: Художественная литература, 1982]. Наиболее гуманистическое из известных нам выступлений в защиту демократии «по Макиавелли» можно найти у Мориса Мерло-Понти (см.: Merleau-Ponty, Maurice.'A Note on Machiavellian"in: Merleau-Ponty, Maurice. Signs, Evaston (П.): Northwestern Univ. Press, 1964, pp. 211-223).
71. Термин «асимметрия» широко используется военными аналитиками США с конца 1990-х годов. Отличный критический анализ данного понятия и случаев его применения см.: BMar, Saïda (ed.) "Vers une 'grand transformation' stratiigique amftricaine?" in Cahier d'Etudes Stratitgiques, 2001, t. 31, na 4. Точку зрения, оправдывающую применение Соединенными Штатами асимметричных действий в ответ на необычную тактику врага, см.: Barnett, Roger. Asymmetrical Warfare.-Today's Challenge to U.S. Military Power, Washington (DC): Brassey's, 2003. Исследование асимметричных боевых действий с точки зрение американских военных см.: Steele, Robert David. "The Asymmetric Threat: Listening to the Debate" in: Joint Forces Quarterly, 1998-1999, vol. 20, Autumn-Winter, pp. 78-84; Grange, David.'Symmetric Warfare: Old Method, New Concern" in: National Strategy Forum Review, 2000, Winter; Metz, Steven and Johnson, Douglas II. Asymmetry and U.S. Military Strategy: Definition, Background, and Strategic Concepts, U.S. Army War College Strategic Institute, 2001, January.
72. Апокалиптические картины тотального контроля проходят через большую часть критических теорий эпох модернити и пост-модернити. Некоторые убедительные примеры см.: Horkheimer, Max and Adorno, Theodor. The Dialectic of Enlightenment, New York: Continuum, 1972 [на русском языке см.: Хоркхаймер, M., Адорно, Т. Диалектика просвещения. Москва-СПб: Медиум, Ювента, 1997]; Debord, Guy. The Society of the Spectacle, New York: Zone, 1994; Virilio, Paul. Desert Screen: War at the Speed of Light, New York: Continuum, 2002.
73. См.: Arquillajohn and Ronfeldt, David (eds.) Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2001.
74. Прекрасное изложение американской контрповстанческой стратегии, которое строится вокруг бихевиористской парадигмы, действующей в таких «мозговых центрах», как «РЭНД корпорэйшн», см.: Robin, Ron. The Makingofthe ColdWar Enemy, Princeton (NJ),Oxford: Princeton Univ. Press, 2001. Большая часть этой книги посвящена
443 Примечания
Часть I. Война
войне в Корее, но в ней есть и восхитительная глава об изменении стратегии борьбы с мятежами во время войны во Вьетнаме: от попыток перестроить психологию врага в «конструктивном» духе -завоевания сердец и умов - к усилиям, нацеленным на то, чтобы всего лишь принудительно скорректировать поведение врага.
75. Аркилла и Ронфельдт рассматривают возможность применения принципа «пчелиного роя» в качестве основы военной стратегии (см.: Arquilla, John and Ronfeldt, David. Swarming and the Future of Conflict, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2000).
76. Значительная часть американских работ, посвященных односторонности, проникнута тем же лицемерным пафосом, который прежде несло в себе предложенное Редьярдом Киплингом понятие «бремени белого человека». Стенания по поводу одиночества Соединенных Штатов и их нежелания осуществлять односторонние действия см.: Huntington, Samuel. "The Lonely Superpower" in: Foreign Affairs, 1999, vol. 78, March-April, no. 2, pp. 35-49; Haass, Richard. The Reluctant Sheriff: The United States After the Cold War, New York: Council on Foreign Relations, 1997.
77. Нужно заметить, что в области международного права гуманитарные права обрели фундаментальное - европейский философ-правовед прошлого века сказал бы «догматическое» - значение (см., например: Falk, Richard. "The Quest for Human Rights in an Era of Globalization" in: Schlechter, Michael (ed.) Future Multilateralism, New York: St. Martin's Press, 1999).
78. Если верить Саскии Сассен, сейчас многие аспекты принятия решений в экономике подверглись «денационализации»; в частности, министры хозяйственного блока правительств и главы центральных банков ныне все чаще действуют в интересах как национального, так и всемирного капитала (см.: Sassen, Saskia "The State and Globalization" in: Hall, Rodney and Biersteker, Thomas (eds.) The Emergence of Private Authority in Global Governance, Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2002, pp. 91-112).
79. Об экономической цене глобальных войн см.: Marazzi, Christian. Capitale e linguaggio: Dalla New Economy alVeconomia di guerra. Анализ серьезных затруднений, которые ждут американский проект одностороннего контроля над миром, см.: Todd, Emanuel. Aprus l'Empire, Paris: Gallimard, 2002. Аргументация Тодда чрезмерно полемически заострена и в ряде случаев преувеличена (например, он утверждает, будто роль США уже резко упала - по аналогии со случившимся ранее упадком влияния СССР). В то же время он дает
четкую картину препятствий, мешающих реализации американской политики односторонних действий.
80. См., например: Porchnev, Boris. L·s souluvments populaires en France de 1623 a 1648, Paris: S.E.VP.E.N., 1963; Guha, Ranajit. Elementary Aspects of Peasant Insurgency in Colonial India, Delhi: Oxford Univ. Press, 1983.
81. См.: Engels, Friedrich. Engels as Military Critic, Manchester: Manchester Univ. Press, 1959. Относительно положения марксистов в целом в рамках Второго и Третьего интернационалов и о вооруженном восстании как «наивысшей форме политической борьбы пролетариата» см.: Neuberg, A. Armed Insurrection, New York: St. Martin's Press, 1970. Эта замечательная книга, первоначально опубликованная в Германии в 1928 г., дает редкую возможность увидеть изнутри военную стратегию коммунистов начала XX века. Книга была подготовлена по инициативе Красной Армии в сотрудничестве с Бюро агитации и пропаганды Коминтерна. Имя автора - А. Ней-берг - абсолютно вымышленное. Книга написана группой товарищей во главе с «Геркулесом» (партийная кличка Пальмиро Тольятти). Их список напоминает справочник деятелей международного коммунистического движения того времени, включая Манфреда Штерна (под именем «Эмилио Клебера» он позже будет руководить международными бригадами в ходе гражданской войны в Испании), Михаила Тухачевского (командарма Красной армии), Василия Блюхера (военного советника Гоминьдана, зашифрованного как «Гален») и молодого Хо Ши Мина.
82. Babel, Isaak. Red Cavalry, London: Alfred A. Knopf, 1923, pp. 81-84 [на русском языке см.: Бабель, Исаак. Конармия, Москва: Дрофа-Плюс, 2005].
83. См.: Yong, Benjamin. From Revolution to Politics: Chinese Communists on the Long March, Boulder (Co.): Westview, 1990.
84. Schmitt, Carl. Theorie des Partisanen, Berlin: Duncker and Humblot, 1963. Как мы уже подчеркивали, переход от темы «врага» к теме «партизана» в работе Шмитта - шаг вполне реакционный. Это тем более относится к публикациям Эрнста Юнгера, в которых индивидуалистическая характеристика восстания прослеживается еще сильнее (см.: Jbnger, Ernst. Der Waldgang, Frankfurt: Klostermann, 1951). Таковы примеры буржуазного искажения восстаний против капитализма, которое стало модным на излете эпохи модернити.
85. Отметим прекрасное исследование антифашистского сопротивления в Италии, проведенное Клаудио Павоне (см.: Pavone, Claudia Una guerna civile: saggio storico sulla moralita nella resütenza, Turin: Bollati Boringhieri, 1991). Хотя эта монография сосредоточена вок-
445 Примечания
руг итальянской специфики, там разработаны разные понятия гражданской войны (национальной, на классовой основе, патриотической, антифашистской и так далее), а разнообразные социальные субъекты организованы таким образом, что это выводит читателя на более широкую проблематику.
86. В качестве примера можно привести историю южных Балкан в XX столетии. В 1940-х годах войны антифашистского сопротивления переплелись с гражданскими войнами между коммунистами и «этническими» националистами. Эти гражданские войны возникали из-за противоречий между городом и деревней и между общественными классами. Когда в 1990-е годы вновь разразились националистические войны, те же противоречия и классовые разногласия взыграли снова, но зачастую как бы в перевернутом виде. Теперь во многих случаях бедняки выступили на борьбу с социалистической бюрократией.
87. О диктатуре партии над народным или пролетарским восстанием см.: Neuberg, A. Armed Insurrection, New York: St. Martin's Press,
1970.
88. См.: Enzensberger, Hans Magnus. Der kurze Sommer der Anarchie: Buenaventura Durrutis Leben und Tod, Frankfurt: Surkamp, 1972. Высокая оценка деятельности Б. Дурутти содержалась в книге корреспондента «Правды» того времени Михаила Кольцова (см.: Koltsov, Mikhail. Diario de la Guerra de Espaça, Paris: Ediciones Ruedo Ibürico, 1963 [на русском языке см.: Кольцов, Михаил. Испанские дневники, Москва: Советский писатель, 1957]).
89. Таков главный аргумент книги Режи Дебре (см.: Debray, Rugis. Revolution in the Revolution?, New York: Monthly Review Press, 1967). См. также: Che Guevara, Ernesta GuerilL· Warfare, New York: Vintage
Books, 1961.
90. О женщинах из сандинистского Фронта национального освобождения Никарагуа см.: Collinson, Helen (ed.) Women and.Revolution in Nicaragua, London, New York: Zed Books, 1990 (прежде всего -pp. 154—155). О женщинах из «Сендеро луминосо» в Перу см.: Castro, Daniel. "The Iron Legions» in Castro, Daniel (ed.) Revolutions and Revolutionaries: Guerilla Movements in Latin America, Wilmington (De.): Scholarly Resources, 1999, pp. 191-199.
91. «Однако в ретроспективе становится совершенно ясно, что когда робеда движения стала возможной, нас, женщин, которые активйо участвовали в борьбе, начали вытеснять, мы стали терять власть, лишаться важных позиций. Только что мы были на линии фронта - и вот нас уже не видно» (Belli, Gioconda "We Were the Knights
Часть l. Война
of the Round Table" in: Randall, Margaret. Sandino's Daughters Revisited, New Brunswick (NJ): Rutgers Univ. Press, 1994, pp. 168-190).
92. См., например, прекрасную работу по тому, как проходила «культурная революция» в Шанхае: Perry, Elizabeth and Xun, Li. Proletarian Power: Shanghai in the Cultural Revolution, Boulder (Co.): Westview, 1997.
93. Обзор примеров влияния китайской модели на революционные организации в Италии в 1960-е и 1970-е годы см.: Niccolai, Roberto Quando la Cina era vicina: La revolutione culturale e la sinistra extraparlamentare italiana negli anni '60 e '70, Pisa: Franco Serantini, 1998.
94. Arendt, Hannah. On Revolution, New York, London: Viking, 1963.
95. Хороший пример вычленения общественных и политических элементов национально-освободительной борьбы см.: Fanon, Franz. The Wretched of the Earth, New York: Grove, 1963.
96. Молодой Маркс выступал с критикой априорной идеи связи насилия капитала с государственным насилием (см., например: Marx, Karl. "Economic and Philosophical Manuscripts of 1844" in: Marx, Karl. Early Writings, New York: Vintage Books, 1974 [на русском языке см.: Маркс, Карл. «Экономико-философские рукописи 1844 года» в: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 42, ее. 41-174]).
97. Краткий обзор перехода к городской герилье по всему миру в данный период см.: Beckett, Ian. Modern Insurgencies, London, New York: Routledge, 2001, pp. 151-182.
98. Описание и анализ итальянской Автономии 1970-х годов см.: Wright, Steve. Storming Heaven: Class Composition and Struggle in Italian Autonomst Marxism, London: Pluto Press, 2002; Lotringer, Sylvere and Marazzi, Christian (eds.) "Italy: Autonomia" in: Semiotext(e), 1980, vol. 3, no. 3. См. также пространные интервью со многими ее приверженцами: Borio, Guido, Pozzi, Francesca, and Roggero, Gigi (eds.) Future anteriore, Rome: Derive/Approdi, 2002.
99. См.: Dyer-Witherford, Nick. Cyber-Marx, Urbana: Univ. of Illinois Press, 1999.
100.0 первой интифаде см.: Hunter, Robert. The Palestinian Uprising: A War by Other Means, London: I.B.Tauris, 1991.0 второй интифаде см.: Carey, Roane (ed.) The New Intifada, London, New York: Verso, 2001.
101. См. замечательную работу Баруха Хирсона о восстании в Со-уэто: Hirson, Baruch. Year of Fire, Year of Ash, London: Zed Books, 1979.
102. Хирсон в своей книге проясняет порой непростые отношения между бунтами и АНК в 1970-е годы. Дейл Маккинли в своей работе тоже вскрывает сопровождавшее их напряжение, но, к сожалению, его анализ затуманен нелепо старомодной марксистско-
447 Примечания
ленинской идеологией и критикой реформистской, мелкобуржуазной природы АНК (см.: McKinley, Dale. The ANK and the Liberation Struggle, London: Pluto Press, 1997).
103. Линн Стивен объясняет, как у сапатистов сплетаются местная мифология индейцев племени цельтали и такие национальные кумиры, как Сапата (см.: Stephen, Lynn. Zapata Lives! Histories and Cultural Politics in Southern Mexico, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 2002, p. 158-175).
104. По поводу сетевой природы организации сапатистов см.: Burbach, Roger. Globalization and Postmodern Politics, London: Pluto Press, 2001, pp. 116-128; Jeffries, Fiona "Zapatismo and Intergalactic Age" in: Clever, Harry. "The Zapatistas and the Electronic Fabric of Struggle" in: Burbach, Roger. Globalization and Postmodern Politics, London: Pluto Press, 2001, pp. 129-144; Cleaver, Harry. "The Zapatistas and the Electronic Fabric of Struggle" in: Holloway, John and Pal6ez, Eloma (eds.) Zapatista! London: Pluto Press, 1998, pp. 81-103.
105. Стиль писаний субкоманданте Маркоса - одновременно игривый и воинственный - представляет собой наилучший пример того, как сапатисты обращают иронию в политическую стратегию (см.: Subcomandante Marcos. Our World Is Our Weapon, New York: Seven Stories, 2001).
106. См.: Hallowey,John. Change theWorldWithoutTakingPower, London: Pluto, 2002.
107. По поводу политики идентичности см.: Young, Iris Marion. Justice and the Politics of Difference, Princeton (NJ), Oxford: Princeton Univ. Press, 1990 (прежде всего - pp. 156-191).
108. О возрождении анархистских групп см.: Graeber, David. "For a New Anarchism" in: New Left Review, 21"1 ser, 2002, January-February, no. 13, pp. 61-73.
109. Сюда следует добавить также различные способы электронного сопротивления и хакерские движения, стремящиеся обернуть в общее грандиозные ресурсы, контролируемые в электронных сетях, и помешать новым, изощренным видам контроля с использованием кибернетики. Эти движения тоже исходят из порыва к свободе, а также из осознания огромного богатства новых мощных форм сотрудничества и коммуникации, которые возможны благодаря се^ тям. Мы еще вернемся к обсуждению электронных движений, когда во второй главе этой части книги будем рассматривать проблемы неовеществленной собственности.
110. См., например: Arquilla, John and Ronfeldt, David (eds.) Networks
Часть 1. Война
and. Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2001.
111. См.: Clastres, Pierre. Society against the State: Essays in Political Anthropology, New York: Zone, 1987 (прежде всего - глава 11).
112. См.: Arquilla, John and Ronfeldt, David. Swarming and the Future of Conflict, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2000.
113. См., например: Kennedy, James and Eberhart, Rüssel with Yuhai Shi. Swarm Intelligence, San Francisco: Morgan Kaufman Publishers, 2001.
114. См.: Kennedy, James and Eberhart, Rüssel with Yuhai Shi. Swarm Intelligence, San Francisco: Morgan Kaufman Publishers, 2001, pp. 103-104. Более живописное изображение коммуникации насекомых см.: Frisch, Karl von. The Dancing Bees, London: Methuen, 1954.
115. Zola, Emile. La Debacle, Paris: Charpentier, 1899, p. 210 [на русском языке см.: Золя, Эмиль. Разгром, в: Золя, Эмиль. Собрание сочинений, т. 15, Москва: Правда, 1957].
116. См.: Ross, Kristin. The Emergence of Social Space: Rimbaud and the Paris Commune, Minneapolis (Min.), London: Univ. of Minnesota Press, 1988, p. 105. Росс отлично раскрывает ключевую роль образа роя в поэзии Рембо.
Часть 2. Множество
1. О разнице между множеством и народом см.: Virno, Paolo. Grammatica della moüitudine, Catanzaro: Rubbettino, 2001, pp. 5-7; Bascetta, Marco "Moltitudine, popolo, massa" in: Contmimpero, Roma: Manifestolibri, 2002, pp. 67-80.
2. Классическая формула освобождения, основанная на «взаимозависимости взаимных (не главенствующих) различий», представлена в: Lorde, Audre. "The Master's Tools Will Never Dismantle the Master's House" in: Sister Outsider, Trumansburg (NY): Crossing Press, 1984, pp. 110-113.
3. Дискуссия между Славоем Жижеком и Эрнесто Лакло показывает, что обсуждение проблемы класса с точки зрения выбора между унитарно-марксистским и либерально-множественным понятиями заводит в тупик (см.: Butlerjudith, Laclau, Ernesto, and · i*ek, Slavoj. Contingency, Hegemony, Universality, London: Verso, 2000).
4. Образчик старого спора между марксистами о соотношении экономики и политики см.: Luk6cs, Georg. History and Class Consciousness, Cambridge (Ma), London: The MIT Press, 1971 (в том, что касается
449 Примечания
Часть 2. Множество
политики); Bukharin, Nikolai. The ABC of Communism, Ann Arbor (Mi.): Univ. of Michigan Press, 1988 (в том, что касается экономики).
5. См.: Negri, Antonio. "Leopardi europeo" in: Lenta ginestra, Milano: Eterotopie, 2001, pp. 9-16 (английский перевод этого эссе см.: Negri, Antonio "The European Leopardi" in: Genre, 2000, vol. 33, Spring, no. 1, pp. 13-26).
6. Две сверхдержавы XX века - Соединенные Штаты и Советский Союз - использовали индустриализацию как стратегию достижения экономического доминирования. Антонио Грамши еще в начале столетия ясно понял необходимость индустриализации ради решения этой задачи (см.: Gramsci, Antonio 'Americanism and Fordism" in: Gramsci, Antonio. Selections from Prison Notebooh, New York: International Publishers, 1971, pp. 277-318).
7. Мы описывали неовеществленный труд и его гегемонию над другими видами труда в своей книге «Империя» (см.: Hardt, Michael and Negri, Antonio Empire, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 2000, pp. 280-300 [на русском языке см.: Хардт, Майкл и Не-гри, Антонио. Империя, Москва: Праксис, 2004, ее. 263-284]).
8. О лингвистической природе нынешних форм труда см.: Virno, Paolo "Virtuosity and Revolution" in: Virno, Paolo and Hardt, Michael (eds.) Radical Thought in Italy, Minneapolis (Min.), London: Univ. of Minnesota Press, 1996, pp. 189-210. О «когнитивном труде» см.: Vercellone, Carlo (ed.) Sommes-nous sortis du capitalisme industriel? Paris: La Dispute, 2003.
9. Наше понимание эмоционального восприятия (аффекта) восходит прежде всего к Спинозе (см.: Spinoza, Baruch. Ethics, Part III [на русском языке см.: Спиноза, Б. Этика, Москва: ACT, 2001]). Несколько иное, но совместимое с нашим представление об этом см.: Damasiq, Antonio Looking for Spinoza, New York: Harcourt, 2003; Massumi, Brian. Parabks of the Virtual, Durham (NC), London: Duke Univ. Press, 2002.
10. О растущем внимании нанимателей к трудовому настрою и социальным качествам работников см.: Henwood, Doug. After the New Economy, New York, London: The New Press, 2003, pp. 76-79.
11. См. классическое эссе на эту тему: Simmel, Georg. "The Metropolis and Mental Life" in: The Sociology of Georg Simmel, New York: The Free Press, 1950, pp. 409-424. Для общего знакомства с идеями Зиммеля о деньгах см.: Simmel, Georg. The Philosophy of Money, London, New York: Routledge, 1990, pp. 1-49 (включая полезное введение Дэвида Фрисби к этой книге).
12. См., например: Smith, Dorothy. The Everyday World as Problematic: a Feminist Sociology, Boston: Northeast Univ. Press, 1987; Ruddick, Sara
Maternal Thinking, Boston: Beacon Press, 1989. О заботе как женской этике см.: Tronto, Joan. Moral Boundaries, London, New York: Routledge, 1993; Kittay, Eva Love's Labor, London, New York: Routledge, 1999.
13. См.: Kergoat, Danirfe. «Linfirmira-e coordonne" in: Futur antùrieur, 1991, Summer, no. 6, pp. 71-85; Kergoat, Danirie, Imbert, Fraraois, Le Doarü, Hfflme, and Senotier, Daniide. Les inferminres et leur coordination, 1988-1989, Paris: Lamarre, 1992.
14. О «заботливых секретаршах» см.: Pierce, Jennifer. Gender TriaL·: Emotional Lives in Contemporary Law Firms, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 1995, pp. 83-102. Об отчуждении аффективного труда см.: Hochschild, Arlie Rüssel. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 1983, pp. 204—241. Хохсчайлд приводит статистику тендерного расклада по рабочим местам, на которых требуется приложение эмоций.
15. Таков главный аргумент Дуга Хенвуда (см.: Henwood, Doug. After the New Economy, New York, London: The New Press, 2003).
16. Обзор постфордизма и гибкой специализации см.: Amin, Ash (ed.) Post-Fordum: A Reader, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1994.
17. См.: Вуй, Pascal and Fonte, Maria "Is the Technical Model of Agriculture Changing Radically?" in: McMichael, Philip (ed.) The Global Restructuring of Agro-Food Systems, Ithaca (NY), London: Cornell Univ. Press, 1994, pp. 241-257.
18. См.: Flitner, Michael. "Biodiversity: of Local Commons and Global Commodities" in: Goldman, Michael (ed.) Privatizing Nature: Political Struggles for the Gbbal Commons, London: Pluto Press, 1998, pp. 144—166.
19. Прогноз Бюро труда США по наиболее быстрорастущим секторам занятости на 2000-2010 гг. см.: www.bls.gov/news.release/ ecopratoc.htm.
20. См., например, критику Тимоти Митчеллом исследований «традиционалистов», представляющих египетское крестьянство как нечто вечное и неизменное: Mitchell, Timothy. "The Invention and Reinvention of the Peasant" in: Rule of Experts: Egypt, Techno-Politics, Modernity, Berkeley (Ca): Univ. of California Press, 2002, pp. 123-152.
21. Классические определения крестьянства см.: Wolf, Eric. Pathways to Power, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 2000, pp. 195-196; Shanin,Theodor. "Introduction: Peasantry as a Concept" in: Shanin, Theodor (ed.) Peasants and Peasant Societies, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1987, p. 3.
22. Отметим, что в английском языке терминологическое различие между «крестьянином» и «фермером» помогает отделить друг °т друга эти два различных экономических статуса. Слова, исполь-
451 Примечания
зуемые в других языках, например - paysan по-французски, contadino по-итальянски и campesino по-испански, затрудняют выражение подобной терминологической тонкости.
23. По подсчетам Мао, в 1930-е годы крестьяне-бедняки и сельскохозяйственные работники вместе составляли 70 процентов сельского населения Китая. Еще 20 процентов приходилось на крестьян-середняков и экономически самостоятельное население, и только 5 процентов - на богатых крестьян. CAt.:Tse-tung, Мао. 'Analysis of the Classes in Chinese Society" (1926) in: Selected Works of Mao Tse-tung, London: Lawrence andWishart, 1954, vol. 1, pp. 13-20; Tse-tung, Mao. "Reports of an Investigation into the Peasant Movement in Hunan" (1927) in: Selected Works of Mao Tse-tung, vol. 1, pp. 21-29; и Tse-tung, Mao "The Chinese Revolution and the Chinese Communist Party" (1939) in: Selected Works of Mao Tse-tung, vol. 3, pp. 72-101 (прежде всего - pp. 92-93).
24. Прекрасный анализ дебатов среди членов советского руководства см.: Moishe, Lewin. Russian Peasants and Soviet Power, Evaston (IL): Northwestern Univ. Press, 1968.
25. См.: Viola, Lynne. Peasant RebeL· under Stalin: Collectivization and the Culture of Peasant Resutance, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 1996. Виола утверждает, что хотя крестьянство и проиграло сражение против государства Советов и в результате было уничтожено как хозяйственный класс, оно сохранило свою культурную идентичность благодаря традиции сопротивления.
26. Мао весьма критично отзывался о многих сторонах советской сельскохозяйственной политики, но не об общем плане переустройства крестьянского производства и коллективизации сельского хозяйства. Напротив, он считал, что в СССР пошли недостаточно далеко! У Мао было два главных критических замечания в отношении этого процесса в Советском Союзе. Во-первых, там слишком упирали на важность механизации и технологического развития в качестве условия коллективизации: появление тракторов предшествовало созданию кооперативов. Мао же полагал, что акцент еле-1 дует делать на трансформации производственных отношений: «Сначала нужно изменить отношения производства, а потом, и только потом, смогут широко развиться производительные силы» (Tse-tung, Мао. A Critique of Soviet Economics, New York: Monthly Review Press, 1977, p. 93). Во-вторых, он полагал, что Советская власть недостаточно радикально перестроила собственность. Коллективная или общинная собственность, созданная в СССР, - это только первый шаг на | пути, который должен в конечном итоге привести к общественной собственности на землю и средства производства (см.: Ibid, pp. 68,133).
Часть 2. Множество
27. Китайский кинематограф сегодня дает примеры тоски по крестьянскому миру, однако ностальгию не следует путать с утверждением, будто крестьянский мир и в самом деле был воссоздан. См., например, замечательную интерпретацию Чжан Сюдонгом «Красного гаоляна» Чжана Имоу как крестьянской утопии: Zhang, Xudong. Chinese Modernism in the Era of Reforms, Durham (NC): Duke Univ. Press, 1997, pp. 318-322.
28. Классический пример - сельское хозяйство в Калифорнии. Строительство огромных плотин и систем ирригации стало мощным инструментом перехода от мелких семейных фермерских хозяйств к крупному корпоративному производству. Концентрация собственности сопровождалась внедрением технологических новаций и резким ростом производительности. См.: Pisani, Donald. From the Family Farm to Agribusiness: The Irrigation Crusade in California and the West, 1850-1931, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 1984.
29. См.: Brenner, Robert. 'Agrarian Class Structure and Economic Development in Pre-Industrial Europe" in: Aston,TH. and Philpin,C.H.E. (eds.) The Brenner Debate, Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985, pp. 10-63.
30. О конце крестьянства во Франции см.: Mendras, Henri. Sociutu paysannes: iäiments pour une thuory de la paysannerie, Paris: Armand Colin, 1976. Более обобщенное видение см.: Goodman, David and Redelift, Michael. From Peasant to Proletarian: Capitalist Development and Agrarian Transitions, New York: St. Martin's Press, 1982.
31. По истории землевладения во Вьетнаме см., например: Long, Ngo Vinh. "Communal Property and Peasant Revolutionary Struggles in Vietnam" in: Peasant Studies, 1990, vol. 17, Winter, no 2, pp. 121-140. Аналогичные примеры из истории Африки к югу от Сахары см.: Dike, Enwere. "Changing Land Tenure Systems in Nigeria" in: Peasant Studies, 1989, vol. 17, Fall, no. 1, pp. 43-54; Saul, J.S. and Woods, R. 'African Peasantries" in: Shanin,Theodor (ed.) Peasants and Peasant Societws, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, pp. 80-88.
32. Ведутся активные споры, действительно ли термин «крестьянство» когда-либо точно соответствовал подобным системам малоземельного производства, особенно в Африке (см.: Hay, Margaret Jean.'"Peasants' in Modern East African Studies" in: Peasant Studies, 1979, vol. 8, Winter, no 1, pp. 17-29).
33. Об истории политических конфликтов вокруг земельной реформы в Гватемале см.: Grandin, Greg. The Blood of Guatemala, Durham (NC): Duke Univ. Press, 2000. В более широком плане о сохраняющемся неравенстве во владении землей и провалах земельной ре-
453 Часть 2. Множество
Примечания
формы в Латинской Америке см.: Feder, Ernst. The Rape of the Peasantry: Latin America's Landholding System, New York: Anchor Books, 1971; Thiesenhusen, William. Broken Promises: Agrarian Reform and the Latin American Campesino, Boulder (Co.): Westview, 1995.
34. Полезное описание структуры и действий одной из крупнейших транснациональных корпораций агробизнеса см.: Кпееп, Brewster. Invisible Giant: Cargill and Its Transnational Strategies, London: Pluto Press, 1995.
35. См.: Elson, R.E. The End of the Peasantry in Southeast Asia, New York: St. Martin's Press, 1997; Pereira, Anthony. The End of the Peasants:The Rural Labor Movement in Northeast Brazil, 1961-1988, Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press, 1997.
36. Например, о процессе пролетаризации сельскохозяйственных рабочих в Африке см.: Amin, Samir (ed.) L'agriculture africaine et le capitalisme, Paris: Anthropos, 1975.
37. Культурная функция крестьянского мира вне Европы двойственна точно так же, как нечетко и употребление неевропейскими экономистами термина «крестьянство». В этом мы уже убедились выше. В неевропейской литературе середины и конца XX века можно явственно распознать описание перемен, схожих с тем упадком крестьянского мира, который уже был изображен европейскими писателями. Так, многие африканские романы, например «Распад» Чинуа Ачебе, «Сомнительная афера» Хамиду Кейна и «Сезон переезда на Север» Таиба Салиха прослеживают исторический переход, при котором общественные отношения и формы власти в традиционной сельской структуре подверглись дестабилизации, главным образом вследствие колониального вторжения, но и под влиянием сил эпохи модернити и, в конечном счете, из-за появления капитала. Структура эмоциональных восприятий, которую можно обнаружить в большинстве произведений литературы колониального и постколониального периодов, бесспорно, имеет черты сходства с потерей крестьянского мира в Европе: налицо всеобщее ощущение беспорядочности, дезориентации и тоски. Однако, представляя кризис неевропейских сельских структур в образах упадка крестьянского мира в Европе, мы упускаем из вида его специфику. Дело выглядит так, как будто мы способны понять неевропейские культуры и общества лишь в той мере, в какой они совпадают или не совпадают с прошлым Европы, которое выступает в качестве универсального стандарта.
38. Раймон Уильяме прекрасно показывает в своем панорамном исследовании «Провинция и город», как счастливые прежние вре-
мена сельской Англии оставались в современной английской литературе удивительно живучим мотивом в ходе разворачивания самых разных событий. «Английское отношение к сельской жизни и идее сельской жизни сохранялись с поразительным накалом. Поэтому даже когда общество стало преимущественно городским, его литература... все еще была в основном сельской» (Williams, Raymond. The Country and the City, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 1973, p. 2).
39. О европейском искусстве эпохи модернити см., например: Rubin, William (ed.) "Primitivism" in 20th Century Art, New York: Museum of Modern Art, 1984.0 европейской модернистской литературе см.: Torgovnick, Mariana Gone Primitive: Savage Intellects, Modern Lives, Chicago: Univ. of Chicago Press, 1990; Barkan, Elazar and Bush, Ronald (eds.) Prehistories of the Future:The Primitivist Project and the Culture of Modernism, Stanford (Ca.): Stanford Univ. Press, 1995.
40. В этом параграфе мы воспроизводим периодизацию развития антропологии, предложенную Майклом Кирни (см.: Kearney, Michael. Reconceptualizing the Peasantry: Anthropology in Ghbal Perspective, Boulder (Co.): Westview Press, 1996, pp. 23-41). Крестьянская парадигма возникла в антропологии с началом «холодной войны», причем ее применение антропологами часто соответствовало четкой расстановке геополитических сил. С одной стороны, в соответствии с теориями развития, крестьянин был «неразвитой» фигурой, способной относительно быстро достичь развитого состояния евроа-мериканской нормы. С другой стороны, в соответствии с идеологией китайской революции и различных национально-освободительных движений, понятие «крестьянства» ориентировалось на три континента, пытаясь отразить его как социально-политэкономичес-кое явление, общее для Азии, Латинской Америки и Африки. В этом смысле крестьянин был фигурой антикапиталистической и революционной. Наконец, нужно учесть, что понятие крестьянства во многих антропологических исследованиях трактуется противоречиво. Действительно, Зайдель Сильверман утверждает, что никогда не существовало логичного, в полном смысле культурного определения крестьянства; взамен наиболее ответственные антропологи полагались на экономическое определение (см.: Silverman,Sydel."The Concept of the Peasant and the Concept of Culture" in: Mendur, Joan (ed.) Social Anthropology of Peasantry, Bombay: Somaiya Publications, 1983,
pp. 7-31).
41. Кое-кто даже заявляет, будто с политической точки зрения крестьянство не составляет отдельного класса. Так, Эрик Хобсбаум называет примитивных бунтарей, в том числе взбунтовавшихся
455 Примечания
крестьян, «людьми, которые не дошли до политики, поскольку они еще не нашли или только начинают находить особый язык, чтобы выразить свои жизненные устремления» (см.: Hobsbawm, Eric. Primitive Rebeh, New York, London: WW Norton & Co., 1959, p. 2).
42. «Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь, поскольку тождество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации, - они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени, будь то через посредство парламента или через посредство конвента. Они не могут представлять себя, их должны представлять другие» (Marx, Karl. The Eighteenth Brumaire of LouL· Bonaparte, New York: International Publishers, 1963, p. 124 [на русском языке см.: Маркс, Карл. "18 Брюмера Луи Бонапарта" в: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 18]).
43. См., например: Kautsky, Karl. The Agrarian Question, London: Zwan, 1988. Мнение Маркса по поводу политического проекта в России, основанного на крестьянстве, изложено в его письме к Вере Засулич от 8 марта 1881 г. (см.: Marx, Karl and Engels, Friedrich. Collected Works, New York: International Publishers, 1975, vol. 24, p. 346 [на русском языке см.: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения. 2-е изд., т. 19, ее. 250-251]). Там Маркс объясняет, что в «Капитале» нет универсальной теории исторического развития, и эта книга не приговаривает нас следовать определенным стадиям развития. Он считает, что крестьянская община в России способна непосредственно перейти к коммунизму.
44. «Крестьяне поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате» (Маркс, Карл. "18 Брюмера Луи Бонапарта" в: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 18]). По мнению Маркса, пролетариат не всегда был активным политическим субъектом, но по мере исторического развития обрел активность. Французский пролетариат не мог сыгра