Организация кредитования

Этапы выдачи кредита:

1.Консультация у кредитного менеджера

2.Сбор необходимой документации

3.Оформление заявки на кредит

4.Рассмотрение заявки на кредитном комитете

5.Выдача кредита

6.Кредитный мониторинг

Современный кредитный договор, как правило, содержит следующие разделы.

1. Общие положения.

2. Права и обязанности заемщика.

3. Права и обязанности банка.

4. Ответственность сторон.

5. Порядок разрешения, споров.

6. Срок действия договора.

7. Юридические адреса сторон.

В I разделе кредитного договора указываются:

- наименование договаривающихся сторон;

- предмет договора — вид кредита, его сумма, срок, процентная ставка;

- условия, обеспечения исполнения обязательств по кредиту (залог, гарантия, поручительство, страхование ответственности непогашения кредита);

- порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок начисления и уплаты процентов за кредит (за срочный и просроченный)

Права и обязанности заемщика и кредитора (II и III разделы договора) вытекают из действующего законодательства, а также определяются особенностями каждой конкретной кредитной сделки, ситуацией на рынке кредитных ресурсов, кредитоспособностью заемщика.

Так, в частности, предприятие-заемщик может предусматривать для себя в кредитном договоре следующие права:

- требовать от банка предоставления кредита в объемах и в сроки, предусмотренные договором;

- обратиться в банк с необходимыми обоснованиями и расчетами для внесения изменений в условия договора;

- досрочно погасить задолженность по ссуде; расторгнуть договор при несоблюдении банком его условий или по своим экономическим соображениям;

- требовать пролонгации срока договора по объективным причинам.

Банк вправе:

- производить проверку обеспечения выданного кредита, в том числе на месте (у заемщика), и целевого использования кредита;

- прекращать выдачу новых ссуд и предъявлять ко взысканию ранее выданные при нарушении заемщиком условий

- кредитного договора, а также при выявлении случаев недостоверности отчетности, запущенности в бухгалтерском учете, неоднократной задержки уплаты процентов за кредит;

- взимать с заемщика при пролонгации кредита соответствующее комиссионное вознаграждение c приложением к кредитному договору соответственно договора залога, договора поручительства, договора гарантии, договора страхования.

Некоторые банки порядок начисления и уплаты процентов за кредит, а также условия обеспечения обязательств выделяют в отдельные разделы кредитного договора:

- пересматривать в одностороннем порядке процентные ставки за пользование кредитом в случае изменения уровня учетной ставки НБ РК, нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в НБ РК, уровня курса национальной валюты;

- производить начисление и взыскание компенсации за неиспользованный кредит (в случае официального отказа заемщика от кредита или его части в течение срока действия договора)

Заемщик обязуется:

- использовать выданный кредит на цели, предусмотренные в договоре;

- возвратить предоставленный кредит в обусловленный договором срок;

- своевременно уплачивать банку проценты за пользование кредитом;

- своевременно представлять баланс и другие документы, необходимые банку для осуществления контроля за ссудой;

- обеспечить достоверность представляемых в банк данных для получения кредита и последующего контроля за его использованием;

- предоставлять кредитору доступ к первичным отчетным и бухгалтерским документам по его требованию по вопросам, касающимся выданного кредита;

- представлять кредитору сведения о всех полученных и планируемых к получению у третьих лиц кредитах;

- заблаговременно информировать банк о предстоящем изменении организационно-правовой формы или другой реорганизации;

- при реорганизации или ликвидации незамедлительно погасить задолженность по кредиту с полной оплатой процентов независимо от договорного срока погашения кредита.

Обязанности банка по кредитному договору заключаются в следующем:

- предоставить кредит заемщику в объемах и в сроки, предусмотренные в договоре;

- информировать заемщика о фактах и причинах досрочного взыскания банком кредита;

- ежемесячно начислять проценты за предоставленный клиенту-заемщику кредит;

- информировать заемщика об изменениях в нормативных документов и расчетов, вносимых по решению уполномоченного органа, органов власти и управления.

За нарушение условий кредитного договора в IV разделе предусматривается ответственность сторон, в том числе и имущественная.

Так, банк за нарушение заемщиком взятых на себя обязательств может приостанавливать дальнейшую выдачу кредита, предъявлять его к досрочному взысканию, сокращать сумму предусмотренного к выдаче по договору кредита, увеличивать процентную ставку по нему и т.д.

Заемщик может потребовать от банка возмещения убытков, возникших вследствие непредставления ему совсем или предоставления в неполном объеме предусмотренного по договору кредита (в размере не более пени, уплачиваемой предприятием своим контрагентам по хозяйственным договорам). В то же время сам заемщик в случае неполного использования выделенного ему банком кредита уплачивает последнему неустойку в размере платы банком за привлеченные кредитные ресурсы и недополученной маржи в отчетном периоде. При всем этом необходимо иметь в виду, что неизбежность и неотвратимость наказания за невыполнение взятых на себя по договору обязательств не означают, что субъекты кредитных отношений не имеют права на взаимные всевозможные льготы и поощрения по условиям его выполнения.

В качестве дополнительных условий к кредитному договору могут выступать, например, требования банка к заемщику: без согласия до погашения кредита по данному договору не давать взаймы; не выступать гарантом по обязательствам третьих лиц, а также индоссантом или поручителем; не продавать и не передавать в любую форму собственности своих активов, а также не передавать их в залог в качестве обеспечения по ссудам других кредиторов; не допускать слияния или консолидации с другими предприятиями.

Содержание кредитного договора может быть нескольким иным, если речь идет о конкретном кредите, кредите, выдаваемом при условии формирования потенциальным заемщиком в определенной сумме срочного депозита или на условиях покупки им у банка финансового фьючерса, открытия кредитной линии, предоставления контокоррентного кредита, который должен отразить специфику его оформления и использования..

Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов.

1) Формирование содержания кредитного договора клиентом-заемщиком (вид кредита, сумма, срок, обеспечение и т.д.).

2) Рассмотрение банком представленного клиентом проекта кредитного договора и составление заключения о возможности предоставления кредита вообще и об условиях его предоставления в частности (при положительном решении вопроса).

На этом этапе банки определяют: кредитоспособность потенциальных заемщиков, т.е. способность их своевременно вернуть ссуду. Проверка кредитоспособности является предпосылкой заключения кредитного договора. Банк в процессе этой работы реализует предоставленное ему рыночными условиями хозяйствования право на выбор субъекта кредитной сделки, сообразуясь со своими экономическими интересами, свои возможности предоставить кредит хозорганам в требуемых ими суммах исходя из имеющихся в наличии кредитных ресурсов, возможностей их увеличения за счет своей депозитной и процентной политики, привлечения межбанковских кредитов, рефинансирования в НБ и т.д.

3) Совместная корректировка кредитного договора клиентом и банком до достижения взаимоприемлемого варианта и представления его на рассмотрение юристов.

4) Подписание кредитного договора обеими сторонами, т.е. придание ему силы юридического документа. а подписанием кредитного договора следует предоставление хозоргану кредита в установленные сроки и в объеме, предусмотренном в договоре, а затем последующий контроль банка за соблюдением условий кредитного договора, но, главным образом, за своевременным возвратом выданного кредита.

Кредитоспособность клиента банка – это способность клиента банка полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).

Кредитоспособность есть качественная характеристика заемщика, необходимая для разрешения вопроса о возможности и условиях его кредитования, закрепляемых в кредитном договоре. Определение кредитоспособности нужно:

1) во-первых, с точки зрения кредитующего банка в целях снижения риска банка и, повышения стабильности его работы.

2) во-вторых, с позиции характеристики финансового положения партнера для заключения договоров и выполнения работ и оказания услуг, а так же предоставления кредита.

Следовательно, кредитоспособность это совокупность материальных и финансовых возможностей получения кредита и его придельная сумма, определяемая способностью заемщика возвратить кредит в срок и в полной сумме.

Основная цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в том, что бы получить информацию, требуемую для реальной оценки его финансового состояния в прошлом, настоящем и будущем.

Основная задача – составить подробную характеристику имущественного и финансового положения заемщика, результатов его деятельности: определение ликвидности и финансовой устойчивости, изучение эффективности использования средств собственных и привлеченных.

Банкам рекомендуется проводить:

1. анализ финансового состояния ссудозаемщика.

2. анализ кредитоспособности заемщика.

3. определение класса кредитоспособности заемщика.

При оценки кредитоспособности принимают во внимание такие факторы, как

1) Анализ состояния финансово- хозяйственной деятельности клиентов в динамике

2) Текущая способность заемщика обеспечить достаточный надежный поток для выполнения обязательств перед банком по погашению основного долга и начисленного вознаграждения

3) Достаточность собственного капитала и возможность его исполнения в проекте на который запрашивается кредит

4) Состояние конъюктуры рынка заемщика и перспективы развития его отрасли

5) Стабильность моральной и деловой репутации с точки зрения возможности его бизнеса, маркетинга и управления

6) Наличие ликвидного залогового имущества, либо финансовых ликвидных инструментов(гарантий, страховых полисов, акции, облигации)

На степень кредитного риска влияют также факторы, определяющие качество работы самого банка:

1) Наличие инструктивных и методологических документов, регулирующих кредитные операции банка

2) Наличие четкой процедуры рассмотрения и выдачи ссуды

3) Четкие требования к оформлению кредитной документации

4) Система мониторинга и эффективный контроль за обоснованностью выдачи кредита и реальностью источников его погашения

5) Хорошая постановка аналитической работы и наличие достоверной информации о заемщиках

6) Высокий профессиональный уровень работников банка, участвующих в кредитном процессе и строгое соблюдение ими действующей кредитной политики, ее положений и процедур

7) Предотвращение потенциальных фактов мошеничества и коррупции со стороны недобросовестных работников банка

Кредитная история клиента обычнопредставляет собой большое количество информации о характере клиента, искренности его намерений и чувстве ответственности при использовании банковского кредита. Если заявитель уже получал ранее кредиты в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Также кредитный работник свяжется с другими кредиторами, которые кредитовали данного клиента раньше, для того, чтобы узнать об их опыте общения с ними: придерживался ли клиент условий договора и поддерживал ли он достаточные остатки на счетах для гашения ссуды. В развитых странах широкое развитие получила сеть кредитных бюро, которые накапливают информацию о клиентах банков. Информация по клиентам предоставляются в коммерческие банки с подробным изложением финансового состояния, занимаемое положение предприятия или фирмы в отрасли, степень развития отрасли в экономике страны и т.д. В Казахстане тоже имеется кредитное бюро, но его развитие в части предоставления информации по тому или иному клиенту желает лучшего, это связано с тем что до сих пор все фирмы и даже банки считают всю информацию коммерческой тайной и неохотно или недостаточно предоставляют данные в кредитное бюро.

Косвенным показателемразмера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на расчетном, депозитном счетах клиента. Поддержание значительных остатков на расчетных счетах в банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой «Пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме ил банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная и растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета.

Процесс кредитования связан и с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок.

Изменение в потребительском спросе или технологии производства могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда преуспевающего заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работу ведущих управляющих – все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды КБ должен изучать факторы которые могут повлечь за собой их непогашения. Такое изучение именуется анализом кредитоспособности.

Кредитные персонал должен вовремя распознать многочисленные «тревожные сигналы», возникающие задолго до наступления критического момента неплатежеспособности. «Тревожные сигналы» могут поступать по четырем основным каналам:

1) взаимоотношения заемщика с банком - это медленное и неохотное предоставление финансовой информации, запоздание с выплатой процентов, заявка на пролонгацию кредита, трудности при выходе на контакт с клиентом, т.е. уклончивость и неопределенность ответов клиента и.т.д.

2) взаимоотношения заемщика с другими партнерами - это слабая активность, негативная информация о компании из официальных источников, проблемы с поставщиками т.е. поставщики перестали предлагать льготные условия поставки товара и услуг, юридические иски на компанию, включая неувязки с налоговыми службами и таможней, продажа акций инсалдерами т.е. акционеры стремятся избавиться от компании.

3) финансовая отчетность и баланс заемщика - это слишком большие товароматериальные ценности, понижение покупательской задолженности, ликвидация активов, сумма общего долга начинает расти, имеют место прямые убытки или негативные потоки денежных средств, прекращение нового инвестирования, смена бухгалтеров, аудиторов.

4) внутренние изменения в компании - это слабая структура менеджмента, разногласия внутри компании, долгое и неожиданное отсутствие руководящего состава компании, отклонение от обычной практики в бизнесе, увеличение привлечения кредитных ресурсов, недостаточное использование производственных мощностей, изменения в экономической, политической, технологической или конкурентной среды.

Основными источниками информации для анализа служат следующие формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Министерством финансов РК:

1.баланс предприятия.

2.отчет о финансовых результатах и их использовании.

3.приложения к балансу: «Отчет об основных показателях финансовой деятельности предприятия» и «Отчет предприятия о затратах на производство продукции».

Программа анализа финансово-хозяйственной деятельности выглядит следующим образом:

1. предварительный обзор экономического и финансового положения хозяйствующего субъекта.

2. оценка и анализ экономического потенциала предприятия-заемщика (оценка имущественного и финансового положения).

Подробному анализу, в частности подвергается:

- движение материальных запасов

- движение денежных средств на расчетных валютных счетах за определенный анализируемый период

- себестоимость продукции

- прибыль

- размещение основного и оборотного капитала

Экономический потенциал хозяйствующего субъекта может быть охарактеризован двояко: с позиции финансового состояния и с позиции его имущественного положения.

Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны: нерациональная структура имущества, его не качественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот. Так, неоправданная омертвление средств в неходовых товарах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привести к необходимости сократить имущество предприятия для расчетов с кредиторами.

Целью кредитного мониторинга является отслеживание изменения кредитоспособности Заемщика и определение необходимых действий в случае возникновения возможности невозврата (несвоевременного возврата) кредита и вознаграждения по нему, неисполнения обязательств Клиента по гарантиям и аккредитивам.

После выдачи кредита Банк должен последовательно отслеживать его качество. Ключевым моментом данной процедуры является систематический анализ финансово – хозяйственного состояния Заёмщика на основании полученной оперативной информации, в том числе текущей финансовой отчетности Заемщика.

Факторами, свидетельствующими об ухудшении качества кредита являются:

- нарушение графика погашения;

- просрочка оплаты вознаграждения или суммы основного долга;

- использование Заемщиком кредитных ресурсов не в соответствии с целевым назначением;

- снижение объема денег, поступающих на банковский счет Заемщика;

- возникновение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- ухудшение экономической ситуации в той отрасли, в которой работает Заемщик;

- ухудшение состояния предоставленного обеспечения.

Управление кредитным портфелем включает своевременное принятие следующих необходимых мер по предотвращению и преодолению возможных негативных последствий ухудшения качества кредита:

- проведение переговоров с Заемщиком по реструктуризации кредита, изменению условий погашения,

- оказание консультационных услуг по управлению активами Заёмщика, принятие участия в реализации залогового имущества;

- проведение переговоров о предоставлении Заемщиком дополнительного обеспечения,

- продажа активов.

По результатам мониторинга Банк приобщает к кредитному досье следующие документы:

- переписку между Банком и Заёмщиком;

- акты осмотра заложенного имущества;

- документы, отражающие финансовое состояние Заёмщика (гаранта);

- документы, отражающие регулярность и полноту документов по возврату Займа;

- документы, свидетельствующие о мерах, предпринятых Банком в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения Заёмщиком своих обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: