Управление эмоциями и эмоциональными состояниями

Эффективное функционирование личности основывается на сбалансированном и гармоничном взаимодействии эмоциональной, когнитивной и двигательной систем при необходимой поддержке со стороны других жизненных систем и при оптимальном учете социальной среды.

Согласно К. Изарду, для создания желательного эмоционального состояния, для саморегуляции в эмоционально-чувственной сфере необходимы:

• достаточная информированность;

• объективная оценка значимости события; наличие альтернативы (это уменьшает страх

перед не-благоприятным исходом, снижает излишнее возбуждение);

• понижение субъективной значимости события.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить чувства, дать ему выговориться до конца. Подобная тактика оказывается действенной и при саморегуляции.

Психология рекомендует не капсулировать чувства, а цивилизованно выражать их. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и это дает возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, а также направить его действия. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется, совершает лишние бессмысленные движения. При саморегуляции, чтобы быстрее нормализовать свое состояние, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. В этом смысле наиболее полезны рассекающие движения (колоть дрова, рвать бумагу), психологический смысл которых — измельчить проблему.

Одним из вариантов процесса активации эмоции может быть эмоциональный процесс, экспрессивное выражение которого частично или полностью подавлено. Например, в некоторых ситуациях выражение гнева является нарушением социальных норм. Тогда субъект волевым усилием подавляет все внешние проявления, которые сигнализируют о гневе. Тем не менее, он все равно может испытывать гнев. Подавление экспрессивного выражения заставляет нервную систему проделывать колоссальную работу — блокировать нормальный эмоциональный процесс и реализовывать его окольным путем. Постоянное использование такого непрямого процесса активации эмоции может привести к психосоматическим отклонениям. Процесс подавления, в силу которого экспрессия не будет репрезентирована в сознании, может сам существовать как сильная эмоция. Тем не менее, цивилизованные отношения людей требуют подобного подавления. В таких случаях необходима специальная работа по снятию «загнанных» состояний. Для этого могут быть использованы методы концентрации, релаксации, аутогенной тренировки. Они очень полезны, когда нужно быстро, за 5 — 10 минут, привести себя в спокойное состояние.

В частности, для экстренного понижения уровня напряженности может быть использовано общее расслабление мускулатуры, ибо мышечное расслабление и ощущение беспокойства несовместимы. Состояниями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявлёния: чтобы легче перенести боль, ее лучше не демонстрировать. Важный способ снятия психического напряжения — активизация чувства юмора. Смех приводит к значительному снижению тревожности. У человека, вдоволь нахохотавшегося, мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано.

Если однажды пережитые сильные негативные эмоции в какой-либо ситуации закрепляются, становятся хроническими, навязчивыми, то для их устранения требуются особые специальные психологические приемы или психотерапевтические техники (нейролингви-стическое программирование, арттерапия, гештальттерапия, танцевальная терапия, телесно-ориентированная и прочие виды терапевтической помощи).

В настоящее время управление психическими состояниями человека стало насущной практической потребностью. В этой связи значительный интерес представляют исследования (И.В. Муравов), показывающие стимулирующий эффект функциональной музыки на состояние и работоспособность. Данный эффект проявляется в сокращении периода врабатываемости и в повышении работоспособности — производительность труда может возрастать на 30—50%, а количество ошибок уменьшаться более, чем на 20%.

Положительное эмоциональное воздействие музыки может быть использовано и в терапевтических целях. Известно, что еще в древности хоровым пением лечили бессонницу; в настоящее время для этих целей используются классические музыкальные произведения — «Грезы» Щумана, «Лебедь» Сен-Санса, «Баркаролла» и «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, «Лунная Соната» Бетховена и ряд других.

Не менее важное значение для регуляции эмоциональных состояний имеет цвет. Влияние цвета на психическое состояние человека было отмечено еще Гете. Нынешняя психология цвета подразделяет все цвета на бодрящие, оживляющие, возбуждающие и порождающие беспокойство. К первой категории относятся красно-желтые, ко второй — сине-фиолетовые. Зеленый цвет занимает промежуточное положение и вызывает состояние спокойной умиротворенности. Известно, что окраска стен в «теплые» тона субъективно повышает примерно на два градуса ощущения тепла в помещении, в «холодные» — ощущение холода.

Исследования в области возрастной психологии обнаружили, что двухмесячный младенец положительно реагирует на оранжево-розовые цветовые оттенки, может даже прекратить плакать, в этой связи возраст два-три месяца получил название «оранжевого периода». В психиатрии хорошо известны факты улучшения настроения депрессивных больных при помещении их в комнату, освещаемую красным светом, и наоборот — нейтрализация буйных состояний с помощью синего освещения.

Как известно, эмоционально-чувственная сфера менее прочих поддается регуляции. В этой связи полезно знать некоторые специфичные характеристики негативных эмоций, чтобы сделать их относительно «послушными». В отношениях между людьми порой бывает необходимо справляться с нежелательными переживаниями, сопровождающими конфликтные ситуации. Это обида, вина и стыд.

Эмоция обиды всегда возникает как реакция на незапланированное поведение партнера. Общаясь с человеком, мы всегда «включаем» определенные социальные ожидания в его адрес. И, если партнер не выполняет заданную нами программу поведения, возникает обида. Таким образом, познание эмоции обиды предусматривает:

1. выделение наших ожиданий,

2. понимание их происхождения,

3. восприятие рассогласования ожиданий и реальности.

Тот, кто способен произвести все указанные действия, может познать суть своей обиды и справиться с ней.

Главная функция обидывоспитательная.

Смысл обиды состоит в изменении поведения другого в нужном нам направлении (вызывая у него переживание вины). Но если время проходит, а данная функция не реализуется, то, понятно, что обида становится нефункциональной, бессмысленной. В таком случае самое правильное — снять обиду. Обида отличается от оскорбления тем, что последнее имеет цель причинить страдание. Причем у оскорбителя не возникает чувства вины. Когда обида рассматривается как оскорбление, то быстрее перерастает в гнев и агрессию. Агрессия «оттягивает» энергию обиды на себя и тем самым ослабляет страдание от обиды.

Во взаимодействии близких людей обида одного дополняется переживанием вины другого. Таким образом, устройство вины противоположно обиде.

Внешне вина не имеет особых признаков. Но внутренне — это заноза, мрачный тиран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: