377 Часть 3. Демократия
и точностью; если выражаться определеннее, генеалогии антинаучны» |08.
Поскольку для защиты от всемирного подавления и тирании уже недостаточно применения национальных образцов демократических институтов, нам придется изобрести новые модели и методы. Как говаривали федералисты в XVIII веке, новые времена требуют «новой науки» об обществе и политике, чтобы положить конец повторению старых мифов о хорошем правлении и помешать попыткам восстановления порядка в прежних формах. Сегодня не только ввиду всемирного масштаба современного общества, но и из-за новой антропологии и новых производственных возможностей множества нам тоже требуется новая наука - или, вероятно, если следовать Фуко, антинаука!
Новая наука о всемирной демократии не только исцелит наш политический словарь от нанесенных ему увечий; она также призвана видоизменить все основные политические понятия эпохи модернити. Начиная с концептов национального государства и свободного рынка до идеи социализма, от политического представительства до советских и соборных форм делегирования полномочий, от прав человека до так называемых прав трудящихся - все это нуждается в переосмыслении в контексте изменившихся ныне условий. Это должна быть наука о множественности, гибридности и разнообразии, которая могла бы показать, как все столь неодинаковые личности полностью воплощаются во множестве.
|
|
Между нашей идеей множества и новой наукой XVIII века есть, конечно, немало отличий. Одно из них состоит в том, что пророки Просвещения во Франции и Северной Америке хотели создать для общества зеркало из институтов, но зеркало искусственно искаженное, способное отобразить единый народ вместо пестрого множества. Epluribus unum (во множестве едины) - по-прежнему написано на ленте, которую держит в своем клюве орел, изображенный на оборотной стороне однодолларовой купюры. Сегодня же речь идет не о низведении глобального множества до народа. Глобальное общество пропитано биополитической динамикой константы, а избыточное производство общего и глобальные субъективности;
3.2. Глобальный запрос на демократию
тверждаются не только как смешанные, но и как уникальные. Новый концепт демократии должен учитывать консти-туИрующую динамику множества, а также тот факт, что его пестрота не сводится к чему-то единому.
Еще одно различие между новой наукой XVIII века и той, что требуется сегодня, относится к тому, что сегодня основой политического анализа и доказательства выступает не индивид, а общность, то есть общий набор биополитических производственных отношений. Если политическим мыслителям эпохи модернити приходилось искать разрешение противоречия между личностью и общественным целым, то сегодня мы должны ухватить взаимодополняемость между множеством личностей и нашей совместной жизнью в обществе, о которой идут постоянные переговоры в контексте языкового сотрудничества и биополитических производственных сетей. По правде говоря, по своей сути новаторы республиканизма XVIII столетия вовсе не были искренними индивидуалистами. Жесткое понимание общинных норм всегда оставалось важным элементом их размышлений и действий. Впрочем, оно сочеталось, конечно, с концепцией присвоения и владения, которая вела к отчуждению индивидуальных субъектов и их вычленению т. При любом раскладе, сейчас общественные координаты совершенно другие. Кроме того, как мы уже писали, онтологические основания общества определены общей средой, которая является не фиксированной и статичной, а открытой, постоянно выходящей из берегов и постепенно приводимой в свою простую форму аккумулированной энергией и устремлениями множества. Как ни парадоксально, мир финансов, при всей свойственной ему силе абстракции, дает прекрасное выражение и общему социальному богатству множества, и его будущему потенциалу. Правда, такое выражение искажено частным владением и контролем, сосредоточенным в руках немногих. Задача сводится к тому, чтобы найти °бщий способ управлять человеческим наследием и направлять будущее производство продовольствия, материальных Ценностей, знаний, информации и всех прочих видов благ при Участии мужчин, женщин, рабочих, мигрантов, бедняков и всех Стальных элементов множества.
|
|
379 Часть 3. Демократия
Наконец, еще одно отличие от идей XVIII века сводится к тому, что война всех против всех и представление об естественности состояния взаимного ожесточения, которое слу. жило дая своеобразного шантажа против республиканских планов, не являются больше действенными орудиями реакционной мысли, которые позволяли бы утвердить преобладание суверенной власти монарха. Мы вовсе не утверждаем, что влиятельные руководители не пытаются сейчас прибегать к подобной тактике, чтобы добиться контроля над странами регионами и мировой системой в целом. Но мы хотим сказать, что подобные представления все меньше корреспондируют с нашей общественной действительностью. Фундаментальный характер концепта войны всех против всех опирается на частнособственническое хозяйствование и дефицит ресурсов. Материальная собственность, будь то земля, вода или автомобиль, не может находиться в двух местах одновременно: если она есть у меня, и я использую ее, то вы этого делать не можете. Но неовеществленную собственность, то есть идею, образ или вид связи, можно воспроизводить бесконечно. Она способна находиться повсеместно в одно и то же время: то, что она есть у меня, и я ее использую, не мешает вам делать то же самое. Напротив, как говаривал Томас Джефферсон, при передаче идеи крепнут: когда я зажигаю свою свечу от вашей, становится светлее. Сегодня некоторых ресурсов по-прежнему не хватает, но фактически многие, особенно новейшие элементы экономики, не подчинены логике дефицита. Кроме того, когда производственные механизмы все смелее полагаются на расширяющиеся открытые сети коммуникации и сотрудничества, базовое понятие всеобщего конфликта выглядит все менее естественным. Действительно, естественным состоянием для нас является то, что создается в общих сетях множества. Все меньше смысла остается в том, чтобы узаконивать центральную суверенную власть на основе войны между «демократией» и прочими цивилизациями или защищать «демократию» при помощи перманентного состояния войны и тем более - навязывать «демократию» военными средствами. Сегодня может считаться полезной только та демократия, которая полагает мир своей наивысшей ценностью. Фактически
|
|
3.2. Глобальный запрос на демократию
ир не только требуется для демократии, но и является осно-ополагающим условием знания и, в самом общем плане, пребывания в этом мире.
Следует признать, что демократия не является неразумным или недостижимым требованием. Когда Спиноза говорил об абсолютной демократии, он исходил из того, что демократия фактически служит основой всякого общества. Преобладающее большинство наших политических, экономических, аффективных, языковых и производственных контактов неизменно базируется на демократических отношениях. Временами мы называем такие практики общественной жизни спонтанными, а порой считаем, что они застыли в силу традиции и обычая, но на деле все это гражданские процессы демократического обмена, коммуникации и сотрудничества, которые мы ежедневно совершенствуем и видоизменяем. Если бы подобные демократические взаимодействия не лежали в основе совместной жизни, не было бы и самого общества. Вот почему для Спинозы другие виды правления являются искажениями или ограничениями человеческого общества, тогда как демократия - его естественное и завершенное воплощение.
Конечно, разработка новой науки о демократии для множества - это грандиозная задача, но общий смысл проекта ясен. Мы можем увидеть потребность в ней в реальных и насущных жалобах и требованиях столь многих людей всего мира - так откуда же явится сила для реализации подобного проекта, если не из запросов множества? Участники протестных движений отказываются принять идею жизни в мире, который для многих характеризуется страхом, несправедливостью, нищетой и несвободой. Даже те, кто выражает сдержанный скептицизм по поводу возможности серьезных изменений в краткосрочной перспективе, все же признают, что нынешние формы господства, насилия, мистификации, отчуждения и эксплуатации не могут долго продержаться в новой реальности: общие языки, совместные практики и производственные формы нашего общества противоречат формам командования. Короче гово-Ря, наши мечты делают иную жизнь необходимой, пусть даже п°ка и невозможной. Похоже, что глобальный масштаб стано-
|
|
381 Часть 3. Демократия
вится единственным горизонтом для перемен, который можно себе представить, а настоящая демократия - единственно пригодным решением.
Итак, то, что предлагается нами сегодня, не есть повторение старых ритуалов и затасканных призывов. Напротив, мы призываем вернуться к чертежной доске, вновь провести исследование, начать новое изыскание и сформулировать обновленную науку об обществе и политике. Подобный социальный анализ не предполагает нагромождения статистики или примитивных социологических фактов; это вопрос обращения к самому себе, позволяющего уловить нынешние биополитические потребности и представить возможные условия новой жизни, погрузившись в ход истории и антропологические трансформации субъективности. Новая наука о производстве благ и политическое устройство, нацеленное на обеспечение всемирной демократии, возникнут лишь при условии, что мы будем исходить из такого рода онтологии"".