Isbn 5-9550-0247-2

Одна минута глупости

Перев. с англ. Н. Вишмидт. —М.: ООО ИД «София», 2005. — 352 с.

Предлагаем вашему вниманию последнюю книгу Энтони де Мелло — «ОДНА МИНУТА ГЛУПОСТИ». Он хотел, чтобы она вышла после «МОЛИТВЫ ЛЯГУШКИ». Мы издали ее так, как он ее оставил — без названий притч и оглавления, — только истории, одна за другой.

Чтобы прочесть любую из этих притч, нужна всего лишь минута. И потратить нужно именно минуту, ибо для того, чтобы эта книга стала не просто развлекательным чтением, лучше читать по одной притче в день. И помните — это не простая книга! Она написана не для того, чтобы поучать; ее задача — Пробудить.

Originally published as

Anthony de Mello, S.J. One minute Nonsense

Th Edition, 2002

© 1992 Gujarat Sahitya Prakash, Anand. India

Исключительное право публикации книги на русском языке принадлежит издательству «София»

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена без письменного разрешения издательства «София»

ISBN 5-9550-0247-2

© «София», 2005

© ООО ИД «София», 2005


От издателя

«ОДНА МИНУТА ГЛУПОСТИ» —последняя книга Энтони де Мелло, опубликованная после его смерти.

Написав ее после «Одной минуты мудрости» и перед «Молитвой лягушки», он отправил издателю рукопись с просьбой о скорейшем издании. Тогда книга выглядела точно так же, как и сейчас: ни оглавления, ни заголовков рассказов. За исключением короткого комментария к первому рассказу, написанного автором от руки, это был печатный текст. Вот-вот должен был начаться типографский набор, как в конце 1986 года де Мелло отправил новое письмо: «Я пишу другую книгу, которая будет называться «Молитва лягушки». Она должна выйти в свет раньше «Одной минуты глупости», поэтому прошу вас вернуть мне рукопись».

В начале 1987 года Тони усиленно работал над «Молитвой лягушки». Он планировал сдать рукопись в типографию до своего отъезда в Нью-Йорк в конце мая. Мы встретились с ним в Бомбее 30 мая и в течение нескольких часов обсуждали дизайн книги, после чего я спросил его об «Одной минуте глупости». Энтони сообщил, что книга уже готова и что он вышлет мне ее сразу по возвращении в Америку. После этого он планировал начать работу над Книгой Медитаций.

Около шести часов вечера мы попрощались, и я поспешил на поезд в Гуджарат. А он выехал в аэропорт двумя часами позже.

5


Он умер в Университете Фордхэм 1 июня 1987 года, вечером первого дня пребывания в Нью-Йорке.

Энтони не знал, что вернется так быстро — тело привезли 13 июня и похоронили в тот же день на кладбище при церкви Святого Петра, в городе Бандра. Именно в этой церкви он был когда-то крещен.

Среди его бумаг были найдены три рукописи:

1. «ОДНА МИНУТА ГЛУПОСТИ»: «Готова к печати» — написал он. Однако у рассказов не было названий, отсутствовало и оглавление. Планировал ли он добавить их? Об этом мы уже никогда не узнаем; хотя, скорее всего, нет, ведь он сказал мне — «готова к печати».

2. КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ДУХОВНЫХ ИСКАТЕЛЕЙ — полностью отредактированная и готовая к печати. Он не говорил об этой книге ни мне, ни кому-либо другому. Мы опубликовали книгу под таким названием: «КОНТАКТ С БОГОМ: КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ДУХОВНЫХ ИСКАТЕЛЕЙ».

3. Незаконченная рукопись Книги Медитаций, которую он планировал закончить после возвращения из Америки. Она была опубликована в том виде, в каком он ее оставил, под названием «Call To Love».

Предлагаем вашему вниманию его последнюю книгу — «ОДНА МИНУТА ГЛУПОСТИ». Энтони хотел, чтобы она вышла после «МОЛИТВЫ ЛЯГУШКИ». Мы издали ее так, как он ее оставил, — без названий притч и оглавления — только истории, одна за другой, и в том же порядке, как этого хотел автор.


Этот человек несет всякий вздор,заявил посетитель после беседы с Мастером.

Ты бы тоже нес всякий вздор, если попытался бы выразить Невыразимое,ответил ему один из учеников.

Когда посетитель спросил об этом напрямую у Мастера, то получил такой ответ:

— Каждый волен нести вздор. Главное — не делать это с серьезным видом.


В предлагаемых читателю историях от имени Мастера говорит не один человек. Это и индийский гуру, и дзэнский монах, и даосский мудрец, и еврейский раввин, и христианский священник, и суфийский мистик. Это Лао-Цэы, Сократ, Будда, Иисус, Заратустра и Мохаммед. Мастер жил и в VII веке до нашей эры, живет он и в XX веке нашей эры. Его мудрость в равной степени принадлежит и Западу, и Востоку. Но разве исторические экскурсы так важны? В конце концов, история — это лишь перечень событий, а не сама Жизнь; перечень теорий и доктрин, а не Безмолвие.

Чтобы прочесть любую из этих притч, нужна всего лишь минута. Возможно, вы найдете речь Мастера то насмешливой, то запутанной, а порой и вовсе лишенной смысла. Увы, это не простая книга! Она написана не для того, чтобы поучать; ее задача — Пробудить.

Не в напечатанных словах, даже не в самих рассказах, а в духовном подтексте, настрое, в особой атмосфере кроется невыразимая Мудрость. Читая страницу за страницей, разгадывая тайнопись Мастера, вы невольно соприкоснетесь со скрытым между строк Безмолвным Учением, пробудитесь — и преобразитесь. Мудрость означает следующее: измениться, не прикладывая к этому ни малейших усилий, преобразиться — верьте или нет —одним лишь пробуждением к жизни, к реальности, которая лежит за пределами слов и всякого понимания.

Если вам посчастливится стать Пробужденным, то вы поймете, что самые яркие слова — невысказанные, самое полное действие — несовершенное, а самая истинная перемена — та, что не зависит от вашей воли.

8


Предупреждение: читайте рассказы небольшими дозами — не более одного-двух в день. Превышение дозы снижает эффективность восприятия.


Ученик сказал новичку:

— Должен предупредить, что без правильного настроя ты не поймешь ни слова из того, о чем говорит Мастер.

— А как правильно настроиться?

— Будь подобен студенту, страстно желающему выучить иностранный язык. Слова, которые произносит Мастер, кажутся знакомыми. Но не попадайся на удочку — у них совершенно иной смысл.


Мастер мог быть достаточно критичным, когда считал критику уместной.

Ко всеобщему удивлению, на него никто не обижался. Когда его спросили, почему так происходит, он ответил:

— Все зависит от того, как это делать. Ведь люди — все равно что цветы: открываются и радуются летнему дождю и закрываются перед ураганным ливнем.


— Хороший способ обнаружить свои недостатки — найти то, что раздражает тебя в других, — говорил Мастер.

Однажды он поведал такую историю. Его жена поставила как-то коробку конфет на кухонную полку, но уже через час обнаружила, что коробка стала заметно легче. Весь нижний слой конфет ловко перекочевал в бумажный пакет, венчавший гору пожитков новой кухарки. Не желая никого ставить в неловкое положение, добросердечная хозяйка просто забрала эти конфеты и переставила коробку в буфет, чтобы больше никого не искушать.

После ужина в тот же вечер кухарка объявила, что уходит с работы.

— Почему? Что случилось? — спросил ее Мастер.

— Я не работаю у людей, которые воруют украденное, — дерзко ответила женщина.

12


На следующий день Мастер продолжил тему, рассказав новую историю. Ночной грабитель собирался взломать сейф, но вдруг увидел на двери сейфа записку:

«Пожалуйста, не взрывайте. Сейф не заперт. Просто поверните ручку».

Не успел он взяться за ручку сейфа, как на него упал мешок с песком, вспыхнул свет, а вой сирены поднял на ноги все окрестности.

Когда Мастер пришел проведать бедолагу в тюрьме, он увидел, что тот сильно удручен.

— Ну как после этого верить людям? — сокрушался вор-неудачник.

13


Когда после обеда гость изъявил желание вымыть посуду, Мастер спросил у него:

— А ты уверен, что умеешь мыть посуду? Гость возмутился: кто же не умеет мыть посуду?

— Да я и не сомневаюсь, что ты сделаешь посуду чистой, — ответил ему на это Мастер. — Я сомневаюсь, умеешь ли ты ее мыть.

Ученикам он позже объяснил:

— Есть два способа мытья посуды. Первый — мыть, чтобы посуда была чистой; второй — мыть для того, чтобы мыть.

Это объяснение еще больше запутало учеников, поэтому Мастер добавил:

— В первом случае действие неживое: пока тело моет посуду, ум сконцентрирован на том, чтобы сделать посуду чистой. Во втором случае действие живое: твое тело находится там, где и ум.

14


— Просветленный человек, — сказал Мастер, — это тот, кто в любую секунду точно знает, где находится, а это совсем не простая задача!

И он рассказал о своем друге, у которого был широкий круг знакомых. Другу было далеко за восемьдесят, но, несмотря на возраст, он охотно принимал приглашения на десятки вечеринок. Как-то на очередном приеме его спросили, сколько еще встреч он запланировал на этот вечер.

— Шесть, — ответил пожилой джентльмен, не отрывая глаз от маленькой записной книжки.

— Что вы там ищете? — спросили у него. — Хотите знать, куда направиться дальше?

— Нет, — ответил неутомимый старик. — Хочу вспомнить, где я сейчас.

15


У Мастера была аллергия на любые идеологии.

— В войне идеологий жертвами всегда становятся люди.

Позже Мастер уточнил:

— Люди убивают из-за денег и власти. Но самые безжалостные убийцы — те, кто убивает за идею.

16


На одной из лекций Мастер сказал:

— Гениальность композитора проявляется в написанной им музыке, но, разбирая ноты, гениальность не увидишь. Талант поэта заключается в его стихах, но, изучая стихи, талант не постигнешь. Бог проявляет себя в Мироздании — но самым тщательным исследованием Вселенной Бога не обнаружишь, подобно тому как старательным обследованием тела не выявишь душу.

После лекции кто-то спросил:

— Как же тогда постичь Бога?

— Смотреть на мир, ничего при этом не анализируя.

— А как нужно смотреть?

— Крестьянин, стремящийся найти красоту в закате солнца, будет видеть лишь солнце, тучи, небо и линию горизонта до тех пор, пока не осознает, что красота не существует сама по себе. Красота — это способность видеть. Попытки познать Бога будут тщетными до тех пор, пока вы не поймете, что Бога нельзя увидеть как некую сущность, для этого требуется особое умение видеть, свойственное лишь маленьким детям, — не искаженное надуманными доктринами и убеждениями.

17


Мастер вел беседу, когда в лекционный зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая внимания на присутствующих:

— И ты бросила университет для того, чтобы сидеть у ног этого идиота! Чему же он тебя здесь научил?

Девушка встала, спокойно вывела отца из зала и сказала:

— Общение с ним дало мне то, что не смог бы дать ни один университет — он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твое недостойное поведение.

18


— Что нужно сделать, чтобы стать просветленным? — спросили ученики у Мастера.

— Скажите, что падает в воду и не оставляет на ней ряби; проносится между деревьями и не производит ни звука;

гуляет в поле и не всколыхнет ни травинки?

После нескольких недель бесплодных раздумий ученики не выдержали:

— Что же это за вещь?

— Вещь? — переспросил Мастер. — Но это вовсе не вещь.

— Значит, это ничто?

— Можно сказать и так.

— Но как нам найти это?

— Разве я говорил, что нужно искать? Это можно найти, но это никогда не ищут. Ищите, и вы потеряете.

19


Мастер услышал, как за обедом некая актриса рассказывала о гороскопах.

Он наклонился к ней и произнес:

— Разве вы верите в гороскопы?

— Да, — ответила женщина, — я немножко верю во все.


Кто-то спросил Мастера, верит ли он в удачу.

— Конечно, — ответил Мастер, озорно подмигнув. — А чем же тогда объяснить успехи людей, которых не любишь?

21


Мастер беспощадно критиковал тех, кто постоянно жалеет или ругает себя.

— Допустить ошибку не страшно, пока не начинаешь настойчиво напоминать о ней, — сказал он.


Однажды Мастер рассказал о женщине, которая обратилась в полицию с заявлением об изнасиловании.

— Опишите насильника, — попросил ее следователь.

— Ну, прежде всего, он — идиоттй

— Вы сказали «идиот», мадам?

— Конечно.-Он ничего не умеет, мне пришлось помогать ему!

Ситуация перестала казаться забавной после того, как Мастер добавил:

— Каждый раз, когда вы на кого-то обижаетесь, вспомните, чем вы помогли обидчику.

Слова Мастера вызвали бурю протеста, поэтому он продолжил:

— Можно ли обидеть человека, если он отказывается принимать оскорбление?

23


Мастера спросили, как правильно пользоваться Писанием. В ответ он рассказал, как в свое время работал школьным учителем. Как-то он задал ученикам следующий вопрос:

— Как определить высоту здания с помощью барометра-анероида?

Один смекалистый ученик ответил:

— Я бы опустил барометр на веревке, а затем измерил длину веревки.

— Находчив в своем невежестве, — прокомментировал его ответ Мастер.

Затем он объяснил:

— Находчивость и невежество свойственны тем, кто пытается осмыслить Писание с помощью ума. Стараться постичь Писание умом — все равно что пытаться понять закат солнца, океанский прибой или шелест ночного ветра в кронах деревьев.

24


— Люди не желают расставаться с ревностью, волнениями, обидами, чувством вины, ибо эти негативные эмоции питают их эго, создают ощущение полноты жизни, — сказал Мастер.

В качестве примера он привел следующую историю:

Деревенский почтальон пересекал луг на велосипеде. На полпути его заметил бык и погнался за ним. Бедняга еле успел добраться до забора.

— Еще немного, и он догнал бы тебя, — сказал Мастер, наблюдавший за сценой.

— Да, — запыхавшись, ответил старик, — и так каждый раз.

25


Мастер отрицательно относился ко всякого рода концепциям и ратовал за «бесконцептуальные знания». Однажды к нему пришел ученый, чтобы выразить свое несогласие по этому поводу: он считал, что подобный взгляд дискредитирует науку.

Пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить ученого в том, что мастер не противник науки.

— Но жену лучше знать не с точки зрения научной концепции, — сказал он.

Позже, беседуя с учениками, Мастер высказался гораздо конкретнее.

— Концепции дают определения, — сказал он. — Определять — значит разрушать. Доктрины рассекают Действительность. А то, что вы рассекаете, вы убиваете.

— Следует ли из этого, что теории совершенно бесполезны?

— Нет. Расчленив розу, мы можем получить ценную информацию, но совсем ничего не узнаем о самом цветке. Став ученым, человек получает много знаний,

* но он совершенно ничего не знает о самой Действительности.

26


Мастер утверждал, что большинство людей живет не в мире Реальности, а в мире, созданном их умом.

Когда один ученый пришел поспорить на эту тему, Мастер выложил на полу две палочки в форме буквы «Т» и спросил:

— Что ты здесь видишь?

— Букву «Т>\ — ответил ученый.

— Я так и думал, — произнес Мастер. — В природе нет никакой буквы «Т»; есть только символ в твоей голове. Здесь лежат всего лишь две сломанные веточки.

27


— Когда вы говорите о Действительности, — сказал Мастер, — вы пытаетесь выразить словами Невыразимое. Поэтому не удивительно, что ваши слова могут быть поняты превратно. Вот почему люди, воспринимающие Жизнь через Библию, становятся глупыми и жестокими: они следуют не здравому смыслу, а своему пониманию Писания.

И он проиллюстрировал сказанное прекрасной притчей:

Деревенский кузнец нашел себе помощника,

согласившегося выполнять тяжелую работу за минимальную плату.

Кузнец сразу же принялся наставлять парня:

— Когда я выну полосу металла из огня и положу ее на наковальню, я кивну тебе головой.

В этот момент бей по ней молотом.

Ученик сделал так, как понял.

На следующий день он стал деревенским кузнецом.

28


Ученику, который очень боялся совершить ошибку, Мастер сказал:

— Самую большую ошибку совершает тот, кто не ошибается, — он не стремится к новизне.


Атеист:

— Скажи, существует ли Бог на самом деле? Мастер:

— Если ты хочешь, чтобы я был предельно честным с тобой, то я не стану отвечать.

Позже ученики спросили у Мастера, почему он не ответил.

— На этот вопрос нельзя дать ответ, — сказал Мастер.

— Значит, ты — атеист?

— Конечно, нет. Атеист совершает ошибку, отрицая то, что нельзя выразить словами.

Выдержав паузу, чтобы смысл сказанного дошел до учеников, он добавил:

— Теист, напротив, делает ошибку, утверждая то, что нельзя выразить словами.

30


— В чем секрет твоего спокойствия?

— В полном приятии неизбежного, — ответил Мастер.


Мастер с учеником проходили мимо слепого нищего. Тот сидел на тротуаре и просил подаяние.

— Подай ему, — сказал Мастер. Ученик бросил в шляпу нищего монету.

— Ты должен был снять свой головной убор в знак уважения, — сказал Мастер.

— Зачем? — не понял ученик.

— Так нужно поступать всегда, когда подаешь милостыню.

— Но он ведь слепой.

— Как знать, а вдруг он притворяется?

32


Когда монастырь перестал вмещать всех желающих, возникла необходимость построить более просторное здание. Один предприниматель выписал чек на миллион долларов и положил его перед Мастером. Тот взял чек и сказал:

— Очень хорошо. Я принимаю его.

Бизнесмен был разочарован. Сумма была очень внушительной, однако Мастер даже не поблагодарил его.

— Я выписал чек на миллион долларов, — сказал торговец.

— Да, я видел.

— Хоть я и богат, но миллион долларов — большая сумма.

— Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя?

— Вы обязаны это сделать.

— Почему я? Благодарить должен дающий, — ответил Мастер.

2 - 5699

33


Отношение Мастера к системе социального обеспечения вызывало недоумение. То он всецело поддерживал ее, то казался равнодушным.

Объяснения такой непоследовательности оказались не менее загадочными:

— Тот, кто хочет творить добро, должен стучаться во все двери, — говорил он. — Для того же, кто любит, двери всегда открыты.

34


Путник:

— Люди твоей страны бедны. Но они не выглядят озабоченными.

Мастер:

— Это потому, что они никогда не смотрят на часы.

2'

35


Один немолодой ученик помчался домой, когда узнал, что его дом сгорел.

Когда он вернулся, все стали выражать ему свое сочувствие.

Мастер сказал только одно:

— Зато теперь легче будет умирать.

36


— Для просветленного человека, — сказал Мастер, — мир совершенен в том виде, каков он есть.

— А садовник? — спросил кто-то. — Он тоже совершенен?

Монастырский садовник был горбуном.

— Если таково его предназначение в жизни, то садовник — совершенный горбун.

37


Ученики никак не могли согласиться с тем, что в мире все совершенно. Поэтому Мастеру пришлось объясниться на более понятном языке:

— Из нитей наших жизней и даже из наших прегрешений Богом сотканы превосходные узоры. Однако мы не видим этого, потому что смотрим на изнанку гобелена.

И еще лаконичнее:

— В том, что многие принимают за блестящий камешек, ювелир видит бриллиант.

38


Ученики огорчились, узнав, что на страницах общенационального журнала учение Мастера подверглось насмешкам.

Мастер оставался невозмутимым.

— Разве может быть истинным то, над чем никто не смеется? — заметил он.

39


В молодости Мастер был политическим активистом. Однажды он организовал марш протеста против политики правительства. Тысячи людей покинули свои дома и рабочие места, чтобы принять участие в демонстрации.

Не успел марш начаться, как он вдруг призвал людей разойтись.

— Ты не можешь так поступить. Акция была запланирована много месяцев назад и дорого стоила людям. Тебя обвинят в непоследовательности, — волновались его сторонники.

Мастер был непреклонным.

— Я забочусь не о репутации, — сказал он, — для меня важнее Истина.

40


Мастер учил, что причина страданий человека заключается в его убежденности, что нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы изменить.

Мастер особенно любил рассказывать историю о человеке, который сказал однажды владельцу магазина:

— У приемника, который вы мне продали, отличное качество звучания, но мне бы хотелось обменять его на другой — с более интересными программами.


— Что именно ты стремишься найти?

— Покой, — сказал посетитель.

— Тем, кто стремится защитить свое эго, истинный Покой приносит лишь беспокойство.

Группе религиозных фанатиков, пришедших поглазеть на него и просить благословения, Мастер с озорной улыбкой ответил:

— Пусть покой Божий никогда не дает вам покоя!

42


Вернувшись из поездки, Мастер рассказал о происшедшей с ним истории, которая, как он считал, могла бы стать метафорой самой жизни:

Во время короткой остановки он направился в уютное кафе. В меню были аппетитные супы, острые приправы и другие заманчивые блюда.

Мастер заказал суп.

— Вы из этого автобуса? — учтиво спросила почтенного вида официантка. Мастер кивнул.

— Тогда супа нет.

— А распаренный рис с соусом кэрри? — спросил удивленный Мастер.

— Нет, если вы из этого автобуса. Можете заказать только сэндвичи. На приготовление блюд я потратила целое утро, а у вас осталось не более десяти минут на то, чтобы поесть. Я не могу позволить вам есть блюдо, оценить вкус которого вы не сможете из-за нехватки времени.

43


В Мастере не было ничего помпезного. Его речь то и дело перемежалась диким, необузданным смехом, приводившим в смущение тех, кто серьезно относился к духовности — и к самим себе.

— Этот человек — настоящий клоун! — заметил один разочарованный посетитель.

— Нет-нет, — возразил ученик. — Ты не понял главного: клоун заставляет тебя смеяться над ним, а Мастер — над самим собой.

44


— Как научиться верить в Провидение?

— Верить в Провидение, — ответил Мастер, — все равно что пойти в дорогой ресторан без гроша в кармане и заказать дюжину устриц в надежде найти среди них жемчужину и расплатиться за обед!

45


Учеников шокировало равнодушие Мастера ко всякому поклонению.

— Найдите себе объект для поклонения, — любил повторять он, — и он отвлечет вас от того, что истинно важно, — от осознанности, ведущей к любви. В подтверждение своих слов он приводил в пример Иисуса, укорявшего тех, кто кричали «Бог, Бог!», но при этом совершенно неосознанно творили зло.

Однажды Мастер угостил бананом охваченного благоговейным страхом ученика, который отнесся к подарку с таким трепетом, что даже не знал, что с ним делать.

Когда Мастер узнал об этом, он ответил с присущей ему прямотой:

— Скажите этому идиоту, пусть он его съест.

46


Новичок:

-Почему проживание в монастыре рядом с Мастером почти ничего мне не дает?

Ученик:

— Может быть, это из-за того, что ты пришел научиться у него духовности?

— А могу я узнать, зачем ты сам сюда пришел?

— Чтобы видеть, как он завязывает свои сандалии.

47


Было интересно наблюдать за тем, как Мастер совершает самые обычные действия: сидит или идет, пьет чай или отгоняет муху. Он делал все с необычайной грацией, и казалось, что Мастер настолько в гармонии с Природой, будто эти действия совершались не им, а самой Вселенной.

Однажды он получил бандероль. Как зачарованные, с восторгом следили ученики за тем, как он развязывает веревки, разворачивает бумагу и достает содержимое пакета — будто это была не посылка, а живое существо.

48


Религиозная женщина сказала Мастеру, что утром была на исповеди.

— Не могу поверить, что ты можешь совершить тяжкий грех, — ответил ей на это Мастер. — В чем же ты исповедовалась?

— Как-то я поленилась пойти на проповедь в воскресенье, еще я когда-то поругалась с садовником. А однажды я -выпроводила свою свекровь из дому на целую неделю.

— Но это произошло пять лет назад, не так ли? С тех пор ты наверняка уже исповедовалась.

— Да, исповедовалась. Но я делаю это опять и опять. Мне просто нравится вспоминать это.

49


— Однажды ты поймешь, что ищешь то, что уже имеешь, — сказал Мастер усердствующему ученику.

— Почему же я не понимаю этого сейчас?

— Потому что ты очень стараешься.

— Так что — мне не делать никаких усилий?

— Успокойся и жди — всему свое время.

50


Тем, кто практикует добродетель с целью снискать дружбу или расположение Бога, Мастер обычно рассказывает такую историю:

Большая толпа людей принимала участие в бесплатном розыгрыше «кадиллака», организованном компанией, производящей мыло.

Участникам задавали вопрос:

— Почему вам нравится мыло «Райский аромат»? Одна женщина честно ответила:

— Потому что мне хочется иметь «кадиллак».

51


— Я уже четыре месяца у тебя, но до сих пор ты еще не обучил меня никакому методу, никакой технике.

— Метод? — переспросил Мастер. — Какой же тебе нужен метод, скажи, пожалуйста?

— С помощью которого я смог бы достичь внутренней свободы.

Мастер громко рассмеялся.

— Нужно и в самом деле обладать большим мастерством, чтобы добиться освобождения с помощью ловушки, именуемой методом, — сказал он.

52


Один из учеников высказал мнение, что Мастеру пора усовершенствовать свои духовные практики. Услышав это, Мастер громко рассмеялся и рассказал историю об одном студенте.

— Нет ли у вас каких-либо более современных изданий учебника по анатомии? Этому, что вы предложили, не менее десяти лет, — сказал студент продавцу книжной лавки.

— Послушай, сынок, за последние десять лет в человеческом теле костей не прибавилось, — ответил продавец.

— Ничего не прибавилось и за последние десять тысяч лет, — добавил Мастер.

53


Однажды Мастер загадал загадку:

— Что общего у художника и музыканта с мистиком? Ответа не знал никто.

— Знание того, что самую совершенную речь рождает не язык, — ответил Мастер.

54


Мастер шел по улице, когда внезапно из двери какого-то дома выбежал человек и со всего маху врезался в него.

Человек был вне себя от ярости и разразился ругательствами. Мастер слегка поклонился, мило улыбнулся и сказал:

— Друг, я не знаю, кто из нас виноват в столкновении, но не намерен тратить время на выяснения. Если я налетел на тебя, то прошу прощения; если ты врезался в меня, то забудь об этом.

Поклонившись и улыбнувшись еще раз, Мастер удалился.

55


Мастер сказал художнику:

— Чтобы добиться успеха, каждому художнику или композитору необходимо долго и упорно трудиться. Некоторым во время работы удается освободиться от эго. В таком случае рождается шедевр.

Позже ученик спросил Мастера:

— Кто такой Мастер?

— Тот, кому дано освободиться от эго. Жизнь такого человека — шедевр, — ответил Мастер.

56


Мастер всегда говорил, что Истина у нас перед глазами и мы не видим ее потому, что нам недостает перспективы.

Однажды Мастер взял с собой в горы ученика. Когда они преодолели уже полпути, ученик обвел взглядом подлесок и стал сокрушаться:

— И где же тот прекрасный пейзаж, о котором ты постоянно толкуешь?

Мастер ухмыльнулся.

— Ты находишься в самом его центре, в чем убедишься сам, когда мы достигнем вершины горы.

57


— Где я смогу найти достойного Учителя, когда вернусь в свою страну?

— Тебе не нужно его искать, он всегда с тобой. Ученик был ошеломлен.

— Просто наблюдай, как ты реагируешь на все — на птицу и лист дерева, слезу и улыбку, — тогда все становится твоим Учителем.

58


Мастера нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость.

Однажды вечером юный ученик отвозил Мастера домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:

— Хочу быть самим собой, и пусть все знают, что я чувствую. Вежливость — это ерунда, сотрясение воздуха.

— Это верно, — любезно согласился Мастер, — но именно воздухом наполнены наши автомобильные шины, и видишь, как он помогает смягчать удары.

59


Обычно Мастер не был словоохотлив, но когда речь заходила о чарующей силе слов, он становился красноречивым:

— Берегитесь слов, — говорил он, — как только вы расслабитесь, они начинают жить своей жизнью; они будут слепить вас, гипнотизировать, терроризировать, — они уведут вас от реальности, которую обозначают, —заставят думать, что они и есть действительность.

Мир, который вы видите, — не Царство, что видят дети; ваш мир фрагментарен, разбит на тысячи частей вашим словом...

Будто каждая волна океана независима и существует отдельно от самого океана. Когда слова и мысли затихают, Вселенная расцветает — она реальна, целостна и едина —

60


а слова становятся тем, чем они должны быть: партитурой — но не музыкой, меню — но не едой, указателем на дороге — но не окончанием пути.


Однажды Мастер рассказывал о гипнотической силе слов. Кто-то из задних рядов выкрикнул:

— Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»?

— Сядь на место, ублюдок! — отрезал Мастер.

Человека охватила ярость. Он разразился нецензурной бранью, и понадобилось немало времени, прежде чем он пришел в себя.

С видом раскаяния Мастер сказал:

— Простите меня... я погорячился. Искренне прошу прощения за свой непростительный выпад.

Ученик тут же успокоился.

— Вот тебе и ответ, — подытожил Мастер. — От одного слова ты пришел в ярость, от другого — успокоился.

62


Правитель покинул свою величественную резиденцию, пришел к Мастеру и потребовал, чтобы тот его учил.

— Чему ты хочешь научиться у меня? — спросил Мастер.

— Мудрости.

— А, друг! С каким удовольствием я сделал бы это, если бы не одно препятствие!

— Какое?

— Мудрости невозможно научить.

— Значит, мне здесь нечему учиться.

— Мудрости можно учиться. Но ей нельзя научить.

63


Путешествуя по горам, группа учеников забралась на заснеженную вершину. Везде царила космическая тишина. Путникам захотелось узнать, бывают ли здесь ночью какие-нибудь звуки. С этой целью они включили магнитофон на запись, поставили его у входа в палатку и отправились спать.

Вернувшись в монастырь, они прослушали пленку: ни звука; абсолютная, Немая тишина.

Вслушиваясь в запись, Мастер воскликнул:

— Разве вы не слышите?

— Что?

— Гармонию движения галактик! Ученики удивленно переглянулись.

64


Привязанности искажают восприятие — Мастеру часто приходилось говорить об этом.

Однажды ученики к своему удовольствию получили великолепный пример, подтверждающий истину этих слов. Они услышали, как Мастер спросил у одной матери:

— Как поживает твоя дочь?

— Моя любимая доченька! Она так счастлива! У нее такой замечательный муж! Он подарил ей автомобиль, купил ей драгоценности, о которых она мечтала, нанял для нее слуг. Он подает ей завтрак в постель, и она встает не раньше полудня. Не муж, а настоящий принц!

— А как дела у сына?

— Ох, мой бедный мальчик! Ну и брюзгу взял он себе в жены! Он предоставил ей все, что она хотела: автомобиль, драгоценности, армию слуг. А она валяется в постели до полудня! И даже не встанет, чтобы приготовить мужу завтрак!

3-5699

65


Все обсуждали новость: один очень религиозный человек покончил жизнь самоубийством.

В монастыре поступок самоубийцы не нашел одобрения, однако некоторые стали восхищаться его верой.

— Верой? — переспросил Мастер.

— Но ведь он был мужественным в своем решении, не правда ли?

— Это фанатизм, а не вера. Вера требует еще большего присутствия духа: пересмотреть свои убеждения и отказаться от них, если они не соответствуют фактам.

66


Когда Мастер был еще мальчишкой, в школе его постоянно обижал задира-одноклассник.

Повзрослев и раскаявшись, обидчик пришел в монастырь. Мастер принял его с распростертыми объятиями.

Однажды одноклассник завел разговор о своем жестоком поведении, но Мастер сделал вид, будто ничего не помнит.

— Разве ты ничего не помнишь? — спросил тот.

— Почему же, я ясно помню, как забыл об этом! — ответил Мастер, и оба рассмеялись.

67


Мать спросила, когда лучше начинать воспитание дочери.

— Сколько ей лет? — спросил Мастер.

— Пять.

— Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала.

68


Услышав, что соседний лес был уничтожен пожаром, Мастер собрал всех своих учеников:

— Мы должны заново засадить лес кедрами.

— Кедрами? — усомнился ученик. — Но для того, чтобы вырасти, им понадобится две тысячи лет!

— В таком случае нам нельзя терять ни минуты. Нужно начинать, немедленно.

69


У одного ученика спросили:

— Зачем ты ходишь к Мастеру? Он помогает тебе зарабатывать деньги на жизнь?

— Нет, но благодаря его помощи я буду знать, что мне делать с жизнью, когда я заработаю их.

70


— Твои религиозные лидеры так же слепы и сбиты с толку, как и ты, — сказал Мастер. — Сталкиваясь с жизненными проблемами, они ищут готовые ответы в Библии. Но Жизнь слишком объемна для того, чтобы поместиться в какую бы то ни было книгу.

В подтверждение сказанного Мастер рассказал о грабителе:

— Это разбойное нападение! Деньги или еще что-нибудь! — крикнул грабитель.

— Что именно?

— Не сбивай меня с толку. Это мое первое ограбление!

71


— Как Мастер объясняет существование зла в мире? — спросил посетитель.

Один из учеников ответил:

— Никак не объясняет. Он слишком занят, чтобы заниматься еще и этим.

Другой ученик добавил:

— Люди либо постоянно борются с миром, либо изнывают в нем от скуки. Мастер находит мир изумительным, удивительным, непостижимым — он просто восхищен им.

72


Проповедник слыл знаменитым оратором. Но друзьям он как-то признался, что его красноречие не может сравниться по эффективности с немногословными высказываниями Мастера.

Проведя у Мастера неделю, он разгадал, в чем секрет.

— Когда говорит Мастер, его слова порождают тишину. Моя же речь, увы, порождает мысль.

73


Мастер был известен тем, что восхищался совершенством человеческого тела. Когда один ученик назвал тело человека земным сосудом, Мастер восторженно процитировал поэта Кабира:

«В этом земном сосуде каньоны и гималайские горы, все моря и океаны, миллионы галактик; музыка небес и истоки всех водопадов и рек».

74


Мастер долго и оживленно говорил с группой учителей, ведь он сам был когда-то учителем. Проблема учителей заключается в том, что они постоянно забывают, что задача образования — не в накоплении знаний, а в познании самой жизни.

Мастер рассказал, как однажды у реки повстречал мальчугана. Тот удил рыбу.

— Привет! — поздоровался Мастер. — Хороший день для рыбалки!

— Очень, — отозвался мальчик. Немного погодя Мастер спросил:

— А почему ты сегодня не в школе?

— Ну, вы же сами сказали, сэр, что сегодня — хороший день для рыбалки.

Еще Мастер рассказал о характеристике, которую принесла из школы его маленькая дочь Мина:

«Успеваемость хорошая. И могла быть еще выше, но этому мешает одно обстоятельство — она слишком радуется жизни».

75


Мастер любил говорить, что природа полна блаженства. Однажды, сидя в саду, он воскликнул:

— Посмотрите на эту яркую голубую птичку, что сидит на ветке того дерева; как она прыгает вверх-вниз, вверх-вниз, наполняя мир мелодией своей песни, предаваясь бесконечному блаженству, ведь для нее не существует такого понятия, как «завтра».


— Закон — это выражение святой воли Господа и должен быть почитаем и любим, — благоговейно произнес проповедник.

— Вздор, — возразил Мастер. — Закон — это неизбежное зло и должен быть урезан до самого минимума. Покажи мне хотя бы одного человека, любящего закон, и я покажу тебе тупого тирана.

Он рассказал как-то о своей сестре, которой надоело толкать перед собой коляску с маленькой дочкой и она прикрепила к коляске моторчик. Тут же появилась полиция. Ей сразу заявили, что мотоколяска способна развить скорость до пяти километров в час, а это значит, что она попадает под классификацию «самодвижущееся транспортное средство». Поэтому матери нужно срочно обратиться за документами на владение мотосредством, а также за номером, фарами и тормозами; а в довершение всего — получить водительское удостоверение!

77


Далее Мастер поведал об астронавте, который вернулся из космоса, облетев Землю пятьсот раз. На вопрос о самочувствии он ответил:

— Больше нет никаких сил! Представьте, сколько раз мне пришлось читать утренние, обеденные, вечерние и ночные молитвы, как велит мне моя вера!

78


Для Мастера все правила, какими бы священными они ни были, имели чисто функциональную ценность. Они должны подчиняться Реальности — единственному Высшему Закону.

Однажды, следуя веяниям моды, его дочь-подросток изъявила желание надеть платье, которое открывало плечи. Но мать сочла, что дочь еще недостаточно взрослая для этого. Горячие споры не прекращались несколько дней.

Когда наконец поставили в известность Мастера, он сказал:

— Пусть она примерит платье. Если оно удержится на ней, значит, она достаточно выросла, чтобы носить его.

79


К Мастеру пришел религиозный писатель и попросил научить его мудрости.

— Одни пишут, чтобы заработать себе на жизнь; другие — чтобы поделиться своими взглядами или поднять вопросы, которые волнуют читателей; третьи — чтобы разобраться в самих себе, — сказал ему Мастер.

Популярность таких писателей недолговечна. Истинная слава приходит к тем, кто пишет, потому что не в силах сдерживать желание писать.

Поразмыслив немного, он добавил:

— Такие писатели выражают божественное независимо от того, о чем пишут.

80


На вопрос, с чем можно сравнить просветление, Мастер ответил:

— Представь, что ты находишься в пустыне и внезапно чувствуешь, что на тебя кто-то смотрит.

— Кто?

— Скалы, и деревья, и горы.

— Жуткое ощущение.

— Наоборот, радостное. Но поскольку это ощущение человеку непривычно, ему хочется убежать назад, к привычному миру людей — с его шумом, разговорами, смехом, — к миру, который отрезал нас от Природы и Действительности.

81


Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы.

В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днем запоздалой весны.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:

— Эй, ты, бестолочь, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

— Будут, когда я туда доберусь.

82


Один ученик часто страдал от затяжной депрессии.

— Врач настойчиво советует мне начать прием лекарства, чтобы справиться с депрессией, — сказал он.

— Ну, так почему ты не начинаешь? — спросил его Мастер.

— Боюсь, как бы это не повредило печени и не сократило мне жизнь.

— Что ты предпочитаешь — здоровую печень или радостное настроение? Один год жизни ценнее двадцати лет спячки.

Позже он обратился к своим ученикам:

— Жизнь похожа на сказку: не важно, длинная она или короткая; важно — хороша ли она.

83


— Добрые дела, совершаемые спонтанно, ценнее тех, что вершатся намеренно, — сказал однажды Мастер.

Это вызвало шквал вопросов, но Мастер ловко уклонился — он поступал так тогда, когда считал, что время отвечать на них еще не настало. Однажды все пошли на концерт всемирно известной пианистки. Мастер прошептал сидящему рядом ученику:

— Движения пальцев этой женщины по клавиатуре не могут быть намеренными. Работа такого качества — это работа подсознательного.

84


— Радуешься ли ты, видя плоды своих трудов?

— А радуется ли инструмент, когда видит результаты работы руки?


Посетив монастырь, один человек сказал, что больше всего его поразило то, что он назвал «сиянием» Мастера. Однажды этот человек встретил старого друга Мастера и спросил, есть ли этому какое-нибудь объяснение.

Друг ответил:

— Я скажу так: Жизнь — это Тайна. Смерть — это ключ, раскрывающий ее. Как только ты повернешь ключ, ты растворяешься в этой Тайне навсегда.

— Нужно ли дожидаться смерти, прежде чем повернуть ключ? — спросил посетитель.

— Нет! Ты можешь повернуть его прямо сейчас — посредством Безмолвия — и раствориться в Тайне. Тогда ты также будешь излучать свет — как Мастер.

86


Ученик спросил у Мастера о значении одной фразы, которую он где-то слышал:

«Просветленный человек путешествует, не двигаясь».

Мастер сказал на это:

— Садись у окна каждый день и наблюдай за постоянно меняющимся видом за окном — ведь Земля приглашает тебя в ежегодное путешествие вокруг Солнца.

87


Изучавший санскрит ученый был очарован тем, как Мастер мелодично напевает стихи на санскрите.

— Я всегда знал, что нет на земле языка, более подходящего для выражения Божественного, чем санскрит!

— Не будь глупцом! — сказал ему Мастер. — Язык Божественного — не санскрит, а Безмолвие.

88


Мастера забавляло то, что некоторые специально занижают чувство собственного достоинства, выдавая это за смирение. Он рассказал ученикам такую притчу:

Два человека, священник и пономарь, пришли в церковь помолиться.

Отдавшись чувствам, священник стал бить себя в грудь и выкрикивать:

— Я — самый грешный из людей, Господи!

Я не заслуживаю твоей милости!

Я — пустое место, ничтожество — сжалься надо мной!

Недалеко от священника стоял пономарь.

В молитвенном экстазе он также стал бить себя в грудь и кричать:

— Сжалься, Господи! Я — грешник, я — ничтожество!

Священник повернулся и с надменным видом сказал:

— Ха! Посмотрите на него! Он тоже притязает на ничтожество!

89


4t*

— Приведи хотя бы один пример реальной, практической пользы от духовности, — скептик был готов поспорить.

— Хорошо, — ответил Мастер. — Когда кто-либо обижает тебя, ты можешь поднять свой дух до таких высот, которых обида не достигнет.

90


до

— Почему... почему... почему? — удивленно спрашивал ученик, когда узнал, что Мастер потребовал от него покинуть монастырь спустя всего сутки после того, как он был принят в ученики.

— Тебе не нужен Мастер.

Я могу показать тебе путь,

но пройти его можешь только ты сам.

Я могу указать тебе, где есть вода,

но напиться можешь только ты сам.

Зачем ты теряешь здесь время и смотришь

на меня мечтательными глазами?

Ты знаешь дорогу. Ступай!

Вода прямо перед тобой. Пей!

91


«до

Группа паломников решила посетить Мастера. Когда странники предстали перед гуру, они попросили его сказать мудрое слово.

Мастер, который мгновенно узнавал людей от религиозного бизнеса, сказал:

— Постарайтесь понять, что вы далеки от истинной духовности.

Возмутившись такому оскорблению, путники потребовали объяснений. Мастер ответил:

Кролик и лев зашли как-то в ресторан.

Все присутствующие в ресторане замерли: никто не верил своим глазам.

Кролик сделал заказ официанту:

— Салат, пожалуйста — без соуса.

— А как насчет твоего друга? — спросил официант. — Что принести ему?

— Ничего.

— Ты хочешь сказать, что лев не голоден?

Кролик посмотрел официанту прямо в глаза и сказал:

— Как вы думаете, если бы это был лев, стал I бы он здесь сидеть? Это подделка!

92


V*

Любознательный ученик спросил Учителя:

— По какому признаку можно узнать, что человек достиг просветления?

— А вот по какому. Ты вдруг задаешься вопросом: «Это я сошел с ума — или все остальные?»

93


^v

Мастер всегда учил, что, выбирая проповедника или священника, нужно ориентироваться на их знания, а не заверения.

— Два туриста приближались к Гонолулу, — рассказывал Мастер, — и поспорили о том, как правильно произносить слово «Гавайи». Один утверждал, что нужно говорить «Гаувайи», другой настаивал, что «Гавайи».

Едва высадившись на остров, они первым делом обратились к местному жителю.

— Салют! Как вы здесь произносите название острова: «Гаувайи» или «Гавайи»?

— Гавайи, — ответил тот.

— Спасибо.

— Добро пожаловать на наш остров, вы оба! — улыбнулся туземец.

94


— В чем заключается работа Мастера? — спросил один важный посетитель.

— Научить людей смеяться, — с серьезным видом ответил Мастер.

95


до

В другой раз Мастер заявил:

— Если ты способен рассмеяться жизни в лицо, ты становишься властелином мира — как человек, готовый в любой момент умереть.


— Как узнать просветленного человека?

— Осознав зло, просветленный никогда больше не совершит его, — сказал Мастер.

И добавил:

— И никогда не поддастся искушению. Все остальные — мошенники.

Затем он рассказал историю о контрабандисте, который, опасаясь полицейских рейдов, обратился к очень известному монаху с просьбой спрятать контрабандный товар в монастыре. Он рассчитывал на то, что полиция не заподозрит священника — у того была безупречная репутация.

Монах отреагировал на такую просьбу с негодованием и потребовал, чтобы человек немедленно покинул монастырь.

— За твое милосердие я дам тебе сто тысяч долларов, — пообещал контрабандист.

Монах слегка помедлил, прежде чем отказать вновь.

— Двести тысяч.

Монах по-прежнему отказывался.

— Пятьсот тысяч.

Монах схватился за палку и завопил:

— Убирайся сию же минуту! Ты слишком близко подобрался к моей цене!

4 - 5699

97


fV

— Только глупец будет раздумывать — променять ли ему все, что у него есть, на истину, — сказал Мастер.

И рассказал следующую притчу:

Как-то во время нефтяного бума в одной маленькой стране люди с готовностью распродавали свои участки земли нефтяным корпорациям, платившим за них баснословные суммы.

Лишь одна пожилая дама наотрез отказывалась продавать свою землю.

Предложения дошли до астрономических высот. Наконец одна нефтяная компания сообщила ей, что согласна заплатить любую цену. Но дама по-прежнему не соглашалась. Ее взволнованная подруга попросила объяснить причину отказа.

— Разве тебе не понятно, — ответила та, — что если я соглашусь, то потеряю единственный источник дохода.

98


— Я богат, но несчастен. Почему?

— Потому что ты слишком много времени тратишь на то, чтобы зарабатывать деньги, и слишком мало — на то, чтобы дарить людям любовь.


**

Мастер учил, что любое открытие, любое изменение, даже в лучшую сторону, всегда сопровождается побочными эффектами, которые нужно тщательно продумывать, прежде чем внедрять новшество. Изобретение пороха обеспечило человеку защиту от диких животных, но и привело к появлению современного оружия. С появлением автомобиля появилась не только скорость, но и загрязнение окружающей среды. Современные технологии спасают нам жизнь, но делают наши тела вялыми.

«Жил-был один человек, — рассказывал Мастер, — у которого был золотой пупок, причинявший ему бесконечные страдания, ибо всякий раз, принимая душ или обнажаясь на пляже, он слышал в свой адрес насмешки людей. Поэтому он не переставал молиться о том, чтобы Бог дал ему пупок как у всех. Однажды ему приснился сон, будто ангел спустился с небес, выкрутил пупок, положил его на стол и исчез.

После пробуждения человек первым делом проверил, не оказался ли этот сон вещим. Точно! На столе блестел золотой пупок. В восторге человек вскочил с кровати — и его пупок выпал!»

100


до

Философ спросил:

— В чем цель жизни?

— В том, чтобы любить, — ответил Мастер. Позже он сказал ученикам:

— Любовь была до сотворения мира. После сотворения мира любовь стали создавать. Когда любовь будет доведена до совершенства, мир исчезнет, а любовь будет существовать вечно.

101


Когда разговор зашел о современных технологиях, Мастер вспомнил о своем друге, который хотел привить детям любовь к музыке и купил им пианино.

Вернувшись вечером домой, отец обнаружил, что дети в замешательстве рассматривают инструмент.

— Как он включается в розетку? — не понимали они.

102


^«*

В молодости Мастер много путешествовал по миру. Он рассказывал, что однажды, находясь в шанхайском порту, услышал около своей лодки резкий крик. Высунувшись из лодки, он увидел мужчину в соседней джонке, который держал за косичку другого мужчину, барахтавшегося в воде.

Тот, что был в джонке, опускал голову другого под воду, а затем резко вытаскивал его на поверхность. Оба некоторое время что-то кричали, и все повторялось вновь.

Мастер подозвал мальчишку-гребца и спросил, что происходит. Мальчик прислушался на мгновение, затем рассмеялся и сказал:

— Ничего особенного, сэр. Тот, что наверху, требует за спасение шестьдесят юаней, а тот, что в воде, дает только сорок.

Учеников рассмешила эта история. Мастер спросил их:

— Есть ли здесь хоть один, кто никогда не торгуется о цене своей единственной Жизни?

Все промолчали.

103


w

— Кого можно назвать счастливым?

— Того, у кого нет ни денег, ни надежд, ни желания иметь их, — ответил Мастер.

104


до

Мастер никогда не упускал случая, чтобы прокомментировать услышанное им высказывание о Боге. Все сказанное о Боге он считал поэтическим или символическим выражением Невыразимого. Однако люди безрассудно принимали их как дословные описания божественного.

Проповедник сказал:

— Я уверен, что Бог мудр и добр. Мастер возразил:

— Тогда почему он беспомощен перед лицом зла?

— Откуда мне знать? Что я — мистик?

Позже Мастер повеселил своих учеников одной еврейской историей:

Два человека сидели за чашкой чая в тишине. Через некоторое время один из них произнес:

— Жизнь похожа на миску остывшего супа.

— На миску остывшего супа? — переспросил другой. — Почему?

— Откуда мне знать? Что я — философ?

105


fV

Однажды Мастер обратился к индийскому понятию о том, что сотворение мира — это «лила», игра Бога; а Вселенная — Его игровая площадка. Цель духовности, говорил он, — сделать жизнь игрой.

Для пуританина это прозвучало слишком легкомысленно.

— Что же получается, в жизни нет места для работы?

— Конечно, есть. Но работа становится духовной лишь тогда, когда она превращается в игру.

106


У Мастера спросили, что такое «бескорыстное деяние». Он ответил:

— Деяние, совершаемое с любовью ради него самого, но не ради похвалы, выгоды или прибыли.

Затем Мастер рассказал историю. Один ученый нанял рабочего, завел его на задний двор и дал ему топор.

— Видишь бревно? Потрудись расколоть его, но сделать это нужно обратной стороной топора, а не лезвием. Получишь сто долларов за каждый час работы.

Работник подумал, что ученый лишился рассудка, но плата была хорошая, и он приступил к работе.

Два часа спустя он пришел и сообщил:

— Я ухожу, сэр.

— В чем дело? Ты не доволен суммой вознаграждения? Я удваиваю размер оплаты!

— Нет, спасибо, — сказал человек. — Оплата отличная. Но когда я колю дрова, я должен видеть, как летят щепки!

107


до

Супружеская пара спросила у Мастера, как правильно воспитывать детей. В ответ они услышали древнееврейское высказывание:

— Не ограничивайте детей рамками своих собственных знаний, ведь они родились в другое время.

108


^«*

— Люди несчастливы главным образом потому, что получают необъяснимое удовольствие от своих страданий, — сказал Мастер.

Он рассказал о том, как однажды путешествовал поездом на верхней полке. Ночью ему никак не удавалось уснуть, потому что с нижней полки беспрерывно доносился стон женщины:

— Ох, как я хочу пить... Боже, как я хочу пить!..

Жалобное стенание снизу не прекращалось ни на минуту. Наконец Мастер сполз вниз, прошел по продуваемому ветром коридору через весь поезд, наполнил два больших бумажных стакана водой и, вернувшись назад, вручил их страдалице.

— Мадам, вот вам вода!

— Благослови вас Господь, сэр. Спасибо.

Мастер снова взобрался на свою полку, удобно устроился и уже погрузился в сладостную дрему, как снизу опять раздались причитания:

— Ох, как я хотела пить... Боже, как я хотела пить!..

109


f^Jt

Одна женщина, работник социальной сферы, изливала Мастеру свои жалобы. Сколько пользы она смогла бы принести бедным, если бы ей не приходилось тратить так много времени и сил, защищая себя и свою работу от злословия и непонимания.

Мастер внимательно выслушал ее, а затем произнес лишь одну фразу:

— Камни не бросают в бесплодное дерево.

ПО


tv

— Может ли действие привести к Просветлению? — спросили у Мастера.

— Только действие и приводит к Просветлению. Но оно должно быть бескорыстным и совершаться просто так, без какой-либо цели.

Мастер рассказал, что однажды вместе с маленьким сыном известного футболиста он сидел на трибуне стадиона и смотрел тренировочный матч. Когда отец мальчика забил блестящий гол, зрители пришли в бурный восторг. Только сын никак не отреагировал; он просто сидел со скучающим видом.

— Что с тобой? — удивился Мастер. — Разве ты не видел — твой отец забил гол!

— Да, он забил красивый гол, но сегодня вторник. Настоящая игра будет в пятницу — вот когда будут нужны голы.

Мастер подытожил:

— К сожалению, люди ценят лишь те действия, которые помогают забивать голы.

111


до

Ученики спросили Мастера, почему он никогда не молится.

— В лучах солнца лампа становится бесполезной; у подножья Гималаев даже самый высокий храм кажется крохотным.

112


до

— Священник говорит, что храм — это единственное место, где нужно молиться. Что ты скажешь об этом?

— В данном вопросе твой священник — не лучший советник, — ответил Мастер.

— Но ведь он знает, что говорит, не правда ли?

В ответ Мастер привел пример из своей жизни. Как-то в одной стране он купил два путеводителя.

Увидев это, гид нахмурился:

— Этот путеводитель очень плохой. А вот тот — лучше.

— Почему? Разве в нем больше информации? Гид покачал головой:

— В этом путеводителе сказано, что гиду нужно давать пятьдесят центов. А в том — пять долларов.

из


»»v

Единственный смысл вашего вступления в религиозную организацию в том, чтобы с чистой совестью избежать религии, — сказал Мастер.

И он рассказал о своей беседе с ученицей, которая только что обручилась с одним коммивояжером.

— Он красив? — спросил Мастер.

— Как сказать... ничем особенным он в толпе не выделяется.

— Богат?

— Может и богат, но достаточно бережлив.

— У него есть плохие привычки?

— Он чрезмерно курит и пьет.

— Ничего не понимаю. Если у него нет никаких достоинств, тогда зачем ты вышла за него замуж?

— Он все время в разъездах; его практически не бывает дома. Вот и получается — я замужем, но меня это совсем не тяготит.

114


^«*

Мастер редко затрагивал в беседах духовные вопросы. Он с удовольствием ел, работал, играл с учениками и принимал участие в разговорах на любые темы — от политической ситуации в стране до самого свежего анекдота.

Однажды посетитель спросил:

— Как вас может учить человек, который чаще рассказывает анекдоты, чем говорит о Боге?

— Обучать можно по-разному, и не только с помощью слов, — ответили ему.

115


^«*

Мастер любил играть в карты. Однажды он всю ночь напролет просидел за игрой в покер с учениками. Когда игроки оторвались от игры, чтобы перекусить, разговор зашел о смерти.

— Как бы вы поступили, если бы я свалился замертво прямо посреди игры? — спросил Мастер.

— А как бы ты хотел, чтобы мы поступили?

— Вы должны сделать вот что. Во-первых, оттащить тело куда-нибудь в сторону.

— А во-вторых?

— А во-вторых, продолжать игру.

116


де

— Почему ты пришел к Мастеру?

— Потому что жизнь завела меня в тупик и я уже не ждал от нее ничего хорошего.

— И куда же она ведет тебя сейчас?

— Никуда.

— И что ты^от нее сейчас ждешь?

— Ничего.

— Так в чем же разница?

— Сейчас я никуда не иду, ибо идти некуда. И ничего от жизни не жду, ибо желать мне нечего.

117


>до

Человеку, потратившему долгие годы на изучение Закона своей религии, Мастер сказал:

— Любовь — вот ключ к достойной жизни, а не религия или закон.

Затем он рассказал о двух учениках воскресной школы, которым так надоели религиозные предписания, что один из них предложил бежать.

— Убежать... Но нас поймают родители и так нам накостыляют!

— А мы будем драться!

— Что? Ударить своего отца? Ты сошел с ума! Ты что, забыл, что Бог велит нам почитать отца с матерью?

— Верно... Тогда давай я стукну твоего отца, а ты — моего.

118


до

Мастер говорил, что абсурдно называть себя индийцем, китайцем, африканцем, американцем, индуистом, христианином или мусульманином: это всего лишь ярлыки.

Ученику, который заявлял, что он прежде всего иудей, а потом все остальное, Мастер мягко сказал:

— Это не твоя сущность, это обусловленность у тебя иудейская.

— А что есть моя сущность?

— Пустота.

— Ты хочешь сказать, что я — вакуум, пустое место? — недоверчиво переспросил ученик.

— Ты — то, на что нельзя наклеить ярлык.

119


до

На праздновании дня рождения Мастера ученик несколько нарочито отказался от предложенного ему бокала с вином.

Походя по комнате, он столкнулся с Мастером, который подмигнул ему и прошептал:

— Тебе еще нужно многому научиться.

— Чему, например?

— Ну, например, вот этому: можно залить свой молитвенный коврик вином, и он все равно останется божественным.

120


Мастер был противником аскетизма и во всем проповедовал умеренность. Он говорил, что, если наслаждаться жизнью, автоматически обретаешь умеренность.

На вопрос, почему он выступает против практик самоограничения, Мастер ответил:

— Потому что они порождают тех, кто ненавидит удовольствие, а такие люди всегда становятся человеконенавистниками.

— Но ведь и многие любители удовольствий — это упрямые и жестокие люди.

— Не совсем так. Они любят не удовольствие, которому следует полностью отдаться. Им нравится наказание, которое они наносят своему телу через чрезмерные удовольствия.

121


^**

Мастер учил в основном притчами и рассказами. Кто-то спросил ученика, у кого он их заимствует.

— У Бога, — ответил тот. — Когда Бог делает тебя целителем, Он посылает тебе пациентов; когда Он делает тебя учителем, Он посылает тебе учеников; когда Бог считает, что твое предназначение — быть Мастером, Он посылает тебе притчи.

122


ДО

Мастера попросили прокомментировать слова Иисуса о том, что нужно отречься от своих родителей. Он ответил:

— Вряд вы ли найдете большего врага, чем ваши родители.

И он рассказал, что как-то у супермаркета заговорил с женщиной, катившей в коляске двух малышей.

— Какие милые у вас мальчики. Сколько им лет?

— Врачу — три, а юристу — пять, — ответила дама.

123


до

Ученикам, которые наивно полагали, что могут всего добиться, стоит им только захотеть, Мастер говорил:

— Лучшее, что есть в жизни, не зависит от нашей воли и желания.

По желанию мы можем взять в рот пищу, но чувство голода приходит не по нашей воле.

По желанию мы можем лечь в постель, но заставить себя уснуть не в наших силах.

По желанию мы можем сделать комплимент, но не в нашей воле вызвать восхищение.

По желанию мы можем рассказать секрет, но желание не поможет нам получить доверие.

По желанию мы можем оказать кому-либо услугу, но никаким усилием воли не добиться любви.

щ


f«Ј

— Всякий раз, пытаясь изменить кого-либо, — сказал Мастер, — задайте себе о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: