В 20-х годах проблемой изучения развития личности в ходе ее жизни начала заниматься Ш.Бюлер в Венском психологическом институте. Первые ее работы касались развертывания интеллектуальных возможностей человека в его ранние годы. Затем ее исследования охватили все этапы эволюции и инволюции душевной жизни личности. В эти же годы идеи о необходимости историко-генетического подхода к изучению личности высказывали отечественные психологи (в частности Н.И.Рыбников). Свою реализацию эти идеи нашли в творчестве Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории развития высших психических функций. На рубеже 30-х годов он был захвачен проблемой истории становления «высших психических синтезов» — личности человека и его мировоззрения. Обобщая достижения мировой психологической мысли, он обращается к работам Э.Шпрангера и В.Штерна. Но особенное его внимание привлекли идеи А.Адлера, которые Выготский перерабатывает с собственных теоретических позиций. Он впервые пытается ввести в систему отечественной психологии понятия жизненной линии, осознаваемых и бессознательных жизненных планов. Он позитивно оценивает положение Адлера о целенаправленном характере линий жизни, знаменующем устремленность человека в будущее. По его словам, именно направленность лейтлинии, то есть центральной «жизненной дороги», на реализацию определяемого самой личностью своего будущего, превращает историю жизни человека из ряда бессвязных эпизодов в связный единый биографический процесс.
В работах Выготского фигурируют и понятие «жизненный путь» 1. Это понятие обычно связывается с именем Ш.Бюлер. Но у нее есть понятие «Lebenslauf», т. е. течение жизни. Предстоит еще выяснить, кто ввел в отечественную психологию продуктивное понятие жизненного пути.
2 Осмысливанию и разработке концепции Выготского о волевом развитии человека в онтогенезе как центральной линии становления его личности посвящена монография Г.Г.Кравцова. На основе обширного экспериментального материала он раскрывает условия, механизмы и этапы становления интегральных качеств воли, свободы, инициативы в детстве, собственно, и знаменующих становление личности ребенка.
Содержательное продвижение проблематики жизненного пути требует достаточно разработанной концепции личности и ее развития. Ведь именно личность является основанием главной и второстепенных линий своей жизни, которые она прокладывает, преодолевая сопротивление меняющихся исторических условий и защищая выбранное ею направление. Выготский пытается выделить стержневые характеристики личности, но целостную ее концепцию он не успел создать. Однако, выдвинутые им идеи до сих пор полностью не осмыслены, хотя отдельные важные положения легли в основу крупных концепций современных отечественных психологов. В работах Выготского прокладывание индивидом своей «жизненной дороги» выступает как одно из высших проявлений активности человека, порождаемое, инициируемое им самим.
Понятие активности — центральное и в общепсихологической теории этого психолога, и в его концепции личности. Активность как ведущая характеристика человека выступает в различных формах. На этапе детства она проявляется в виде инициируемых самим ребенком движений, в его стремлении вырасти, развиться, в очень ранних проявлениях волевых усилий. Категория идущей от индивида активности сопряжена с важнейшей для Выготского категорией воли, с утверждением представлений о воле как основе личности 2. Для обозначения личности как источника, инициатора своих внешних и внутренних действий Выготский очень редко прибегает к понятию «субъект». Однако, выступая против распространенного в психологии своего времени понимания младенца как реактивного существа, ученый подчеркивает: «Младенец — субъект развития». Активность растущего человека выступает как важная часть содержания введенного им понятия социальной ситуации развития. Подчеркивая социально-историческую детерминацию «социальной ситуации», Выготский разъясняет, что и сам ребенок выступает ее активным участником. Растущий человек не только меняет социальные условия своими действиями. Под влиянием внутреннего отношения к ним и жизненного плана личности социальные ситуации преобразуются. Отсюда психолог заключает, что культура отнюдь не беспрепятственно вливается в ребенка, но он сам входит в культуру и «присваивает себе что-то извне». Лишь в этом случае культура может переработать природный состав поведения человека. Для Выготского внешне развертывающаяся активность неотделима от внутренней психической активности. Любая внешняя операции, подчеркивает он, осуществляется субъектом с помощью внутренних средств. Отсюда можно сделать обоснованный вывод о том, что интериоризация социальных форм взаимодействия между людьми осуществляется в процессе перестройки этих внутренних средств.
Среди разных форм активности растущего человека, направленной на окружащий мир, особенно важной Выготский считает форму сотрудничества ребенка со взрослым и коллективную деятельность детей. Именно на основе социального взаимодействия у ребенка возникает способность к самосознанию и самоконтролю. Положения об индивидуально своеобразной переработке и переосмысливании человеком социальной действительности приводит Выготского к фундаментальному выводу о том, что «главным трактом» детского развития является не столько постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка.