Проблема личности в психологической науке ХХ столетия

В 20-х годах проблемой изучения развития личности в ходе ее жизни начала заниматься Ш.Бюлер в Венском психологи­ческом институте. Первые ее работы касались развертывания интеллектуальных возможностей человека в его ранние годы. Затем ее исследования охватили все этапы эволюции и инво­люции душевной жизни личности. В эти же годы идеи о необ­ходимости историко-генетического подхода к изучению лично­сти высказывали отечественные психологи (в частности Н.И.­Рыбников). Свою реализацию эти идеи нашли в творчестве Л.С.Выготского, создателя культурно-исторической теории раз­вития высших психических функций. На рубеже 30-х годов он был захвачен проблемой истории становления «высших психи­ческих синтезов» — личности человека и его мировоззрения. Обобщая достижения мировой психологической мысли, он об­ращается к работам Э.Шпрангера и В.Штерна. Но особенное его внимание привлекли идеи А.Адлера, которые Выготский пе­рерабатывает с собственных теоретических позиций. Он впер­вые пытается ввести в систему отечественной психологии по­нятия жизненной линии, осознаваемых и бессознательных жиз­ненных планов. Он позитивно оценивает положение Адлера о целенаправленном характере линий жизни, знаменующем ус­тремленность человека в будущее. По его словам, именно на­правленность лейтлинии, то есть центральной «жизненной до­роги», на реализацию определяемого самой личностью своего будущего, превращает историю жизни человека из ряда бес­связных эпизодов в связный единый биографический процесс.

В работах Выготского фигурируют и понятие «жизненный путь» 1. Это понятие обычно связывается с именем Ш.Бюлер. Но у нее есть по­нятие «Lebenslauf», т. е. течение жизни. Предстоит еще выяснить, кто ввел в отечественную психологию продуктивное понятие жизненного пути.

2 Осмысливанию и разработке концепции Выготского о волевом разви­тии человека в онтогенезе как центральной линии становления его личнос­ти посвящена монография Г.Г.Кравцова. На основе обширного экспе­риментального материала он раскрывает условия, механизмы и этапы ста­новления интегральных качеств воли, свободы, инициативы в детстве, собственно, и знаменующих становление личности ребенка.

Содержательное продвижение проблематики жизненного пути требует достаточно разработанной концепции личности и ее раз­вития. Ведь именно личность является основанием главной и второстепенных линий своей жизни, которые она прокладыва­ет, преодолевая сопротивление меняющихся исторических ус­ловий и защищая выбранное ею направление. Выготский пыта­ется выделить стержневые характеристики личности, но цело­стную ее концепцию он не успел создать. Однако, выдвинутые им идеи до сих пор полностью не осмыслены, хотя отдельные важные положения легли в основу крупных концепций совре­менных отечественных психологов. В работах Выготского про­кладывание индивидом своей «жизненной дороги» выступает как одно из высших проявлений активности человека, порож­даемое, инициируемое им самим.

Понятие активности — центральное и в общепсихологичес­кой теории этого психолога, и в его концепции личности. Ак­тивность как ведущая характеристика человека выступает в раз­личных формах. На этапе детства она проявляется в виде ини­циируемых самим ребенком движений, в его стремлении вырасти, развиться, в очень ранних проявлениях волевых уси­лий. Категория идущей от индивида активности сопряжена с важнейшей для Выготского категорией воли, с утверждением представлений о воле как основе личности 2. Для обозначения личности как источника, инициатора своих внешних и внутрен­них действий Выготский очень редко прибегает к понятию «субъект». Однако, выступая против распространенного в пси­хологии своего времени понимания младенца как реактивного существа, ученый подчеркивает: «Младенец — субъект разви­тия». Активность растущего человека выступа­ет как важная часть содержания введенного им понятия социальной ситуации развития. Подчеркивая социально-историчес­кую детерминацию «социальной ситуации», Выготский разъяс­няет, что и сам ребенок выступает ее активным участником. Ра­стущий человек не только меняет социальные условия своими действиями. Под влиянием внутреннего отношения к ним и жиз­ненного плана личности социальные ситуации преобразуются. Отсюда психолог заключает, что культура отнюдь не беспрепят­ственно вливается в ребенка, но он сам входит в культуру и «при­сваивает себе что-то извне». Лишь в этом случае культура может переработать природный состав поведения че­ловека. Для Выготского внешне развертывающаяся активность неотделима от внутренней психической активности. Любая вне­шняя операции, подчеркивает он, осуществляется субъектом с помощью внутренних средств. Отсюда можно сделать обоснованный вывод о том, что интериоризация социальных форм взаимодействия между людьми осуществляется в процес­се перестройки этих внутренних средств.

Среди разных форм активности растущего человека, направ­ленной на окружащий мир, особенно важной Выготский счита­ет форму сотрудничества ребенка со взрослым и коллективную деятельность детей. Именно на основе социального взаимодей­ствия у ребенка возникает способность к самосознанию и само­контролю. Положения об индивидуально своеобразной перера­ботке и переосмысливании человеком социальной действитель­ности приводит Выготского к фундаментальному выводу о том, что «главным трактом» детского развития является не столько постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внут­ренней социальности ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: