Часть 1. Война. 1. Каждый год публикуются внушительные списки происходя­щих во всем мире вооруженных конфликтов {см

1. Каждый год публикуются внушительные списки происходя­щих во всем мире вооруженных конфликтов {см., например: Smith, Dan. The Penguin Atlas of War and Peace, New York: Penguin, 2003; а так­же «Атлас», ежегодно издающийся редакцией газеты Le monde diplomatique).

2. Джорджио Агамбен отмечает, что термин «мировая граждан­ская война» появился в 1961 г. одновременно в книгах Ханны Арендт «О революции» и Карла Шмитта «Теория партизана» (см.: Agamben, Giorgio. Stato ai eccezione, Turin: Bollati Boringhieri, 2003, p. 11). Впро­чем, по всей видимости, в то время гражданская война была «миро­вой», но еще не «глобальной». В сущности, эти авторы мыслили в категориях гражданской войны между капиталистическим и социа­листическим миром, которая носила форму противостояния Совет­ского Союза сначала со странами Западной Европы (включая фа­шистские государства), а затем и с Соединенными Штатами. Продолжительная борьба против социалистического блока, кото­рую вели фашистские и либеральные капиталистические государ­ства, была позже описана такими историками ревизионистского направления, как Эрнст Нольте и Франсуа Фуре.

3. Hobbes,Thomas. Leviathan, London: Penguin, 1968, p. 186 [на рус­ском языке см.: Гоббс, Томас. Левиафан, Москва: Мысль, 1991].

4. von Grimmeishausen, Johann Jakob Christoffel. Simplicissimus, Sawtry (UK): Dedalus Books, 1999 [на русском языке см.: Гриммельс-гаузен, Ганс. Симплициссимус, Москва: Художественная литература, 1976].

5. Рота, Ниатбп. Letter to a King: A Peruvian Chief's Account of Life Under the Incas and Under Spanish RuL·, New York: Dutton, 1978. См. также: Pratt, Mary Louise. Imperial Eyes, London, New York: Routledge, 1992.

433 Примечания ____________________________________________________________

6. von Clausewitz, Carl. On War, Princeton (NJ), Oxford: Princeton Univ. Press, 1976 [на русском языке см.: Клаузевиц, Карл. О войне, Москва: ACT, 2002]. О Клаузевице см.: Rusconi, Enrico Clausewitz, il prussiano:! La politica délia Guerra nell'equilibrio europeo, Turin: Einaudi, 1999; Terray, Emmanuel. Clausewitz, Paris: Fayard, 1999.

7. При переводе трудов Клаузевица на английский язык пере- | водчики предпочитают использовать слово policy (политическая стра­тегия) вместо politics (политическая деятельность), чтобы попытать­ся отразить этот нюанс. Однако policy, как и politics, может относиться либо к внутренним, либо к межгосударственным делам.

8. Schmitt, Carl. The Concept of the Political, New Brunswick (NJ): Rutgers Univ. Press, 1976.

9. О постоянном состоянии исключения см.:Agamben, Giorgio. Stato di eccezione; Qiao Liang and Wang Xiangsui, Unlimited Warfare, West Palm Beach (Fl.): News-Max, 2002; Joxe, Alain. The Empire of Chaos, New York: Semiotext[e], 2002; Galli, Carla La gnerra globale, Bari: Laterza, 2002.

10. Краткую историю состояния исключения в изложении Джор-джио Агамбена см.: Agamben. Stato di eccezione, pp. 21-32. См. также: Schmitt, Carl. Die Diktatur, Munich: Duncker & Humblot, 1921; Saint-Bonnet, Framois. Eetat d'exception, Paris: PUF, 2001. Клинтон Росситер : дает сравнительный анализ применения сходных конституционных понятий во времена кризиса в древнем Риме и в Германии, Фран­ции, Великобритании и США в XX столетии (Rossiter, Clinton. Constitutional Dictatorship, Princeton (NJ),Oxford: Princeton Univ. Press, 1948).

11. Albright, Madeleine. [Выступление в программе] «Today» [на телеканале] NBC, February 19, 1998.

12. В том, что касается международного права, см.: Hongju Koh, Harold. "Oh American Exceptionalism" in: Stanford Law Review, 2003, vol. 55, May, no. 5, pp. 1479-1527. О внешнеполитических аспектах см.: McEvoy-Levy, Siob6n. American Exceptionalism and US Forägn Policy, New York: Palgrave, 2001. Следует также отметить, что «американс­кая исключительность» зачастую используется, чтобы обозначить по крайней мере еще две характерные черты Соединенных Шта­тов: мультиэтничность и классовость.

13. См.: Scholem, Gershom.'The Idea of the Golem" in: On theKabbalah and Its Symbolüm, New York: Schocken, 1965, pp. 158-204. Моше Идел дополнил и расширил анализ Шолема (см.: Idel, Moshe. Golem: Jewish Magical and Mystical Traditions on the Artificial Anthropoid, Albany (NY): SUNY Press, 1990).

14. Leivick,¥l.TheGoleminThree Great JewuhPbys, New York: Applause ι Books, 1986, pp. 115-254. Немецкий фильм «Голем: как он пришел в

Часть 1. Война

этот мир», снятый режиссером Полом Вегенером в 1920 г., следует той же версии этой легенды. Роман Густава Майринка «Голем», хотя по-своему красивый и таинственный, не следует ни одной из этих легенд и даже не связан тесно с еврейской традицией. О том, как миф о Големе обыгрывается в поп-культуре и искусстве, см.: Bilski, Emily (ed.). Golem! Danger, Deliverance and Art, New York: The Jewish Museum, 1988.

15. См.: Kerrigan, J. Revenge Tragedy: Aeschylus to Armageddon, Oxford: Clarendon Press, 1996.

16. О манипуляциях с сентенцией Клаузевица см.: Foucault, Michel. Il faut ditfendw la sociï&ïi, Paris: Gallimard-Seuil, 1997 (прежде всего - pp. 16 и 41; a также: Deleuze, Gilles and Guattari, Felix. A Thousand Phteaus, Minneapolis (Min.): Univ. of Minnesota Press, 1987, pp. 421-429,467.

17. Foucault, Michel. Il faut dufendre la sociutu, Paris: Gallimard-Seuil, 1997, p. 16. См. также: Pandolfi, Alessandro. "Foucault e la Guerra" in: Filosofia politica, 2002, vol. 16, December, no. 3, pp. 391-410.

18. Сжатое определение биовласти и биополитики см.: Revel, Judith. Le vocabulaire de Foucault, Paris: Ellipses, 2002, pp. 13-15.

19. Карл Шмитт недвусмысленно исключает возможность объе­динения человечества для ведения войны. «Род людской как тако­вой не может развязать войну, потому что у него нет врага, по край­ней мере на нашей планете» (Schmitt, Carl. The Concept of the Political, p. 54) Жак Деррида тоже ставит под вопрос представление, будто «человечество» способно выступить субъектом войны против тер­роризма. «Мое полное сочувствие жертвам 11 сентября не останав­ливает меня от следующего заявления: я не верю в политическую непричастность кого бы то ни было в связи с данным преступлени­ем. И если мое сочувствие всем безвинным жертвам беспредельно, то это значит, что оно не ограничивается теми, кто был убит в Со­единенных Штатах в тот день. Такова моя трактовка того, что не­давно, согласно выдвинутому Белым домом лозунгу, получило наи­менование «справедливости без границ» (grenzlose Gerechtigkeit). Никому не следует прощать политические ошибки или проступки, даже если за них заплачена ужасная, непропорционально высокая цена» (Derrida, Jacques. Fichus, Paris: Galilîfe, 2002, p. 52).

20. Классической ссылкой, отметившей поворот от средневеко­вого восхваления концепции справедливой войны к отказу от нее в эпоху модернити, является книга Гуго Гроция «О праве войны и мира» {см.: Grotius, Hugo. De jure belli ас раси), впервые опубликован­ная в 1625 году. По поводу более свежих вариантов теории спра­ведливой войны при переходе от модернити к постмодернити см.:

435 Примечания

Walzer, Michael. Just and UnjustWars, New York: Basic Books, 1992; Elshtain, Jean Bethke. Just War against Terror, New York: Basic Books, 2003. По контрасту с теориями справедливой войны, следует вспомнить ут­верждение Иммануила Канта, согласно которому «избирательного определения» войны быть не может, а потому нет обоснованной разницы между войнами справедливыми и несправедливыми (см.: Kant, Immanuel. Perpetual Peace, Houndmills, New York: Macmillan, 1917). Кантово признание развили: с точки зрения циников - Карл Шмитт (см.: Schmitt, Carl. Die Wendung zum diskriminierenden Kriegsbegriff, Mbnchen: Duncker & Humblot, 1938); с точки зрения реалистов -, Жюльен Фрейнд (см.: Freund, Julien. Lessence du politique, Paris: Sirey, 1965); а с идеалистической точки зрения - Данило Золо (см.: Zolo, Danilo. Invoking Humanity: War, Law, and Global Order, New York: Continuum, 2002).

21. Главным создателем большей части аргументов о противо­стоянии Запада и Востока и прочих конфигурациях межцивилиза-ционного конфликта является Самюэль Хантингтон (см.: Huntington, Samuel. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York: Simon & Schuster, 1996 [на русском языке см.: Хантингтон, Са­мюэль. Столкновение цивилизаций, Москва: ACT, 2003]).

22. См.: Surin, Kenneth. Theology and the Problem of Evil, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1986.

23. Ноам Хомски настаивает в нескольких своих книгах, что если следовать определению терроризма, из которого исходят Соеди­ненные Штаты, то сегодня самым крупным источником терроризма в мире являются сами США. При этом он указывает на легитимные режимы, свергнутые американцами, и приводит список нарушений прав человека и правил ведения войны, совершенных США (см., напр.: Chomsky, Noam. 9-11, New York: Seven Stories Press, 2001).

24. См.: Wacquant, Loïc. "De l'Etat social a l'Etat penal" in: Actes de la recherche en sience sociales, 1998, September, no. 124; Giorgi, A. de'. Ilgoverno dell'eccedenza: Postfordismo e controllo délia moltitudine, Verona: Ombre Corte, 2002.

25. См.: Hardt, Michael and Negri, Antonio Empire, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 2000 [русское издание: Хардт, Майкл и Негри, Антонио. Империя, Москва: Праксис, 2004].

26. Kelsen, Hans. General Theory of Law and State, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 1945, p. 288.

27. Впрочем, в некоторых случаях такая «временная» приоста­новка демократических процедур де-факто становилась обычной чертой правления. Например, в XX столетии для всех социалисти-

Часть 1. Война

ческих государств - Советского Союза на всем протяжении его су­ществования, революционной Кубы и, возможно в меньшей степе­ни, Китая - был характерен общественный настрой на войну, по­скольку они постоянно подвергались явной или скрытой угрозе нападения извне. В какой-то мере то же самое имело место в Соеди­ненных Штатах во времена «холодной войны».

28. Теоретики антиядерного пацифизма в 1950-е и 1960-е годы, прежде всего - в Западной Германии и США, поднимались на са­мый высокий уровень философской рефлексии, полагая, что ядер­ная война делает историчность сущностью человечества, а техноло­гию - инструментом уничтожения истории. Неслучайно в тот же период Мартин Хайдеггер в своем анализе опасности прекраще­ния всякого существования посредством технологии развил те же положения, которые сначала были сформулированы авторами ан­тиядерного пацифизма. Подчеркивая это, мы не пытаемся изобра­зить Хайдеггера поборником антиядерного движения. Но мы хоте­ли бы поднять размышления антиядерных активистов, таких как Гюнтер Андерс, на высокий философский уровень. См.: Eatherly, Claude. Burning Conscience:The Case of the Hiroshima Pilot, Claude Eathedy, Told in His Letters to Gbnther Anders, New York: Monthly Review, 1961; a также два тома избранных эссе Гюнтера Андерса: Anders, Gbnther. Oie Antiquiertheü des Menschens, Munich: Verlag C.H. Beck, 1980.0 твор­честве Андерса см.: Portinaro, Pier Paolo. Il pnncipio disperazwne: Tre studi su G. Anders, Turin: Bollati Bolringhiere, 2003.

29. Тот факт, что война стала неотличима от полицейской ак­ции, имеет принципиальные последствия и для политики пацифис­тов. Уже довольно давно, по крайней мере - с конца вьетнамской войны, традиционный пацифизм оказался дезориентирован. Веро­ятно, это результат того, что грань между войной и миром стала крайне размытой. Пацифизм начал терять политическую действен­ность, и все крупные кампании против ядерного оружия в Цент­ральной Европе, Средиземноморье, Северной Америке и Восточ­ной Азии пережили своего рода паралич, когда обнаружилось, что акции в стиле «неприкрытого сопротивления» в пацифизме утра­тили силу и более не создают противовеса войне. Уорд Черчилль дает интересный разбор пацифизма (см.: Churchill, Ward. Pacifism as Pathology, Winnipeg (ΑΙ.): Arbeiter Ring Publishing, 1999). К сожале­нию, он трактует политическое действие либо как пацифизм, либо как традиционную вооруженную борьбу, не усматривая альтерна­тивы. В любом случае, мы еще вернемся к политике пацифизма и освободительным движениям несколько позже.

437 Примечания

Часть 1. Война

30. Orwell, George. Nineteen Eighty-Four, New York: Harcourt, Brace and Co., 1949, p. 269 [на русском языке см.: Оруэлл, Джордж, 1984 Москва: Терра, 2000].

31. См.: Butler, Judith. "Guantanamo Limbo" in: The Nation, 2002, April 1, pp. 20-24; и меморандумы «Эмнести интернэшнл» от 15 ап­реля 2002 года и 13 декабря 2002 года в адрес правительства США о нарушениях прав заключенных на американской базе в Гуантанамо.

32. См.: Bush,George W'The National Security Strategy of the United States of America" September 2002, p. 15 (www.whitehouse.gov/nsc/ nss.pdf).

33. Так, Ричард Хаас, возглавляющий отдел политического пла­нирования в государственном департаменте США, поясняет: «Су­веренитет влечет за собой обязательства. Никому не позволено раз­вязывать бойню против собственного народа. Нельзя также ни в какой форме поддерживать терроризм. Если государство не выпол­няет эти обязательства, оно лишается некоторых обычных преиму­ществ суверенитета» (цит. по: Young, Hugo Ά New Imperialism Cooked Up over a Texas Barbecue" in: The Guardian, 2002, April 2).

34. В курсе лекций, которые Мишель Фуко читал в Коллеж де Франс, он очертил такой переход в восприятии и практике власти и войны: от правительства к управляемости в политической науке и от правил войны к регулятивной войне (см.: Foucault, Michel. "Governmentality" in: Burchell, Graham, Gordon, Colin, and Miller, Peter (eds.) The Fouchault Effect, Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1991, pp. 87-104; Foucault, Michel. Il faut ditfendre h sociüu. Paris: Gallimard-Seuil, 1997).

35. О понятии конституирующей власти см.: Hardt, Michael and Negri, Antonio Labor of Dionysus, Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1999.

36. Точку зрения реалистов на распространение мощи США и поддержание мирового порядка см.: Mearsheimer.John. TheTragedy of Great Power Politics, New York, London: WW Norton & Co., 2001.

37. Джорджио Агамбен ясно показывает связь ме)кду состояни­ем исключения и монополией государства на насилие в книге «Со­стояние исключения». Исходя из ряда правовых теорий и трудов историков права, он демонстрирует, что «состояние исключения» или «право исключения» определяют саму власть как «монополию на насилие». Ведь они находятся на «водоразделе между публич­ным правом и политическим фактом», служащем опорой государ­ству. Как станет понятно ниже, мы не можем полностью согласить­ся с утверждением Агамбена. Состояние исключения (или право на исключение) относятся только к действиям тех, у кого есть власть,

но не к тем, кто стремится ее получить, жаждет ее или хочет разру­шить и опрокинуть ее. «Конституирующая власть» относится лишь к этой второй категории. Ее не стоит путать с действиями тех, за кем институционально закреплены право на исключительность, на отмену законов и на диктаторские полномочия.

38. См. Weber, Max. Politics as a Vocation, Minneapolis: Fortress Press, 1965; Lenin, VI. State and Revolution, New York: International Publishers, 1988 [на русском языке см.: Ленин, В.И. «Государство и револю­ция» в: Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 33].

39. Ричард Фальк критикует режимы нераспространения, по­скольку они блокируют возможности ядерного разоружения веду­щих держав и снижают легитимность мирового порядка с точки зрения подчиненных государств (см.: Falk, Richard. "Illegitimacy of the Non-Proliferation Regime" in: Predatory Ghfalization, Cambridge: Polity, 1999, pp. 83-91).

40. Лишение легитимности монополии на применение насилия извне, исходя из соблюдения прав человека, согласуется с другими явлениями, которые обессиливают ее изнутри, такими как кризис демократического представительства, распространение коррупции, дестабилизация законодательной и судебной ветвей государствен­ной власти. Пересечение различных факторов делегитимации - это новый феномен, который служит одним из элементов, направляющих видоизменение национальных государств в условиях глобализации.

41. О «доктрине Аннана» см.: Stacy, Helen."Relational Sovereignty" in: Stanford Law Review, 2003, vol. 55, May, no 5, pp. 2029-2059. Поли­тическая философия ООН существенно сместилась в сторону нравственного обоснования насилия в политике (см.: Clark, Grenvill and Sohn, Louis. World Peace through World Law, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 1958).

42. Churchill, Winston. 'Ά Disarmament Fable" 1928, October 24, in: Churchill, Winston. Complete Speeches 1897-1963, New York: Chelsea House Publishers, 1974, vol. 5, pp. 4520-4521.

43. Ричард Фальк - один из самых авторитетных защитников меж­дународного права как основы легитимного насилия. О палестино-израильском конфликте см.: Falk, Richard. "Ending the Dance" in: The Nation, 2002, April 29; а о военном ответе США на атаки 11 сентяб-Ря - Falk, Richard. "Defining a Just War" in: The Nation, 2001, October 29.

44. Cm. Mattei, Ugo. Ά Theory of Imperial Law: A Study of U.S. Hegemony and the Latin Resistance" in: Indiana Journal of Global Legal Studies, 2003, vol. 10, Winter, no. 1, pp. 383-148.

45. См. СийИаг, Mariano-Florentino. "The International Criminal

439 Примечания

Court and the Political Economy of Antitreaty Discourse" in: Stanford Law Review, 2003, vol. 55, May, no. 5, pp. 1597-1632.

46. Обоснование войны на упреждение см.: Bush, George W "The National Security Strategy of the United States of America',' 2002, September.

47. Поэтому не будет ничего удивительного, если в будущем мы увидим сращивание под рубрикой «безопасности» войны против абстрактных врагов с насильственными кампаниями против мощи и сотрудничества новых видов труда (см.: Marazzi, Christian. Capitale е linguaggio: Oalla New Economy all'economia di guerra, Roma: Derive/ Approdi, 2002).

48. См.: Mamdani, Mahmood. When Victims Become Killers: Colonialism, Nativism, and the Genocide in Rwanda, Princeton (NJ), Oxford: Princeton Univ. Press, 2001.

49. Grozier, Michel, Huntington, Samuel, and Watanukijoji. The Crisis of Democracy, New York: New York Univ. Press, 1975.

50. См.: Huntington, Samuel. "The Clash of Civilizations?" in: Foreign Affairs, 1993, Summer, no. 3 [на русском языке см.: Хантингтон, Самю­эль. «Столкновение цивилизаций?» в: ПОЛИС. Политические иссле­дования, 1994, № 1, ее. 33-48], а также последующую книгу: The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York: Simon & Schuster, 1996 [на русском языке см.: Хантингтон, Самюэль. Столкновение ци­вилизаций, Москва: ACT, 2003].

51. Как признает симпатизирующий Хантингтону Ван Гунгву, его утверждение «не только относится к будущему, но и фактически способно придать ему конкретную форму» (см.: Gungwu, Wang. 'Ά Machiavelli for Our Times" in: The National Interest, 1991, vol. 46, Winter). Отметим, что в первоначальном эссе Хантингтон уверяет, будто его аргументация не подразумевает «одобрения межцивилизационных конфликтов. Речь идет лишь об описании гипотезы о том, на что может быть похоже будущее». Однако в завершающей части своего эссе Хантингтон излагает несколько стратегических предписаний об объединении с союзными цивилизациями, отделении враждеб­ных цивилизаций и так далее (см.: Huntington, Samuel. "The Clash of Civilizations?" in: Foreign Affairs, 1993, Summer, na 3 [на русском языке см.: Хантингтон, Самюэль. «Столкновение цивилизаций?» в: ПОЛИС. Политические исследования, 1994, № 1, ее. 33-^18]).

52. Белый дом со всей определенностью заявляет: «Война с тер­роризмом - это не столкновение цивилизаций» (см.: "The National Security Strategy of the United States of America'.'September 2002, p. 34).

53. Данная периодизация взята из: Subcomandante Marcos.

Часть 1. Войш

"The Fourth World War Has Begun" in: Nepanth, 2001, vol. 2, Fall, no. 3, pp. 559-573 (первоначально опубликовано в: he monde diplomatique, 1997, August).

54. Два крупных исследователя относят фундаментальную транс­формацию мировой экономики к началу 1970-х годов (см.: Arrighi, Giovanni. The Long Twentieth Century, London, New York: Verso, 1994; Brenner, Robert. The Boom and the Bubble,London,Nev/ York: Verso, 2002).

55. Например, Омер Бартов провел анализ «индустрии убийства», которая, как он считает, впервые получила развитие во время Пер­вой мировой войны и была усовершенствована в ходе Холокоста. Под «индустрией убийства» он подразумевает не только то, что в военных действиях применяются промышленные технологии, но и то, что в отношении массового уничтожения людей все больше рас­пространение получает идеология прогресса и усовершенствова­ния, типичная для индустриального развития. См.: Bartov, Orner. Murder in Our Midst: The Holocaust, Industrial Killing, and Representation, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 1996.

56. Murawiec, Laurent. "La rîipublique conservatrice de George Bush" in: Le Monde, 2001, June 11.

57. Новаторский анализ, существенно изменивший прежние представления о военно-промышленном комплексе, см.: Derian, James. Virtuous War: Mapping the Military-Industrial-Media-Entertainment Network, Boulder (Co.): Westview Press, 2001.

58. Существует обширная и во многом повторяющаяся литера­тура о понятии революции в военном деле и оборонной трансфор­мации. Ее краткий обзор, предназначенный для удовлетворения запросов американской администрации после 11 сентября, см.: Rumsfeld, Donald. "Transforming the Military" in: Fbrdgn Affairs, 2002, vol. 81, May-June, na 3, pp. 20-32. Более пространные дискуссии см.: Gongora, Thierry and Rickhoff, Harold von (eds.) Toward a Revolution in Military Affairs?, Westport (Ct.): Greenwood, 2000; Murawiec, Laurent. La guerre аи ХХГ"" siucle, Paris: Odile Jacob, 2000; MacGregor, Douglas. Breakingthe Phahnx:A New Design for Landpower in the 2P' Century, Westport (Ct.), London: Praeger, 1997; Friedman, George and Friedman, Meredith. The Future of War: Power, Technology, and American World Dominance in the 21" Century, New York: Crown, 1996; Ullman, Harlan and Wade, James (Jr.) Rapid Dominance-a Force for All Seasons, London: Royal United Services Institute for Defence Studies, 1998. Более критичный взгляд изложен в: Joxe, Alain. Empire of Disorder, New York: Semiotext(e), 2002 (прежде всего - pp. 118-126); а по поводу связи между войной и всемирными полицейскими акциями см.: Lagq, Alessandro Dal. Poliziaglobah: Guerra

441 Примечания

е conflitti dopo I'll settembre, Verona: Ombre Corte, 2003. Отличный ис­точник онлайновых адресов статей по поводу дискуссии вокруг РВД - сайт: http://www.comw.org/rma/index.html.

59. Пример технологической модели нового вида военных дей­ствий см.: Bacevic, Andrew and Cohen, Eliot (eds.) War over Kosovo, New York: Columbia Univ. Press, 2001.

60. См.: Corey, Robin. "Remembrance of Empires Past: 9/11 and the End of the Cold War" in: Schreckér, Ellen (ed.) Cold War ТпитрШит, New York: The New Press, 2004.

61. См.: Remarque, Erich Maria All Quite on the Western Front, Boston: Little & Brown, 1929 [на русском языке см.: Ремарк, Э.-М. На запад­ном фронте без перемен, Москва: ACT, 2003]; Jbnger, Ernst. Storm of Steel, Garden City (NY): Doubleday, 1929; Cfline, Louis-Ferdinand. Journey to the End of the Night, Boston, New York: Little, Brown, 1934.

62. На тесную связь между промышленностью и войной намека­ет, к примеру, то, что на ранней стадии рузвельтовского «нового курса» два генерала, служившие в Палате военной промышленнос­ти во время Первой мировой войны, отвечали за ключевые про­граммы по оздоровлению: Хью Джонсон - в администрации нацио­нального хозяйственного оздоровления, а Джордж Пик - в администрации по сельскохозяйственному регулированию.

63. Пример технологических мечтаний о беспилотных самоле­тах и о войне, которая ведется без солдат, представляет собой ста­тья: Brzezinski, Matthew. "The Unmanned Army" in: New York Times Magazine, 2003, April 20, pp. 38-41, 80-81.

64. См., например: O'Hanlon, Michael. 'Ά Flawed Masterpiece" in: Foreign Affairs, 2002, vol. 81, May-June, no. 3, pp. 47-63.

65. См.: Wayne, Leslie. 'America's For-Profit Secret Army" in: New York Тот«, 2002, October 13.

66. Genet, Jean. "Four Hours in Shatila" in: Journal of Palestine Studies, 1983, vol. 22, Spring, na 3.

67. См.: Davis, James. Fortune's Warriors: Private Armies and the New World Order, Vancouver: Douglas & Mclntyre, 2000.

68. См.: Machiavelli, NîccoIt. The Prince, New York: St. Martin's Press, 1964 [на русском языке см.: Макиавелли, Никколо. «Государь» в: Ма­киавелли, Никколо. Избранные сочинения, Москва: Художественная ; литература, 1982]. Макиавелли осуждает наемничество в двенадца­той главе книги.

69. Kantorowicz, Ernst. uPro Patria Mori in Medieval Political Thought" in: American Historical Review, 1951, vol. 56, April, na 3, pp. 472^192. Отличное изложение республиканского идеала правления и патри-

Часть 1. Война

отичной жизни см.: Skinner, Quentin. Lartiste en Philisophe politique: Ambrogio Lorenzetti et le Bon Gouvernement, Paris: Raison d'agir, 2002.

70. Machiavelli, Niccobr. The Prince, p. 223 [на русском языке см.: Макиавелли, Никколо. «Государь» в: Макиавелли, Никколо. Избран-пьге сочинения, Москва: Художественная литература, 1982]. Наибо­лее гуманистическое из известных нам выступлений в защиту де­мократии «по Макиавелли» можно найти у Мориса Мерло-Понти (см.: Merleau-Ponty, Maurice.'A Note on Machiavellian"in: Merleau-Ponty, Maurice. Signs, Evaston (П.): Northwestern Univ. Press, 1964, pp. 211-223).

71. Термин «асимметрия» широко используется военными ана­литиками США с конца 1990-х годов. Отличный критический ана­лиз данного понятия и случаев его применения см.: BMar, Saïda (ed.) "Vers une 'grand transformation' stratiigique amftricaine?" in Cahier d'Etudes Stratitgiques, 2001, t. 31, na 4. Точку зрения, оправдывающую применение Соединенными Штатами асимметричных действий в ответ на необычную тактику врага, см.: Barnett, Roger. Asymmetrical Warfare.-Today's Challenge to U.S. Military Power, Washington (DC): Brassey's, 2003. Исследование асимметричных боевых действий с точки зре­ние американских военных см.: Steele, Robert David. "The Asymmetric Threat: Listening to the Debate" in: Joint Forces Quarterly, 1998-1999, vol. 20, Autumn-Winter, pp. 78-84; Grange, David.'Symmetric Warfare: Old Method, New Concern" in: National Strategy Forum Review, 2000, Winter; Metz, Steven and Johnson, Douglas II. Asymmetry and U.S. Military Strategy: Definition, Background, and Strategic Concepts, U.S. Army War College Strategic Institute, 2001, January.

72. Апокалиптические картины тотального контроля проходят через большую часть критических теорий эпох модернити и пост-модернити. Некоторые убедительные примеры см.: Horkheimer, Max and Adorno, Theodor. The Dialectic of Enlightenment, New York: Continuum, 1972 [на русском языке см.: Хоркхаймер, M., Адорно, Т. Диалектика просвещения. Москва-СПб: Медиум, Ювента, 1997]; Debord, Guy. The Society of the Spectacle, New York: Zone, 1994; Virilio, Paul. Desert Screen: War at the Speed of Light, New York: Continuum, 2002.

73. См.: Arquillajohn and Ronfeldt, David (eds.) Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2001.

74. Прекрасное изложение американской контрповстанческой стратегии, которое строится вокруг бихевиористской парадигмы, действующей в таких «мозговых центрах», как «РЭНД корпорэйшн», см.: Robin, Ron. The Makingofthe ColdWar Enemy, Princeton (NJ),Oxford: Princeton Univ. Press, 2001. Большая часть этой книги посвящена

443 Примечания

Часть I. Война

войне в Корее, но в ней есть и восхитительная глава об изменении стратегии борьбы с мятежами во время войны во Вьетнаме: от по­пыток перестроить психологию врага в «конструктивном» духе -завоевания сердец и умов - к усилиям, нацеленным на то, чтобы всего лишь принудительно скорректировать поведение врага.

75. Аркилла и Ронфельдт рассматривают возможность примене­ния принципа «пчелиного роя» в качестве основы военной страте­гии (см.: Arquilla, John and Ronfeldt, David. Swarming and the Future of Conflict, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2000).

76. Значительная часть американских работ, посвященных од­носторонности, проникнута тем же лицемерным пафосом, который прежде несло в себе предложенное Редьярдом Киплингом понятие «бремени белого человека». Стенания по поводу одиночества Со­единенных Штатов и их нежелания осуществлять односторонние действия см.: Huntington, Samuel. "The Lonely Superpower" in: Foreign Affairs, 1999, vol. 78, March-April, no. 2, pp. 35-49; Haass, Richard. The Reluctant Sheriff: The United States After the Cold War, New York: Council on Foreign Relations, 1997.

77. Нужно заметить, что в области международного права гума­нитарные права обрели фундаментальное - европейский философ-правовед прошлого века сказал бы «догматическое» - значение (см., например: Falk, Richard. "The Quest for Human Rights in an Era of Globalization" in: Schlechter, Michael (ed.) Future Multilateralism, New York: St. Martin's Press, 1999).

78. Если верить Саскии Сассен, сейчас многие аспекты принятия решений в экономике подверглись «денационализации»; в частно­сти, министры хозяйственного блока правительств и главы цент­ральных банков ныне все чаще действуют в интересах как нацио­нального, так и всемирного капитала (см.: Sassen, Saskia "The State and Globalization" in: Hall, Rodney and Biersteker, Thomas (eds.) The Emergence of Private Authority in Global Governance, Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2002, pp. 91-112).

79. Об экономической цене глобальных войн см.: Marazzi, Christian. Capitale e linguaggio: Dalla New Economy alVeconomia di guerra. Анализ серьезных затруднений, которые ждут американский про­ект одностороннего контроля над миром, см.: Todd, Emanuel. Aprus l'Empire, Paris: Gallimard, 2002. Аргументация Тодда чрезмерно по­лемически заострена и в ряде случаев преувеличена (например, он утверждает, будто роль США уже резко упала - по аналогии со слу­чившимся ранее упадком влияния СССР). В то же время он дает

четкую картину препятствий, мешающих реализации американс­кой политики односторонних действий.

80. См., например: Porchnev, Boris. L·s souluvments populaires en France de 1623 a 1648, Paris: S.E.VP.E.N., 1963; Guha, Ranajit. Elementary Aspects of Peasant Insurgency in Colonial India, Delhi: Oxford Univ. Press, 1983.

81. См.: Engels, Friedrich. Engels as Military Critic, Manchester: Manchester Univ. Press, 1959. Относительно положения марксистов в целом в рамках Второго и Третьего интернационалов и о воору­женном восстании как «наивысшей форме политической борьбы пролетариата» см.: Neuberg, A. Armed Insurrection, New York: St. Martin's Press, 1970. Эта замечательная книга, первоначально опубликован­ная в Германии в 1928 г., дает редкую возможность увидеть изнут­ри военную стратегию коммунистов начала XX века. Книга была подготовлена по инициативе Красной Армии в сотрудничестве с Бюро агитации и пропаганды Коминтерна. Имя автора - А. Ней-берг - абсолютно вымышленное. Книга написана группой товари­щей во главе с «Геркулесом» (партийная кличка Пальмиро Тольят­ти). Их список напоминает справочник деятелей международного коммунистического движения того времени, включая Манфреда Штерна (под именем «Эмилио Клебера» он позже будет руково­дить международными бригадами в ходе гражданской войны в Ис­пании), Михаила Тухачевского (командарма Красной армии), Васи­лия Блюхера (военного советника Гоминьдана, зашифрованного как «Гален») и молодого Хо Ши Мина.

82. Babel, Isaak. Red Cavalry, London: Alfred A. Knopf, 1923, pp. 81-84 [на русском языке см.: Бабель, Исаак. Конармия, Москва: Дрофа-Плюс, 2005].

83. См.: Yong, Benjamin. From Revolution to Politics: Chinese Communists on the Long March, Boulder (Co.): Westview, 1990.

84. Schmitt, Carl. Theorie des Partisanen, Berlin: Duncker and Humblot, 1963. Как мы уже подчеркивали, переход от темы «врага» к теме «партизана» в работе Шмитта - шаг вполне реакционный. Это тем более относится к публикациям Эрнста Юнгера, в которых индиви­дуалистическая характеристика восстания прослеживается еще силь­нее (см.: Jbnger, Ernst. Der Waldgang, Frankfurt: Klostermann, 1951). Таковы примеры буржуазного искажения восстаний против капи­тализма, которое стало модным на излете эпохи модернити.

85. Отметим прекрасное исследование антифашистского сопро­тивления в Италии, проведенное Клаудио Павоне (см.: Pavone, Claudia Una guerna civile: saggio storico sulla moralita nella resütenza, Turin: Bollati Boringhieri, 1991). Хотя эта монография сосредоточена вок-

445 Примечания

руг итальянской специфики, там разработаны разные понятия граж­данской войны (национальной, на классовой основе, патриотичес­кой, антифашистской и так далее), а разнообразные социальные субъекты организованы таким образом, что это выводит читателя на более широкую проблематику.

86. В качестве примера можно привести историю южных Бал­кан в XX столетии. В 1940-х годах войны антифашистского сопро­тивления переплелись с гражданскими войнами между коммунис­тами и «этническими» националистами. Эти гражданские войны возникали из-за противоречий между городом и деревней и между общественными классами. Когда в 1990-е годы вновь разразились националистические войны, те же противоречия и классовые раз­ногласия взыграли снова, но зачастую как бы в перевернутом виде. Теперь во многих случаях бедняки выступили на борьбу с социали­стической бюрократией.

87. О диктатуре партии над народным или пролетарским вос­станием см.: Neuberg, A. Armed Insurrection, New York: St. Martin's Press,

1970.

88. См.: Enzensberger, Hans Magnus. Der kurze Sommer der Anarchie: Buenaventura Durrutis Leben und Tod, Frankfurt: Surkamp, 1972. Высо­кая оценка деятельности Б. Дурутти содержалась в книге коррес­пондента «Правды» того времени Михаила Кольцова (см.: Koltsov, Mikhail. Diario de la Guerra de Espaça, Paris: Ediciones Ruedo Ibürico, 1963 [на русском языке см.: Кольцов, Михаил. Испанские дневники, Москва: Советский писатель, 1957]).

89. Таков главный аргумент книги Режи Дебре (см.: Debray, Rugis. Revolution in the Revolution?, New York: Monthly Review Press, 1967). См. также: Che Guevara, Ernesta GuerilL· Warfare, New York: Vintage

Books, 1961.

90. О женщинах из сандинистского Фронта национального ос­вобождения Никарагуа см.: Collinson, Helen (ed.) Women and.Revolution in Nicaragua, London, New York: Zed Books, 1990 (прежде всего -pp. 154—155). О женщинах из «Сендеро луминосо» в Перу см.: Castro, Daniel. "The Iron Legions» in Castro, Daniel (ed.) Revolutions and Revolutionaries: Guerilla Movements in Latin America, Wilmington (De.): Scholarly Resources, 1999, pp. 191-199.

91. «Однако в ретроспективе становится совершенно ясно, что когда робеда движения стала возможной, нас, женщин, которые активйо участвовали в борьбе, начали вытеснять, мы стали терять власть, лишаться важных позиций. Только что мы были на линии фронта - и вот нас уже не видно» (Belli, Gioconda "We Were the Knights

Часть l. Война

of the Round Table" in: Randall, Margaret. Sandino's Daughters Revisited, New Brunswick (NJ): Rutgers Univ. Press, 1994, pp. 168-190).

92. См., например, прекрасную работу по тому, как проходила «культурная революция» в Шанхае: Perry, Elizabeth and Xun, Li. Proletarian Power: Shanghai in the Cultural Revolution, Boulder (Co.): Westview, 1997.

93. Обзор примеров влияния китайской модели на революцион­ные организации в Италии в 1960-е и 1970-е годы см.: Niccolai, Roberto Quando la Cina era vicina: La revolutione culturale e la sinistra extraparlamentare italiana negli anni '60 e '70, Pisa: Franco Serantini, 1998.

94. Arendt, Hannah. On Revolution, New York, London: Viking, 1963.

95. Хороший пример вычленения общественных и политичес­ких элементов национально-освободительной борьбы см.: Fanon, Franz. The Wretched of the Earth, New York: Grove, 1963.

96. Молодой Маркс выступал с критикой априорной идеи связи насилия капитала с государственным насилием (см., например: Marx, Karl. "Economic and Philosophical Manuscripts of 1844" in: Marx, Karl. Early Writings, New York: Vintage Books, 1974 [на русском языке см.: Маркс, Карл. «Экономико-философские рукописи 1844 года» в: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 42, ее. 41-174]).

97. Краткий обзор перехода к городской герилье по всему миру в данный период см.: Beckett, Ian. Modern Insurgencies, London, New York: Routledge, 2001, pp. 151-182.

98. Описание и анализ итальянской Автономии 1970-х годов см.: Wright, Steve. Storming Heaven: Class Composition and Struggle in Italian Autonomst Marxism, London: Pluto Press, 2002; Lotringer, Sylvere and Marazzi, Christian (eds.) "Italy: Autonomia" in: Semiotext(e), 1980, vol. 3, no. 3. См. также пространные интервью со многими ее привержен­цами: Borio, Guido, Pozzi, Francesca, and Roggero, Gigi (eds.) Future anteriore, Rome: Derive/Approdi, 2002.

99. См.: Dyer-Witherford, Nick. Cyber-Marx, Urbana: Univ. of Illinois Press, 1999.

100.0 первой интифаде см.: Hunter, Robert. The Palestinian Uprising: A War by Other Means, London: I.B.Tauris, 1991.0 второй интифаде см.: Carey, Roane (ed.) The New Intifada, London, New York: Verso, 2001.

101. См. замечательную работу Баруха Хирсона о восстании в Со-уэто: Hirson, Baruch. Year of Fire, Year of Ash, London: Zed Books, 1979.

102. Хирсон в своей книге проясняет порой непростые отноше­ния между бунтами и АНК в 1970-е годы. Дейл Маккинли в своей работе тоже вскрывает сопровождавшее их напряжение, но, к со­жалению, его анализ затуманен нелепо старомодной марксистско-

447 Примечания

ленинской идеологией и критикой реформистской, мелкобуржуаз­ной природы АНК (см.: McKinley, Dale. The ANK and the Liberation Struggle, London: Pluto Press, 1997).

103. Линн Стивен объясняет, как у сапатистов сплетаются мест­ная мифология индейцев племени цельтали и такие национальные кумиры, как Сапата (см.: Stephen, Lynn. Zapata Lives! Histories and Cultural Politics in Southern Mexico, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 2002, p. 158-175).

104. По поводу сетевой природы организации сапатистов см.: Burbach, Roger. Globalization and Postmodern Politics, London: Pluto Press, 2001, pp. 116-128; Jeffries, Fiona "Zapatismo and Intergalactic Age" in: Clever, Harry. "The Zapatistas and the Electronic Fabric of Struggle" in: Burbach, Roger. Globalization and Postmodern Politics, London: Pluto Press, 2001, pp. 129-144; Cleaver, Harry. "The Zapatistas and the Electronic Fabric of Struggle" in: Holloway, John and Pal6ez, Eloma (eds.) Zapatista! London: Pluto Press, 1998, pp. 81-103.

105. Стиль писаний субкоманданте Маркоса - одновременно иг­ривый и воинственный - представляет собой наилучший пример того, как сапатисты обращают иронию в политическую стратегию (см.: Subcomandante Marcos. Our World Is Our Weapon, New York: Seven Stories, 2001).

106. См.: Hallowey,John. Change theWorldWithoutTakingPower, London: Pluto, 2002.

107. По поводу политики идентичности см.: Young, Iris Marion. Justice and the Politics of Difference, Princeton (NJ), Oxford: Princeton Univ. Press, 1990 (прежде всего - pp. 156-191).

108. О возрождении анархистских групп см.: Graeber, David. "For a New Anarchism" in: New Left Review, 21"1 ser, 2002, January-February, no. 13, pp. 61-73.

109. Сюда следует добавить также различные способы электрон­ного сопротивления и хакерские движения, стремящиеся обернуть в общее грандиозные ресурсы, контролируемые в электронных се­тях, и помешать новым, изощренным видам контроля с использова­нием кибернетики. Эти движения тоже исходят из порыва к свобо­де, а также из осознания огромного богатства новых мощных форм сотрудничества и коммуникации, которые возможны благодаря се^ тям. Мы еще вернемся к обсуждению электронных движений, ког­да во второй главе этой части книги будем рассматривать пробле­мы неовеществленной собственности.

110. См., например: Arquilla, John and Ronfeldt, David (eds.) Networks

Часть 1. Война

and. Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2001.

111. См.: Clastres, Pierre. Society against the State: Essays in Political Anthropology, New York: Zone, 1987 (прежде всего - глава 11).

112. См.: Arquilla, John and Ronfeldt, David. Swarming and the Future of Conflict, Santa Monica (Ca): Rand Corporation, 2000.

113. См., например: Kennedy, James and Eberhart, Rüssel with Yuhai Shi. Swarm Intelligence, San Francisco: Morgan Kaufman Publishers, 2001.

114. См.: Kennedy, James and Eberhart, Rüssel with Yuhai Shi. Swarm Intelligence, San Francisco: Morgan Kaufman Publishers, 2001, pp. 103-104. Более живописное изображение коммуникации насекомых см.: Frisch, Karl von. The Dancing Bees, London: Methuen, 1954.

115. Zola, Emile. La Debacle, Paris: Charpentier, 1899, p. 210 [на рус­ском языке см.: Золя, Эмиль. Разгром, в: Золя, Эмиль. Собрание сочи­нений, т. 15, Москва: Правда, 1957].

116. См.: Ross, Kristin. The Emergence of Social Space: Rimbaud and the Paris Commune, Minneapolis (Min.), London: Univ. of Minnesota Press, 1988, p. 105. Росс отлично раскрывает ключевую роль образа роя в поэзии Рембо.

Часть 2. Множество

1. О разнице между множеством и народом см.: Virno, Paolo. Grammatica della moüitudine, Catanzaro: Rubbettino, 2001, pp. 5-7; Bascetta, Marco "Moltitudine, popolo, massa" in: Contmimpero, Roma: Manifestolibri, 2002, pp. 67-80.

2. Классическая формула освобождения, основанная на «взаимо­зависимости взаимных (не главенствующих) различий», представ­лена в: Lorde, Audre. "The Master's Tools Will Never Dismantle the Master's House" in: Sister Outsider, Trumansburg (NY): Crossing Press, 1984, pp. 110-113.

3. Дискуссия между Славоем Жижеком и Эрнесто Лакло пока­зывает, что обсуждение проблемы класса с точки зрения выбора между унитарно-марксистским и либерально-множественным по­нятиями заводит в тупик (см.: Butlerjudith, Laclau, Ernesto, and · i*ek, Slavoj. Contingency, Hegemony, Universality, London: Verso, 2000).

4. Образчик старого спора между марксистами о соотношении экономики и политики см.: Luk6cs, Georg. History and Class Consciousness, Cambridge (Ma), London: The MIT Press, 1971 (в том, что касается

449 Примечания

Часть 2. Множество

политики); Bukharin, Nikolai. The ABC of Communism, Ann Arbor (Mi.): Univ. of Michigan Press, 1988 (в том, что касается экономики).

5. См.: Negri, Antonio. "Leopardi europeo" in: Lenta ginestra, Milano: Eterotopie, 2001, pp. 9-16 (английский перевод этого эссе см.: Negri, Antonio "The European Leopardi" in: Genre, 2000, vol. 33, Spring, no. 1, pp. 13-26).

6. Две сверхдержавы XX века - Соединенные Штаты и Советс­кий Союз - использовали индустриализацию как стратегию дости­жения экономического доминирования. Антонио Грамши еще в начале столетия ясно понял необходимость индустриализации ради решения этой задачи (см.: Gramsci, Antonio 'Americanism and Fordism" in: Gramsci, Antonio. Selections from Prison Notebooh, New York: International Publishers, 1971, pp. 277-318).

7. Мы описывали неовеществленный труд и его гегемонию над другими видами труда в своей книге «Империя» (см.: Hardt, Michael and Negri, Antonio Empire, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 2000, pp. 280-300 [на русском языке см.: Хардт, Майкл и Не-гри, Антонио. Империя, Москва: Праксис, 2004, ее. 263-284]).

8. О лингвистической природе нынешних форм труда см.: Virno, Paolo "Virtuosity and Revolution" in: Virno, Paolo and Hardt, Michael (eds.) Radical Thought in Italy, Minneapolis (Min.), London: Univ. of Minnesota Press, 1996, pp. 189-210. О «когнитивном труде» см.: Vercellone, Carlo (ed.) Sommes-nous sortis du capitalisme industriel? Paris: La Dispute, 2003.

9. Наше понимание эмоционального восприятия (аффекта) вос­ходит прежде всего к Спинозе (см.: Spinoza, Baruch. Ethics, Part III [на русском языке см.: Спиноза, Б. Этика, Москва: ACT, 2001]). Не­сколько иное, но совместимое с нашим представление об этом см.: Damasiq, Antonio Looking for Spinoza, New York: Harcourt, 2003; Massumi, Brian. Parabks of the Virtual, Durham (NC), London: Duke Univ. Press, 2002.

10. О растущем внимании нанимателей к трудовому настрою и социальным качествам работников см.: Henwood, Doug. After the New Economy, New York, London: The New Press, 2003, pp. 76-79.

11. См. классическое эссе на эту тему: Simmel, Georg. "The Metropolis and Mental Life" in: The Sociology of Georg Simmel, New York: The Free Press, 1950, pp. 409-424. Для общего знакомства с идеями Зиммеля о деньгах см.: Simmel, Georg. The Philosophy of Money, London, New York: Routledge, 1990, pp. 1-49 (включая полезное введение Дэвида Фрисби к этой книге).

12. См., например: Smith, Dorothy. The Everyday World as Problematic: a Feminist Sociology, Boston: Northeast Univ. Press, 1987; Ruddick, Sara

Maternal Thinking, Boston: Beacon Press, 1989. О заботе как женской этике см.: Tronto, Joan. Moral Boundaries, London, New York: Routledge, 1993; Kittay, Eva Love's Labor, London, New York: Routledge, 1999.

13. См.: Kergoat, Danirfe. «Linfirmira-e coordonne" in: Futur antùrieur, 1991, Summer, no. 6, pp. 71-85; Kergoat, Danirie, Imbert, Fraraois, Le Doarü, Hfflme, and Senotier, Daniide. Les inferminres et leur coordination, 1988-1989, Paris: Lamarre, 1992.

14. О «заботливых секретаршах» см.: Pierce, Jennifer. Gender TriaL·: Emotional Lives in Contemporary Law Firms, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 1995, pp. 83-102. Об отчуждении аффективного труда см.: Hochschild, Arlie Rüssel. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 1983, pp. 204—241. Хохсчайлд приводит статистику тендерного расклада по рабочим местам, на которых требуется приложение эмоций.

15. Таков главный аргумент Дуга Хенвуда (см.: Henwood, Doug. After the New Economy, New York, London: The New Press, 2003).

16. Обзор постфордизма и гибкой специализации см.: Amin, Ash (ed.) Post-Fordum: A Reader, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1994.

17. См.: Вуй, Pascal and Fonte, Maria "Is the Technical Model of Agriculture Changing Radically?" in: McMichael, Philip (ed.) The Global Restructuring of Agro-Food Systems, Ithaca (NY), London: Cornell Univ. Press, 1994, pp. 241-257.

18. См.: Flitner, Michael. "Biodiversity: of Local Commons and Global Commodities" in: Goldman, Michael (ed.) Privatizing Nature: Political Struggles for the Gbbal Commons, London: Pluto Press, 1998, pp. 144—166.

19. Прогноз Бюро труда США по наиболее быстрорастущим сек­торам занятости на 2000-2010 гг. см.: www.bls.gov/news.release/ ecopratoc.htm.

20. См., например, критику Тимоти Митчеллом исследований «традиционалистов», представляющих египетское крестьянство как нечто вечное и неизменное: Mitchell, Timothy. "The Invention and Reinvention of the Peasant" in: Rule of Experts: Egypt, Techno-Politics, Modernity, Berkeley (Ca): Univ. of California Press, 2002, pp. 123-152.

21. Классические определения крестьянства см.: Wolf, Eric. Pathways to Power, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 2000, pp. 195-196; Shanin,Theodor. "Introduction: Peasantry as a Concept" in: Shanin, Theodor (ed.) Peasants and Peasant Societies, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, 1987, p. 3.

22. Отметим, что в английском языке терминологическое разли­чие между «крестьянином» и «фермером» помогает отделить друг °т друга эти два различных экономических статуса. Слова, исполь-

451 Примечания

зуемые в других языках, например - paysan по-французски, contadino по-итальянски и campesino по-испански, затрудняют выражение по­добной терминологической тонкости.

23. По подсчетам Мао, в 1930-е годы крестьяне-бедняки и сельс­кохозяйственные работники вместе составляли 70 процентов сель­ского населения Китая. Еще 20 процентов приходилось на кресть­ян-середняков и экономически самостоятельное население, и толь­ко 5 процентов - на богатых крестьян. CAt.:Tse-tung, Мао. 'Analysis of the Classes in Chinese Society" (1926) in: Selected Works of Mao Tse-tung, London: Lawrence andWishart, 1954, vol. 1, pp. 13-20; Tse-tung, Mao. "Reports of an Investigation into the Peasant Movement in Hunan" (1927) in: Selected Works of Mao Tse-tung, vol. 1, pp. 21-29; и Tse-tung, Mao "The Chinese Revolution and the Chinese Communist Party" (1939) in: Selected Works of Mao Tse-tung, vol. 3, pp. 72-101 (прежде всего - pp. 92-93).

24. Прекрасный анализ дебатов среди членов советского руко­водства см.: Moishe, Lewin. Russian Peasants and Soviet Power, Evaston (IL): Northwestern Univ. Press, 1968.

25. См.: Viola, Lynne. Peasant RebeL· under Stalin: Collectivization and the Culture of Peasant Resutance, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 1996. Виола утверждает, что хотя крестьянство и проиграло сражение против государства Советов и в результате было уничтожено как хозяйственный класс, оно сохранило свою культурную идентичность благодаря традиции сопротивления.

26. Мао весьма критично отзывался о многих сторонах советс­кой сельскохозяйственной политики, но не об общем плане переус­тройства крестьянского производства и коллективизации сельско­го хозяйства. Напротив, он считал, что в СССР пошли недостаточно далеко! У Мао было два главных критических замечания в отноше­нии этого процесса в Советском Союзе. Во-первых, там слишком упирали на важность механизации и технологического развития в качестве условия коллективизации: появление тракторов предше­ствовало созданию кооперативов. Мао же полагал, что акцент еле-1 дует делать на трансформации производственных отношений: «Сна­чала нужно изменить отношения производства, а потом, и только потом, смогут широко развиться производительные силы» (Tse-tung, Мао. A Critique of Soviet Economics, New York: Monthly Review Press, 1977, p. 93). Во-вторых, он полагал, что Советская власть недостаточно радикально перестроила собственность. Коллективная или общин­ная собственность, созданная в СССР, - это только первый шаг на | пути, который должен в конечном итоге привести к общественной собственности на землю и средства производства (см.: Ibid, pp. 68,133).

Часть 2. Множество

27. Китайский кинематограф сегодня дает примеры тоски по кре­стьянскому миру, однако ностальгию не следует путать с утвержде­нием, будто крестьянский мир и в самом деле был воссоздан. См., например, замечательную интерпретацию Чжан Сюдонгом «Крас­ного гаоляна» Чжана Имоу как крестьянской утопии: Zhang, Xudong. Chinese Modernism in the Era of Reforms, Durham (NC): Duke Univ. Press, 1997, pp. 318-322.

28. Классический пример - сельское хозяйство в Калифорнии. Строительство огромных плотин и систем ирригации стало мощ­ным инструментом перехода от мелких семейных фермерских хо­зяйств к крупному корпоративному производству. Концентрация собственности сопровождалась внедрением технологических нова­ций и резким ростом производительности. См.: Pisani, Donald. From the Family Farm to Agribusiness: The Irrigation Crusade in California and the West, 1850-1931, Berkeley (Ca), London: Univ. of California Press, 1984.

29. См.: Brenner, Robert. 'Agrarian Class Structure and Economic Development in Pre-Industrial Europe" in: Aston,TH. and Philpin,C.H.E. (eds.) The Brenner Debate, Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985, pp. 10-63.

30. О конце крестьянства во Франции см.: Mendras, Henri. Sociutu paysannes: iäiments pour une thuory de la paysannerie, Paris: Armand Colin, 1976. Более обобщенное видение см.: Goodman, David and Redelift, Michael. From Peasant to Proletarian: Capitalist Development and Agrarian Transitions, New York: St. Martin's Press, 1982.

31. По истории землевладения во Вьетнаме см., например: Long, Ngo Vinh. "Communal Property and Peasant Revolutionary Struggles in Vietnam" in: Peasant Studies, 1990, vol. 17, Winter, no 2, pp. 121-140. Ана­логичные примеры из истории Африки к югу от Сахары см.: Dike, Enwere. "Changing Land Tenure Systems in Nigeria" in: Peasant Studies, 1989, vol. 17, Fall, no. 1, pp. 43-54; Saul, J.S. and Woods, R. 'African Peasantries" in: Shanin,Theodor (ed.) Peasants and Peasant Societws, Maiden (Ma), Oxford: Blackwell, pp. 80-88.

32. Ведутся активные споры, действительно ли термин «кресть­янство» когда-либо точно соответствовал подобным системам ма­лоземельного производства, особенно в Африке (см.: Hay, Margaret Jean.'"Peasants' in Modern East African Studies" in: Peasant Studies, 1979, vol. 8, Winter, no 1, pp. 17-29).

33. Об истории политических конфликтов вокруг земельной ре­формы в Гватемале см.: Grandin, Greg. The Blood of Guatemala, Durham (NC): Duke Univ. Press, 2000. В более широком плане о сохраняю­щемся неравенстве во владении землей и провалах земельной ре-

453 Часть 2. Множество

Примечания

формы в Латинской Америке см.: Feder, Ernst. The Rape of the Peasantry: Latin America's Landholding System, New York: Anchor Books, 1971; Thiesenhusen, William. Broken Promises: Agrarian Reform and the Latin American Campesino, Boulder (Co.): Westview, 1995.

34. Полезное описание структуры и действий одной из крупней­ших транснациональных корпораций агробизнеса см.: Кпееп, Brewster. Invisible Giant: Cargill and Its Transnational Strategies, London: Pluto Press, 1995.

35. См.: Elson, R.E. The End of the Peasantry in Southeast Asia, New York: St. Martin's Press, 1997; Pereira, Anthony. The End of the Peasants:The Rural Labor Movement in Northeast Brazil, 1961-1988, Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press, 1997.

36. Например, о процессе пролетаризации сельскохозяйственных рабочих в Африке см.: Amin, Samir (ed.) L'agriculture africaine et le capitalisme, Paris: Anthropos, 1975.

37. Культурная функция крестьянского мира вне Европы двой­ственна точно так же, как нечетко и употребление неевропейскими экономистами термина «крестьянство». В этом мы уже убедились выше. В неевропейской литературе середины и конца XX века мож­но явственно распознать описание перемен, схожих с тем упадком крестьянского мира, который уже был изображен европейскими писателями. Так, многие африканские романы, например «Распад» Чинуа Ачебе, «Сомнительная афера» Хамиду Кейна и «Сезон пере­езда на Север» Таиба Салиха прослеживают исторический пере­ход, при котором общественные отношения и формы власти в тра­диционной сельской структуре подверглись дестабилизации, главным образом вследствие колониального вторжения, но и под влиянием сил эпохи модернити и, в конечном счете, из-за появле­ния капитала. Структура эмоциональных восприятий, которую мож­но обнаружить в большинстве произведений литературы колони­ального и постколониального периодов, бесспорно, имеет черты сходства с потерей крестьянского мира в Европе: налицо всеобщее ощущение беспорядочности, дезориентации и тоски. Однако, пред­ставляя кризис неевропейских сельских структур в образах упадка крестьянского мира в Европе, мы упускаем из вида его специфику. Дело выглядит так, как будто мы способны понять неевропейские культуры и общества лишь в той мере, в какой они совпадают или не совпадают с прошлым Европы, которое выступает в качестве уни­версального стандарта.

38. Раймон Уильяме прекрасно показывает в своем панорамном исследовании «Провинция и город», как счастливые прежние вре-

мена сельской Англии оставались в современной английской лите­ратуре удивительно живучим мотивом в ходе разворачивания са­мых разных событий. «Английское отношение к сельской жизни и идее сельской жизни сохранялись с поразительным накалом. По­этому даже когда общество стало преимущественно городским, его литература... все еще была в основном сельской» (Williams, Raymond. The Country and the City, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 1973, p. 2).

39. О европейском искусстве эпохи модернити см., например: Rubin, William (ed.) "Primitivism" in 20th Century Art, New York: Museum of Modern Art, 1984.0 европейской модернистской литературе см.: Torgovnick, Mariana Gone Primitive: Savage Intellects, Modern Lives, Chicago: Univ. of Chicago Press, 1990; Barkan, Elazar and Bush, Ronald (eds.) Prehistories of the Future:The Primitivist Project and the Culture of Modernism, Stanford (Ca.): Stanford Univ. Press, 1995.

40. В этом параграфе мы воспроизводим периодизацию разви­тия антропологии, предложенную Майклом Кирни (см.: Kearney, Michael. Reconceptualizing the Peasantry: Anthropology in Ghbal Perspective, Boulder (Co.): Westview Press, 1996, pp. 23-41). Крестьянская пара­дигма возникла в антропологии с началом «холодной войны», при­чем ее применение антропологами часто соответствовало четкой расстановке геополитических сил. С одной стороны, в соответствии с теориями развития, крестьянин был «неразвитой» фигурой, спо­собной относительно быстро достичь развитого состояния евроа-мериканской нормы. С другой стороны, в соответствии с идеологи­ей китайской революции и различных национально-освободитель­ных движений, понятие «крестьянства» ориентировалось на три континента, пытаясь отразить его как социально-политэкономичес-кое явление, общее для Азии, Латинской Америки и Африки. В этом смысле крестьянин был фигурой антикапиталистической и револю­ционной. Наконец, нужно учесть, что понятие крестьянства во мно­гих антропологических исследованиях трактуется противоречиво. Действительно, Зайдель Сильверман утверждает, что никогда не существовало логичного, в полном смысле культурного определе­ния крестьянства; взамен наиболее ответственные антропологи полагались на экономическое определение (см.: Silverman,Sydel."The Concept of the Peasant and the Concept of Culture" in: Mendur, Joan (ed.) Social Anthropology of Peasantry, Bombay: Somaiya Publications, 1983,

pp. 7-31).

41. Кое-кто даже заявляет, будто с политической точки зрения крестьянство не составляет отдельного класса. Так, Эрик Хобсбаум называет примитивных бунтарей, в том числе взбунтовавшихся

455 Примечания

крестьян, «людьми, которые не дошли до политики, поскольку они еще не нашли или только начинают находить особый язык, чтобы выразить свои жизненные устремления» (см.: Hobsbawm, Eric. Primitive Rebeh, New York, London: WW Norton & Co., 1959, p. 2).

42. «Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь, поскольку тождество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, ни­какой политической организации, - они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени, будь то через посредство парламента или че­рез посредство конвента. Они не могут представлять себя, их долж­ны представлять другие» (Marx, Karl. The Eighteenth Brumaire of LouL· Bonaparte, New York: International Publishers, 1963, p. 124 [на русском языке см.: Маркс, Карл. "18 Брюмера Луи Бонапарта" в: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 18]).

43. См., например: Kautsky, Karl. The Agrarian Question, London: Zwan, 1988. Мнение Маркса по поводу политического проекта в России, основанного на крестьянстве, изложено в его письме к Вере Засу­лич от 8 марта 1881 г. (см.: Marx, Karl and Engels, Friedrich. Collected Works, New York: International Publishers, 1975, vol. 24, p. 346 [на рус­ском языке см.: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения. 2-е изд., т. 19, ее. 250-251]). Там Маркс объясняет, что в «Капитале» нет уни­версальной теории исторического развития, и эта книга не приго­варивает нас следовать определенным стадиям развития. Он счита­ет, что крестьянская община в России способна непосредственно перейти к коммунизму.

44. «Крестьяне поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате» (Маркс, Карл. "18 Брюмера Луи Бонапарта" в: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 18]). По мнению Маркса, пролетариат не всегда был активным политическим субъектом, но по мере исторического развития об­рел активность. Французский пролетариат не мог сыгра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: