Воспитание современного школьника
Омск - 1999
Печатается по разрешению
издательского совета
Омского государственного
педагогического университета.
Синицына Г.П.
Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство ОмГПУ, 1999.
В пособии рассматривается проблема воспитания современного школьника. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах, а также отражает передовой опыт отечественных и зарубежных педагогов.
Учебное пособие адресовано студентам педагогических вузов. Оно может быть использовано практическими работниками школ, преподавателями вузов, колледжей и всеми кто интересуется проблемами воспитания подрастающего поколения
Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор Н.В. Чекалева.
Омский государственный педагогический университет, 1999 г.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы воспитания
1. Теория воспитания как область педагогического знания.
2. Понятие педагогической парадигмы.
|
|
3. Понятие воспитания.
4. Воспитание как педагогический процесс.
5. Основные закономерности и принципы воспитания.
Глава II. Воспитательный процесс в современной школе.
1. Ценности – основа целей и содержания воспитания.
2. Особенности взаимодействия педагогов и воспитанников.
3. Методы воспитания.
4. Формы организации воспитательного процесса.
5. Изучение воспитанности школьников.
6. Воспитательные технологии: проблемы и решения.
7. Классный руководитель и его функции.
Глава III. Воспитательные возможности детских объединений.
1. Новые подходы к созданию детских объединений.
2. Типы детских объединений.
3. Вариативно-программный подход к отбору содержания деятельности детских объединений.
Глава IV. Воспитание в семье.
1. Воспитательный потенциал современной семьи.
2. Проблема взаимодействия семьи и школы.
3. Западный опыт педагогического образования родителей.
Глава V. Воспитательные гуманистические системы.
1. Воспитательная система школы.
2. Воспитательная система класса.
Введение
В предлагаемом учебном пособии сделана попытка осмыслить теорию воспитания как фундаментальную теорию общей педагогики с позиций гуманистической педагогической парадигмы. В центр современного гуманистического подхода к воспитанию поставлен человек как субъект воспитания, наделенный природными силами, способный к саморазвитию и самоосуществлению. Это дает возможность по-новому подойти к толкованию сущности воспитания, основных компонентов процесса воспитания: цели, содержания, методов, форм.
Данное пособие нацелено на формирование нового типа педагогического мышления и соответствующего ему типа профессионализма. Оно поможет студенту успешно освоить базовый теоретический курс «Педагогические теории и системы».
|
|
Опираясь на полученные знания, на понимание сущностных характеристик воспитания, будущий учитель сможет свободно ориентироваться в многообразии форм и методов, профессионально осуществлять выбор эффективных педагогических технологий.
Настоящее пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при обобщении всего цикла психолого-педагогической подготовки и в практической деятельности.
Пособие имеет ряд особенностей.
Учебный материал отражает различные подходы, суждения, определения, он отобран на основе сравнительного анализа.
Каждая тема – основная структурная единица пособия – завершается комплексом вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов. Многие из них носят творческий характер. Ряд заданий ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе или вузе.
Перечень основных понятий позволяет более глубоко понять изучаемый теоретический материал и в случае затруднения еще раз обратиться к нему.
Предлагаемые темы рефератов, курсовых работ, списки литературы помогут студенту выбрать заинтересовавшие его вопросы и сориентироваться в поиске информации.
Такое построение пособия делает возможным его применение в дистантном обучении.
Глава