Теория личности С.Л.Рубинштейна

Первое на что специально обращает внимание С.Л.Рубинштейн, приступая к хар-ке личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной д-ти. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через к-ые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это сов-ть операций, сознательно направляемых ч-ком на решение задач. Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, к-ые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л.Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к ч-ку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л.Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе д-ти переходит в св-ва личности. Поэтому психические св-ва личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе д-ти. Так, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л.Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические св-ва личности в ее поведении, в действиях и поступках, к-ые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее св-в определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной д-ти;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение 3 вопросов:

-чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной д-ти они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в х-р и закрепляются в нем в виде св-в. Наличие же интересов к определенной области д-ти стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней. Также тесно связаны между собой способности и х-р. Наличие способностей порождает у ч-ка уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность.

59. Идея личности в концепции Б.С.Братуся об устройстве психического аппарата ч-ка. Б.С.Братусь, характеризуя личность, говорит «о разных измерениях, уровнях психического аппарата. Один уровень мы назовем собственно личностным или личностно-смысловым, «ответственным» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к др.людям и к себе... Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима соответственно реализованная активность ч-ка, его д-ть, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и св-в. Этот другой уровень мы назовем уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем. Кроме двух обозначенных уровней, необходимо, особенно в контексте изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один – психофизиологический уровень. В противном случае личностные процессы как бы повиснут в воздухе...». Если рассматривать предложенную Б.С.Братусем модель с точки зрения проблем форм-ия личности, то очевидно, что личностно-смысловой уровень регуляции поведения берет начало в культурном наследии общества, транслирующем «отношения, соотношения не только мотива с целью, но вообще событий человеческой жизни». «Смысловой уровень регуляциине предписывает готовых рецептов поступков, но вырабатывает общие принципы, к-ые в разных ситуациях и деятельностных пересечениях могут быть реализованы разными внешними (но едиными по внутренней сути) действиями. Лишь на основе этих принципов впервые появляется возможность оценки и регуляции д-ти не с ее целесообразной, прагматической стороны – успешности или неуспешности течения, полноты достигнутых рез-тов и т.п., а со стороны нравственной, когда главным становятся не цели, а нравственная оценка этих целей, не успехи, а средства, к-ые были выбраны для их достижения, поскольку в этом плане не «цель оправдывает средства», а, наоборот, средства полномочны оправдать или исказить цель». Именно в этом ключе В.П. Зинченко определяет культуру как систему аффективно-смысловых образований, которую человек застает при своем рождении3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: