На основе возникновения личного сознания появляется кризис 6—7 лет.
Основные признаки кризиса следующие.
1. Потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка).
2. Манерничанье (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то).
3. Симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается этого не показать.
Этот кризис имеет следующие особенности:
— изменяются отношения со взрослыми;
— меняются отношения со сверстниками, появляются мотивы конкуренции, желание быть первым, появляются механизмы социального сравнивания;
— изменяется отношение к себе, появляется самооценка, формируется «я-концепция», возникает уровень притязавий, ребенок начинает по-новому относится к успеху и неуспеху.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступать в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность.
|
|
Детская субкультура.
В России первым, кто попытался исследовать культуральную систему детского мира — детскую субкультуру, был известный профессор-фольклорист Г.С.Виноградов.
Детский фольклор — это результат коллективного творчества многих поколений детей. Он передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении — изустно. Фактически этот фольклор является языком детской субкультуры, которая преимущественно бесписьменна. Благодаря детскому фольклору передается и в относительно неизменном виде воспроизводится в каждом новом поколении детская традиция.
Детская традиция — это содержательный костяк детской субкультуры, ее наиболее устойчивая в историческом времени и психологически значимая часть. В детской традиции сосредоточенью основные ценности культурального наследия детей, имеющие принципиальное значение для социализации ребенка в среде сверстников.